КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психоаналитическая модель воспитания
Термин «психоаналитическая педагогика» идет от «Журнала психоаналитической педагогики» (ныне «Психоаналитическая педагогика»), основанного в 1936 году в Штутгарте Г. Менгом и Э. Шнейдером. Этот журнал ставил перед собой задачу публикации работ, описывающих опыты применения психоанализа к детям "и юношеству, а также затрагивающих вопросы повседневной деятельности родителей и учителей, в том числе и домашних преподавателей. В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующие представления. Человеческая психика состоит из глубинного пласта бессознательного Ид («Оно»), сферы сознательного Эго («Я»), осуществляющей контроль за поведением человека, и инстанции, олицетворяющей социальные и нравственные установки общества, Супер-Эго («Сверх-Я»). Человек постоянно находится в конфликте с самим собой: его инстинктивные, бессознательные побуждения (особенно сексуальные) противоречат социальным (нравственным и этическим) нормам. Патология и отклонения в поведении возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Исходной установкой психоанализа является сведение невротических симптомов к переживаниям детства, связанными с бессознательными сексуальными влечениями. Нормальное развитие основывается на чередовании стадий психосексуального развития и интеграции. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) называл психоаналитическую терапию «перевоспитанием», или исправлением воспитательных ошибок. Он отвергал теории и методы воспитания, ориентированные на обуздание и подавление влечений ребенка. 3. Фрейд считал, что главное внимание в процессе воспитания следует перенести на первые годы жизни; по его мнению, только переживания детства дают ключ к объяснению последующих психических травм. Последователи 3. Фрейда открывали новые стороны становления ребенка. В частности, К. Юнг выявил влияние архетипов, составляющих содержание коллективного бессознательного, на индивидуальный опыт ребенка. А. Адлер подчеркивал, что на формирование личности влияет, прежде всего, ближайшее окружение (семья), чувство неполноценности, стремление к превосходству и представления о будущем. Э. Эриксон, опираясь на представления 3. Фрейда о психосексуальном развитии человека, разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. Им выделено восемь стадий жизненного пути, перед каждой из которых стоит своя задача. Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру (противоположное чувство - недоверие), раннего возраста - автономия (сомнение, стыд), возраст игры - инициативность (чувство вины), школьного возраста - достижение (чувство неполноценности), подросткового возраста - идентичность (диффузная идентичность), молодости - интимность (изоляция), зрелости - творчество (застой), старости - интеграция (разочарование в жизни). Развитие личности - результат борьбы двух возможностей: позитивной и негативной. Достигаемое на каждой стадии равновесие означает приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность для включения личности в более широкое социальное окружение. Австрийские психоаналитики (Г. Закс, О. Ранк) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Немецкий психолог Л. Грин поставил вопрос об использовании психоанализа в школе для выявления природы бессознательных мотивов поведения ребенка, понимания его побуждений и направления их в русло альтруистического самовыражения. Ребенка необходимо отвлекать от фантазий с преобладанием принципа эгоистического удовольствия и подключать его к социокультурным ценностям. По мнению австрийского психоаналитика М Кляин. воспитание, основанное на психоанализе, способствует снятию психической перегрузки, возникающей у ребенка вследствие навязывания родителями своего авторитета и власти. С ее точки зрения, ранний психоанализ (начиная с 3 лет) обеспечивает предупреждение душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка. В современном психоанализе акцентируется роль детства в развитии личности, анализируется влияние межличностных отношений и социокультурных факторов на ее становление, ставится вопрос об эмоциональном обучении родителей. Многие современные психологи, работающие в образовании, используют методы диагностики и коррекции личностных проблем ребенка, разработанные в психоанализе. В работе с родителями психоанализ направлен на расширение сферы осознаваемого, на формирование позитивных отношений с ребенком и на выращивание в родителе психотерапевтической позиции. Таким образом, психоаналитический подход имеет безусловную ценность для теории и практики воспитания и работы психолога с семьей.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |