КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синдромы органических психических заболеваний
ДЕТИ Маниакальные состояния в детском возрасте крайне трудны для диагностики. В раннем детском возрасте проявления маниакальных состояний изучены мало. Рудименты гипомании при шизофрении у детей раннего возраста выражаются неустойчивым настроением, дурашливым поведением и расторможением влечений. Однако отнесение названных проявлений к кругу гипоманиакальных расстройств весьма условно и спорно. У детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым и в норме свойственны жизнерадостное, приподнятое настроение, повышенная двигательная активность, а также большая изменчивость настроения под влиянием различных внешних и внутренних факторов, о болезненном гипоманиакальном состоянии, можно думать лишь в случаях необычно длительной эйфории с грубыми нарушениями поведения и импульсивностью. В этом возрасте гипомания обычно проявляется выраженной двигательной расторможенностью, суетливостью, импульсивными поступками (не закончив дела, ребенок внезапно вскакивает, бежит за попавшей в поле зрения кошкой, неожиданно бросает на пол ложку и т. п.), необычным упрямством, непослушанием, стремлением задевать других детей,склонностью к грубым шалостям, гримасам, многоречивостью. При выраженном маниакальном состоянии дети все время находятся в движении, кривляются, гримасничают. Резко повышаются инстинкты, влечения, что проявляется в прожорливости, онанизме. Затруднено засыпание. Собственно аффективные нарушения ограничиваются однообразно приподнятым настроением,которое, однако, отступает на второй план. Иногда в высказываниях звучит переоценка своей физической силы, достижений. В препубертатном и младшем пубертатном возрасте (11-14 лет) эйфорическое настроение становится более заметным, но ведущая роль по-прежнему принадлежит нарушениям поведения, которые становятся еще более грубыми. Подростки чрезмерно двигательно активны, многоречивы, агрессивны,драчливы, утрачивают чувство дистанции по отношению ко взрослым, хвастливы, прожорливы,эротичны. Значительно реже в этом возрасте встречается «солнечная мания», когда дети и подростки говорят о «прекрасном настроении», восторженно отзываются о себе и близких, всем довольны. Относительно редки также «гневливые мании» с повышенной раздражительностью, бесцеремонностью, требовательностью, несдержанностью, склонностью к грубой брани. У старших подростков (15-18 лет) маниакальные и гипоманиакальные состояния более близки к таковым у взрослых. Отчетливо выражена психопатологическая триада: резко повышенное настроение, чрезмерное стремление к деятельности, идеаторное и речевое возбуждение. Вместе с тем на первый план, как и у более младших подростков, часто выступают разнообразные нарушения поведения: суетливость, драчливость, клоунизм, говорливость (подростки говорят без умолку,до хрипоты). Характерны также бессонница, усиление влечений, проявляющееся в прожорливости и повышенной сексуальности (онанизм). ДЕПРЕССИВНЫЕ СИНДРОМЫ Клинические проявления депрессивных синдромов чрезвычайно разнообразны, и поэтому полностью описать их в рамках лекции невозможно. При депрессивных расстройствах центральными признаками являются сниженное настроение, неспособность испытывать чувство радости, пессимистический образ мышления и снижение энергии; все это ведет к ухудшению работоспособности. Типичен внешний вид больного. В одежде и во всем облике заметны небрежность, неухоженность. Черты лица приобретают характерный вид: уголки рта опущены, посредине лба пролегает глубокая вертикальная морщина. Человек реже моргает. Плечи поникли; голова наклонена вперед, так что взгляд направлен вниз. Жестикуляция сведена к минимуму. Важно отметить, что некоторые больные, несмотря на глубокое чувство депрессии, внешне сохраняют улыбку. Часто наблюдается психомоторная заторможенность (хотя, как будет доложено далее, некоторые больные находятся, напротив, в состоянии ажитации). Заторможенный больной ходит и производит любые другие действия медленно. Замедленность мышления отражается на его речи; ответы на вопросы следуют с большой задержкой, а паузы в разговоре порой настолько затягиваются, что человеку, не испытывающему депрессии, это может показаться просто невыносимым. Настроение больного тоскливое, страдальческое, причем оно почти не улучшается ни при таких обстоятельствах, при которых обычное чувство грусти смягчилось бы — например, в приятной компании или после получения хороших известий. Более того, депрессивное настроение может даже ощущаться как отличающееся от обычной печали. Иногда пациенты сравнивают его с черной тучей,словно окутывающей всю душевную деятельность, проникающей во все ее сферы. Некоторым больным удается скрывать такие изменения настроения от окружающих, по крайней мере,на короткое время; иные пытаются утаить свое сниженное настроение и во время клинических собеседований, затрудняя работу врача. Во многих (хотя и не во всех) случаях при умеренно тяжелом депрессивном расстройстве отмечается тревога. Типичен и такой симптом, как раздражительность, которая проявляется в том, что больной склонен реагировать с чрезмерной досадой даже на минимальные требования и на мелкие неудачи. Ажитация — это состояние беспокойства, субъективно ощущаемое самим больным как неспособность расслабиться, а объективно (для стороннего наблюдателя) выражающееся в безостановочной двигательной активности. Когда это состояние выражено в слабой степени, можно наблюдать, как больной постоянно теребит пальцы рук и делает беспокойные движения ногами; при тяжелой форме он не может долго усидеть на месте, ходит из угла в угол по комнате. Отсутствие интересов и способности радоваться — обычное явление для страдающих депрессией, хотя они не всегда жалуются на это по собственной инициативе. Больного совершенно не привлекают те занятия и увлечения, которые доставили бы ему удовольствие, будь он в нормальном состоянии. Утратив вкус к жизни, он не получает никакого удовлетворения от повседневных дел, нередко отказывается от социальных контактов. Характерно снижение энергии (иногда это сочетается с определенной степенью двигательного беспокойства, что может ввести в заблуждение наблюдателя). Больной чувствует вялость, апатию, во всем видит обременительную необходимость приложения усилий, многое не доводит до конца. Например, хозяйка, которая прежде всегда ревностно наводила в доме чистоту и порядок, может бросить постели незаправленными, оставить на столе немытые тарелки. Понятно, что больные, как правило, объясняют этот упадок сил соматическим заболеванием. Важно обратить внимание на группу симптомов, которые обычно называют биологическими. Сюда относятся нарушения сна, колебания настроения в течение суток, потеря аппетита, снижение массы тела, запоры, утрата либидо, у женщин — аменорея. При депрессивных расстройствах умеренной тяжести подобные явления наблюдаются часто, но не постоянно (при легких депрессивных расстройствах они встречаются реже, тогда как при тяжелых, напротив, чрезвычайно распространены). Некоторые из этих симптомов требуют дополнительных комментариев. Нарушения сна при депрессивных расстройствах бывают нескольких типов. Наиболее характерно раннее пробуждение по утрам; при этом по вечерам больной долго не может заснуть, иногда пробуждается и ночью. Утром он просыпается на два-три часа раньше обычного времени; заснуть снова не удается, и он лежит без сна, ощущая себя не отдохнувшим, а часто — беспокойным и возбужденным. Он думает о грядущем дне с пессимизмом, с грустью размышляет о прошлых неудачах и в мрачных тонах представляет будущее. Именно это сочетание раннего пробуждения и депрессивных мыслей имеет особое значение для диагноза. Следует отметить, что некоторые больные в состоянии депрессии не только не просыпаются рано, но, наоборот, чрезмерно много спят, — и тем не менее, по их словам, не чувствуют себя отдохнувшими. Важным симптомом являются пессимистические мысли («депрессивное мышление»), которые можно разделить на три группы. Первая группа включает в себя мысли, относящиеся к настоящему. Больной в любом событии замечает только грустную сторону; он считает, что ему ничего не удается и что окружающие видят в нем неудачника; он больше не чувствует уверенности в себе и к любому успеху относится скептически,как к случайности, в которой нет его заслуги. Вторая группа мыслей связана с представлениями о будущем. Больной ожидает самого худшего,рисует перед собой безнадежные перспективы. Он предвидит неудачи в работе, финансовый крах,несчастье в семье и неизбежное разрушение своего здоровья. Все это часто сопровождается мыслью о том, что жить больше не стоит и что смерть была бы желанным избавлением. Такая поглощенность мрачными размышлениями может прогрессировать до идеи о самоубийстве и разработки соответствующих планов. В каждом случае необходимо расспросить о таких мыслях. Способы оценки суицидального риска мы рассмотрим несколько позже. Третью группу составляют мысли, посвященные прошлому. Часто они принимают форму необоснованного чувства вины и проявляются