КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о методах воспитания
Принципы воспитания. Принцип - это основополагающее или исходное положение, которым руководствуется учитель при организации воспитательного процесса. Принципы отражают общие закономерности воспитательного процесса, а также особенности целевых установок в формировании личности ребенка. В педагогической литературе встречаются различные подходы к классификациям принципов и методов воспитания. Принципы воспитания: 1. Целенаправленность воспитательных воздействий. 2. Связь воспитания с жизнью. 3. Воспитание происходит в процессе деятельности. 4. Личностный и индивидуальный подход. 5. Сочетание единства требований и уважение к личности ребенка. 6. Опора на позитивное в воспитании. 7. Комплексное воздействие, взаимосвязь всех факторов в воспитании. 8. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей. 9. Согласованность влияний обучения и воспитания на развитие ребенка. Метод - это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей. Метод состоит из приемов. Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, учитель создает внешние условия и организует деятельность. Организация форм воспитания - это как бы “внешняя оболочка” функционирования деятельности(урок, собрание, экскурсия и т.п.). Средства воспитания - это методические пути в решении воспитательных задач (пособия, кино, книги) и виды деятельности (игра, обучение, труд). Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации воспитательного процесса. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему виду деятельности ребенка. Методы взаимодействуют друг с другом, усиливая свое влияние при различных сочетаниях. Существуют классификации методов воспитания по различным основаниям: - по источникам познания (словесные, практические, наглядные); - на основе структуры личности (методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы формирования чувств и стимулирования); - по степени продуктивности (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично поисковые, исследовательские) и др. Классификация методов на основе организации деятельности. Методы воспитания также можно разделить на четыре группы: 1. Методы убеждений. 2. Методы упражнений (приучений). 3. Методы стимулирования деятельности. 4. Методы самовоспитания. 3. Методы убеждений. Убеждения - сознательное восприятие ребенком некоторых нравственных ценностей, что влияет на выработку отношений и формирует личные взгляды, убеждения, идеалы. Убеждения реализуются через различные методы и приемы (разъяснение, совет, наставление, увещевание), воздействует на сознание, чувства и волю детей. Рассказ - изложение фактов и событий, имеющих яркое эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. Здесь необходимо вызвать положительную ответную реакцию, но избегать нравоучений. Беседа - это диалог между учителем и детьми, опирается на чувственный опыт детей, на их знания. Активизация восприятия может усиливаться при помощи наглядности, вопросов, занимательности и т.д. Пример - в своем стремлении стать взрослым ребенок берет в качестве образца для подражания пример старших. Подражание носит избирательный характер и зависит от эмоций, симпатий, привязанностей, от склонностей ребенка к какому-либо человеку. Изолировать ребенка от отрицательных влияний окружающей среды невозможно, поэтому необходима просветительская деятельность со стороны учителя и родителей. Отрицательный опыт окружающих людей необходимо использовать для сравнений, с целью развития сознательного поведения, умения противопоставить и отстоять свое “я”. Характер подражательности меняется с возрастом. Ребенок для подражания обычно выбирает себе готовые образцы с притягательным внешним оформлением, у подростков подражание носит уже избирательный характер. Внушение - некритичное принятие ребенком желаний, идей, установок, которые предлагают взрослые. Эффект внушений зависит от авторитета воспитателя, его духовных ценностей и установок. В ситуации неопределенности и напряжения внушение является очень эффективным средством. Особенно его ценность возрастает, когда оцениваются и сравниваются поступки и действия детей. Требования - способ непосредственного побуждения ребенка к поступку или действию. Требование включает в себя осознание противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития ребенка. Это вызывает потребность в работе над собой, желание достигнуть цель. Средства этого метода: просьба, указание, распоряжение. В зависимости от психологических особенностей детей форма подачи требований меняется: одному необходимо предъявлять их в категоричной форме, другому - достаточно сделать намек. От манеры предъявления требований у детей возникает разная ответная реакция. Требования должны опережать развитие личности, а также переходить в требования ребенка к самому себе. Требования по форме предъявления бывают: - прямые (приказ, указание, предписание); - косвенные (просьба, совет, намек). По признаку эмоционально-психологической направленности требования различаются: а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба, одобрение, выражение доверия); б) требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза, распоряжение, выражение недоверия); в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, условное требование, требование в игровом оформлении). Общественное мнение - является отражением коллективного требования. Воспитатель должен стремиться, чтобы его требование переросло в требование детского коллектива к самому себе.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |