Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новообразования возраста

Л. С. Выготский считал, что основным новообразованием подросткового возраста становится формирующееся к концу этого периода самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь в форме чувства взрослости. Через чувство взрослости подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Оценка подростком своих качеств (даже таких, как физическая сила, и связанных с половым развитием) происходит не по абсолютному отношению к качествам другого подростка, а с точки зрения степени взрослости, как ее показатель. Подросток как бы выделяет «эталон взрослости», оценивает себя и смотрит на себя через этот эталон. Подобным эталоном взрослости может служить не только взрослый человек, но и товарищ, считающийся более взрослым.

1. Формирование «Мы – концепции». Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление от своей генеалогической семьи. Стремление увидеть в другом человеке такого же, как сам. Чувство индивидуальности еще не сформировалось, поэтому диффузное «я» нуждается в сильном «мы».

2. Формирование референтных групп. Общение со сверстниками настолько интенсивно, что происходит реакция группирования. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они создают оппозицию взрослому обществу. Типичная черта подростковой группы – чрезвычайная конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Сначала выделяются группы, состоящие из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании. С течением времени группы становятся смешанными, еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит из связанных между собою пар.

3. Чувство взрослости. Формируется представление о себе как «не о ребенке», подросток осознает, что также обладает правами, как и взрослые. Отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной взрослости. Это зависит быстрого физического взросления, но психологическая и социальная взрослость еще не наступили. Под развитием взрослости понимается становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Можно выделить две стороны взрослости: становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых (объективной взрослости) и субъективной готов­ности — развитие чувства взрослости и тенденции к взрослости. Можно выделить несколько видов разной по содержанию взрослости: в социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характе­ре развлечений, во внешнем облике и манере поведения.

Показатели чувства взрослости: а) наличие у ребят стрем­ления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства старших (взаи­моотношения с товарищами, девочками или мальчиками, занятия в свободное время, учебные обязанности и т. д.). Стремление подростков к самостоятельности наиболее ярко выражается в отказе от помощи взрослых и в неудовольствии при попытках последних контролировать качество работы; б) наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оце­нок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или това­рищей.

Помимо чувства взрослости у подростков существует тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослыми, копирование разных сторон поведения и внешнего облика старших, претензии на отношение к себе как к взрослым и на соответствующие этому новые права при контактах со взрослыми и товарищами.

Важно подчеркнуть, что появление у подростков элементов взрослости, чувства взрослости и тенденции к взрослости вовсе не обязательно вызывает трудности в отношениях со взрослыми.

Необходимо отметить, что у подростков тенден­ция к взрослости и чувство взрослости возникают при различных условиях: как при авторитарной системе воспитания, регламентации всего поведения и опеке, так и при значительной свободе и самостоятельности.

Причины конфликтов подросткового возраста:

- актуализация проблем самостоятельности, убеждение подростков в несправедливости взрослых; акцентуация взрослыми своих намерений, восприятие подростком реальности их действий.

Субъективно чувство взрослости и тенденция к взрослости проявляется в эмансипации от родителей. Нуждаясьв родителях, в их любви, заботе, в их мнении,подростки испытывают сильное желание быть независимыми, самостоятельными, иметь свои тайны. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как их системы ценностей различны. Взрослые проявляют снисхождение к подростку, чтобы не идти на конфликт, а подростки – максималисты и не прощают снисхождения к себе. Разногласия происходят зачастую из-за контроля, который осуществляют родители, по поводу внешних признаков взрослости, которым подражают подростки. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. Отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни обычно передается от родителей, со сверстниками советуются по части «сиюминутных» вопросов.

Неудовлетворение основных потребностей возраста: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную выражается в обидах и различных формах протеста: непослушания, грубости, упрямстве, противопоставлении себя взрослым или товарищам или уходом от общения с товарищами, в столкновениях и конфликтах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная ситуация развития | Интеллектуальное развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.