в самобичевании по незначительным поводам; например,больной может винить себя за какой-то (достаточно невинный с обычной точки зрения) нечестный поступок или за то, что он кого-то подвел. Как правило, человек годами не вспоминал об этих случаях,но в состоянии депрессии его захлестывает поток воспоминаний, сопровождаемый сильными эмоциями. Поглощенность мыслями такого рода определенно указывает на наличие депрессивного расстройства. У некоторых больных присутствует чувство вины, однако они не связывают его с каким-либоопределенным фактом. У других воспоминания фокусируются на несчастливых событиях; больной перебирает в памяти наиболее тяжелые моменты своей жизни, эпизоды, когда он потерпел неудачу или когда в его судьбе произошел резкий перелом к худшему. Эти мрачные воспоминания учащаются по мере углубления депрессии. При депрессивных расстройствах типичны жалобы на соматические симптомы. Они могут принимать разные формы, но особенно часты жалобы на запоры и на ощущение болезненного дискомфорта в какой-либо области тела. Обычно в этот период учащаются жалобы на любое соматическое заболевание, существовавшее и раньше; распространены также ипохондрические проявления. ДЕТИ Классические формы депрессий, свойственные взрослым, в детском возрасте практически не встречаются. Однако у детей наблюдается большая гамма разнообразных возрастных рудиментов депрессивных и маниакальных состояний, которые существенно отличаются в разные периоды развития ребенка. У детей раннего и дошкольного возраста депрессивные состояния в основном проявляются в форме соматовегетативных и двигательных нарушений, т. е. на соматовегетативном и психомоторном уровнях. Наиболее атипичны проявления депрессивных состояний у детей раннего возраста (до 3 лет). Они выражаются общей вялостью, снижением интереса к окружающему, временами с приступами плача, двигательным беспокойством. Характерны стереотипные движения, особенно однообразные раскачивания головой и всем телом перед засыпанием (яктации). Как правило, наблюдаются нарушения ритма сна и бодрствования, снижение аппетита, похудание. По мнению ряда зарубежных авторов, особенно тяжелыми проявлениями у детей первых лет жизни отличается психогенная депрессия, возникающая в результате эмоциональной депривации и фрустрации, связанной с длительной разлукой ребенка с матерью при отсутствии лица, адекватно заменяющего ее. В этом случае после короткого периода возбуждения с плачем, криками, агрессивным поведением наступает апатия со слабостью побуждений, безучастностью, отказом от игровой деятельности, утратой аппетита, похуданием, склонностью к простудным и инфекционным заболеваниям. Если такое состояние затягивается, то, как правило, ребенок отстает в психическом и речевом развитии. Возможен летальный исход в связи с истощением и интеркуррентными заболеваниями. О депрессии в собственном смысле слова при этих состояниях позволяют говорить лишь постоянное «печально-покорное выражение лица» ребенка, общая заторможенность и безучастность. У детей дошкольного и младшего школьного возраста на первый план при депрессивных состояниях разного происхождения выступают изменения поведения: пассивность, вялость, замкнутость,безразличие, потеря интереса к играм, затруднения в учебе в связи с нарушениями активного внимания, медленным усвоением учебного материала. У некоторых детей, особенно у более активных мальчиков преобладают раздражительность, обидчивость, иногда склонность к агрессии — драчливость, а также уходы из дома и из школы, прогулы, т. е. недифференцированные нарушения поведения. Несмотря на часто противоположные нарушения поведения, общим признаком служит утрата свойственной детям жизнерадостности, оптимистического мироощущения. Однако субъективных переживаний тоски, подавленного настроения обычно не бывает. В числе «психосоматических эквивалентов» депрессии в этом возрасте отмечаются энурез,расстройства сна (трудности засыпания, ночные кошмары и страхи), снижение аппетита, похудание и,наоборот, ожирение, запоры, В ряде случаев бывает регрессивное поведение в виде возобновления патологических привычек, свойственных более младшему возрасту, например сосания пальцев,мастурбации, кусания ногтей, выдергивания волос. Нередко, особенно у девочек, возникает мутизм. Только в препубертатном возрасте в структуре рудиментов депрессивных состояний появляется более отчетливый депрессивный аффект в виде подавленного, тоскливого настроения, а также своеобразное чувство мало-ценности как предшественник депрессивных идей самоуничижения и самообвинения. Дети говорят: «Я ни на что не годный, неспособный», «Я самый слабый среди ребят в классе», «Ничего у меня не получается» и т. п. Впервые возникают рудиментарные суицидальные мысли («Зачем мне такой жить?», «Кому я такая нужна?»), которые, однако, в большинстве случаев не сопровождаются суицидальными попытками. Дети отмечают у себя замедление течения мыслей, что отражается в медленной речи. Реже встречается двигательная заторможенность, которая, однако, в отдельных случаях может достигать степени депрессивного ступора с двигательным оцепенением и мутизмом. Возрастной особенностью депрессивного ступора нередко бывают отдельные кататонические включения — автоматическая подчиняемость, элементы каталепсии, отказ от еды. Таким образом, у детей препубертатного возраста возможен очерченный депрессивный синдром со свойственной ему триадой признаков: подавленным настроением, интеллектуальной и моторной заторможенностью. Большое место в структуре депрессивных состояний занимают разнообразные соматовегетативные проявления: расстройства сна, головная боль, снижение аппетита, запор и т. д. В тесной связи с соматовегетативными расстройствами находятся довольно частые в данном возрастном периоде ипохондрические (навязчивые и сверхценные) опасения и страхи за здоровье и жизнь собственные и своих близких. Дети становятся тревожными, фиксированы на соматических нарушениях, со страхом спрашивают, не может ли остановиться сердце, не задохнутся ли они во сне и т. п. В пубертатном возрасте (приблизительно с 13-14 лет) симптоматика депрессивных состояний приближается к проявлениям депрессии у взрослых. Наблюдается более или менее выраженный депрессивный аффект — тоскливое, подавленное настроение, двигательная заторможенность, изредка достигающая степени депрессивного субступора или ступора. Однако в отличие от взрослых,идеаторная заторможенность (замедленное течение мыслей и представлений, медленная речь) подросткам свойственна меньше. Сравнительно часты идеи малоценности («отсутствуют способности», «плохая память»), которые, однако, редко переходят в бред самоуничижения. Нередки отрывочные идеи самообвинения («виноват перед родителями и перед школой»). Встречаются суицидальные мысли, которые могут реализоваться в суицидальных попытках, особенно у подростков старше 15 лет. К возрастным особенностям депрессивных состояний в пубертатном возрасте следует отнести относительно большую по сравнению со взрослыми частоту ипохондрических переживаний с навязчивыми и сверхценными опасениями за здоровье, иногда приобретающими форму острых тревожно-ипохондрических приступов. Другой особенностью служат частые дисморфофобические включения в виде чрезмерной озабоченности реальными, но сильно преувеличенными или мнимыми физическими недостатками (прыщи на лице, узкие плечи у юноши, излишний рост волос на теле у девочки, немного искривленные ноги, некрасивая форма носа и т. п.). Относительно часто наблюдаются состояния деперсонализации — дереализации. К их числу при депрессиях в пубертатном возрасте относятся «болезненное психическое бесчувствие» (anaesthesia psychica dolorosa), т. е. субъективно тягостное переживание кажущейся утраты чувств к окружающим, прежде всего к близким, переживание измененности других психических процессов и нереальности восприятия внешнего мира. К особенностям депрессивных состояний у подростков, чаще девочек, следует отнести также нередкое сочетание их с диэнцефально-вегетативными расстройствами (потливость, тахикардия,головокружения, повышение или понижение артериального давления, аменорея, расстройства ритма сна и т. п.). Часто вегетативные расстройства приобретают форму кризов. Выраженные депрессивные состояния у подростков, преимущественно при шизофрении, могут сопровождаться депрессивно-нигилистическим бредом Котара («весь мир гибнет», «я превратился в труп») Такой бред, как правило, эпизодический и фрагментарный. БРЕД В комментариях к МКБ-Х дается следующее определение бреда. Бред — это стойкое убеждение, возникшее на патологической почве, не поддающееся воздействию разумных доводов пли доказательств противного и не являющееся внушенным мнением, которое могло быть усвоено человеком в результате соответствующего воспитания, полученного образования,влияния традиций и культурного окружения. Приведенное определение нацелено на то, чтобы отделить бред, свидетельствующий о психическом расстройстве, от других типов стойких убеждений, которые могут встречаться у здоровых людей. Обычно (но не всегда) бред является ложным убеждением. Критерием бреда служит то, что он стойко держится на неадекватном основании, т. е. это убеждение не представляет собой результата нормальных процессов логического мышления. Сила убежденности при этом такова, что ее не могут поколебать даже неопровержимые, казалось бы, доказательства противного. Например, больной с бредовой идеей о том, что в соседнем доме затаились его преследователи, не откажется от этого мнения и тогда, когда собственными глазами увидит, что дом пуст; вопреки всему он сохранит свое убеждение, предположив, например, что преследователи покинули здание перед тем, как оно было обследовано. Следует отметить, однако, что и нормальные люди с идеями не бредового характера иногда остаются так же глухи к доводам рассудка, пример тому — единые верования у людей с общими религиозными или этническими корнями. Так, человек,воспитанный в традициях веры в спиритуализм, вряд ли изменит свои убеждения под влиянием веских доказательств противного, убедительных для всякого, чье мировоззрение не связано с подобными верованиями. Необходимо отличать бред от сверхценных идей. Сверхценная идея — это изолированное,всепоглощающее убеждение иной природы, чем бред; оно порой в течение многих лет доминирует в жизни больного и может влиять на его действия. Корни убеждения, занимающего мысли больного,можно понять, анализируя подробности его жизни. Например, человек, чьи мать и сестра одна за другой умерли от рака, может поддаться убеждению, что рак заразен. Хотя провести разграничение между бредом и сверхценной идеей не всегда легко, на практике это редко приводит к серьезным проблемам, так как диагноз психического заболевания зависит от большего, чем наличие или отсутствие какого-либо одного симптома. Существует много типов бреда. Один из подходов к классификации включает в себя первичный,вторичный и индуцированный бред. Первичный, или аутохтонный, бред — это бред, возникающий внезапно с полным убеждением в истинности его содержания, но без каких-либо приведших к нему психических событий. Вторичный бред можно расценивать как производное какого-либо предшествующего патологического переживания. Подобный эффект способны вызывать переживания нескольких типов, в частности галлюцинации (например, больной, слышащий голоса, на этом основании приходит к убеждению, что его преследуют), настроение (человек в глубокой депрессии может поверить в то, что люди считают его ничтожеством); в некоторых случаях бред развивается как следствие предшествующей бредовой идеи: например, человек с бредом обнищания может бояться, что из-за потери денег его отправят в тюрьму, поскольку он не сумеет уплатить долги. Накопление вторичных бредовых идей может оказаться причиной образования запутанной бредовой системы, в которой каждую идею можно расценить как вытекающую из предыдущей. Когда формируется сложный набор взаимосвязанных идей такого рода, его иногда определяют как систематизированный бред. При определенных обстоятельствах возникает индуцированный бред. Как правило, окружающие считают бредовые идеи больного ложными и спорят с ним, пытаясь скорректировать их. Но случается,что человек, который живет вместе с больным, начинает разделять его бредовые убеждения. Данное состояние известно как индуцированный бред, или помешательство вдвоем. Пока пара остается вместе,бредовые убеждения второго лица так же сильны, как у партнера, однако они, как правило, быстро редуцируются, когда пара разлучается. Как правило, когда у больного впервые развивается бред, у него также возникает определенная эмоциональная реакция, и он по-новому воспринимает окружающее. Например, человек, верящий в то,что группа людей собирается его убить, вероятно, почувствует страх. Естественно, что в таком состоянии он может истолковать замеченное в автомобильном зеркале заднего вида отражение машины как доказательство того, что за ним следят. В большинстве случаев сначала возникает бред,а потом уже присоединяются остальные компоненты. Иногда наблюдается обратный порядок: вначале изменяется настроение — часто это выражается в появлении чувства тревоги, сопровождающегося дурным предчувствием (кажется, будто вот-вот случится нечто ужасное), — а затем следует бред. Это явление обычно обозначается как бредовое настроение. В некоторых случаях происшедшее изменение проявляется в том, что знакомые объекты восприятия вдруг, без всякой причины, предстают перед больным как бы несущими новый смысл. Например,непривычное расположение предметов на письменном столе коллеги может быть интерпретировано как признак того, что больной избран Богом для какой-то особой миссии. Описанное явление называют бредовым восприятием; данный термин несколько неудачен, поскольку ненормально не восприятие,а ложное значение, которое придается нормальному объекту восприятия. БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА По МКБ-10 сюда включают ряд расстройств, при которых устойчивый бред является единственным или наиболее характерным клиническим симптомом и которые не и которые не могут быть классифицированы как органические, шизофренические или аффективные. Бредовое расстройство характеризуется развитием единственной картины бреда, которые обычно устойчивы и иногда пожизненны. Содержание бреда или серии картин бреда чрезвычайно вариабельно. Совершенно несовместимыми с этим диагнозом являются четкие и устойчивые галлюцинации, бред контроля извне(бред воздействия), выраженная эмоциональная притупленность, а также явные признаки заболевания мозга. Однако наличие случайных или преходящих слуховых галлюцинаций, особенно у больных пожилого возраста, не исключает диагноза бредового расстройства, при условии, что они не являются типично шизофреническими и составляют только небольшую часть общей клинической картины. Такие состояния нередко обозначают термином «паранойяльный синдром», который представляет собой систематизированный бред персекуторного характера и не имеет в своей структуре галлюцинаторных расстройств. ДЕТИ Паранойяльные состояния с бредом толкования в встречаются относительно часто только в пубертатном периоде, но в большинстве случаев характеризуются неразвернутостью бредовых построений, сравнительной бедностью аргументации, а также определенной возрастной спецификой содержания. Как правило, они монотематичны. Сравнительно распространенную форму паранойяльных состояний представляет бредовое негативное отношение к родителям, которое может выступать либо в виде бреда отношения, либо в виде бреда чужих родителей. В отличие от рудиментов бредового отношения к родителям, наблюдаемого у детей более младшего возраста, бред отношения к родителям, а тем более бред чужих родителей, в пубертатном возрасте интерпретативный, для его обоснования привлекаются крайне односторонне и извращенно трактуемые доводы. Так, если мать старалась особенно угодить подростку, приготовив его любимые блюда, то он считает, что «мать стремится задобрить меня, чтобы я ей верил, хотя на самом деле меня не любит и может, войдя в доверие, принести вред, даже отравить». Подростки с бредом «чужих родителей» по отдельным случайным признакам «догадываются, что родители не родные», бесконечно ищут доказательства своей догадки, для чего выспрашивают полузабытые сведения у родственников и знакомых, сверяют документы о рождении, сравнивают свою внешность с внешностью родителей и т. п. Особая одержимость подростков в стремлении доказать идею «чужих родителей», тесная спаянность бреда с особенностями личности (чаще стеничной и ригидной) позволяют рассматривать бред «чужих родителей» как сверхценный бред близкий к сверхценной идее. Родственны сверхценным образованиям и другие формы монотематического паранойяльного бреда в пубертатном возрасте. Одна из них, входящая в синдром метафизической (или философической) интоксикации, тесно связана со сверхценными идеями самоусовершенствования,поисков смысла жизни, реформаторства. Нередкую форму паранойяльного бреда в пубертатном возрасте представляет дисморфофобический бред, т. е. бред физического недостатка. Дисморфофобический бред, как правило, развивается на основе сверхценных идей физического недостатка, но в отличие от них не поддается коррекции, нередко бывает нелепым, ведет к грубому нарушению поведения подростка. Своеобразным вариантом дисморфофобического бреда являются бредовые идеи чрезмерной полноты,наблюдаемые при синдроме нервной или психической анорексии и возникающие также на основе сверхценных переживаний, преимущественно у подростков-девочек. К бредовым расстройствам относится и параноидный синдром — несистематизированный бред персекуторного характера, возможно в сочетании с галлюцинаторными расстройствами и на фоне сниженного настроения (тревога, депрессия и т. п.). Содержание (тематика) бреда может быть различна. Бред преследования обычно направлен на отдельное лицо или на целые организации, которые, как считает пациент, стараются причинить ему вред, запятнать его репутацию, довести его до сумасшествия или отравить. Такие идеи хотя и типичны, но не играют существенной роли при постановке диагноза, так как они наблюдаются при различных заболеваниях. Однако отношение пациента к бреду может иметь диагностическое значение: характерно, что при тяжелом депрессивном расстройстве больной склонен принимать предполагаемую деятельность преследователей как оправданную, обусловленную его собственной виной и никчемностью, тогда как шизофреник, как правило, активно сопротивляется, протестует, выражает свой гнев. Бред отношения выражается в том, что предметы, события, люди приобретают для больного особое значение: например, прочитанная газетная статья или прозвучавшая с телеэкрана реплика воспринимаются как адресованные лично ему. Бред отношения может также быть ориентированным на действия или на жесты окружающих, которые, как считает больной, несут какую-то информацию о нем: допустим, если человек прикасается к своим волосам — это намек на то, что больной превращается в женщину. Хотя чаще всего идеи отношения связаны с преследованием, в некоторых случаях больной может придавать своим наблюдениям иной смысл, считая, что они призваны свидетельствовать о его величии или успокаивать его. Бред виновности и малоценности чаще всего встречается при депрессии, поэтому иногда используется термин «депрессивный бред». Для этой формы бреда типичны идеи о том, что какое-то мелкое нарушение закона, которое больной совершил в прошлом, скоро раскроется и он будет опозорен, или что его греховность навлечет кару на его семью Нигилистический бред - это, строго говоря, убеждение в несуществовании какого-то лица или предмета, но его значение расширяется и включает в себя пессимистические мысли больного о том, что с его карьерой покончено, что у него нет денег, что он скоро умрет, или же о том, что мир обречен. Нигилистический бред ассоциируется с крайней степенью депрессивного настроения. Часто он сопровождается соответствующими мыслями о нарушениях в функционировании организма(например, о том, что кишечник якобы забит гниющими массами). Классическая клиническая картина носит название синдрома Котара по имени описавшего ее французского психиатра. Ипохондрический бред заключается в убеждении о наличии заболевания. Больной, невзирая на медицинские доказательства противного, упорно продолжает считать себя больным. Такой бред чаще развивается у пожилых людей, отражая возрастающее беспокойство о здоровье, свойственное в этом возрасте и людям с нормальной психикой. Другие бредовые идеи могут быть связаны с раком или с венерическим заболеванием либо с внешним видом частей тела, особенно с формой носа. Больные с бредом последнего типа часто настаивают на пластической операции. Бред ревности чаще встречается у мужчин. Не все обусловленные ревностью мысли являются бредом, менее интенсивные проявления ревности достаточно типичны; кроме того, некоторые навязчивые мысли также могут быть связаны с сомнениями насчет верности супруги. Однако если эти убеждения являются бредовыми, то они особенно важны, поскольку могут привести к опасному агрессивному поведению по отношению к тому, кого подозревают в неверности. Необходимо особое внимание, если больной «шпионит» за супругой, осматривает ее одежду, пытаясь обнаружить следы спермы, или роется в ее сумочке в поисках писем. Страдающий бредом ревности не удовлетворится отсутствием доказательств, подтверждающих его убеждение; он будет упорно продолжать свои поиски. Бред ревности практически никогда не бывает монотематическим и сочетается с другими персекуторными идеями. Сексуальный или любовный бред встречается редко, в основном ему подвержены женщины. Женщина с любовным бредом верит в то, что к ней питает страсть недоступный при обычных обстоятельствах, занимающий более высокое социальное положение мужчина, с которым она даже никогда не разговаривала. Бред величия, или экспансивный бред, — это гипертрофированное убеждение в собственной значимости. Пациент может считать себя богатым, наделенным необычайными способностями пли вообще исключительной личностью. Такие идеи имеют место при мании и при шизофрении. ДЕТИ Нестойкие бредовые идеи могут возникать уже в младшем школьном возрасте,но систематизированный бред, т. е. совокупность бредовых идей, складывающихся в систему логических доказательств, по данным многих детских психиатров, возможен лишь после 10-11 лет,т. е. начиная с препубертатного возраста. Однако не только в препубертатном, но и в пубертатном возрасте систематизированный бред встречается довольно редко. Его возникновению может способствовать акселерация интеллектуального развития. Отрывочные, нестойкие бредовые идеи преследования чаще наблюдаются у детей в состоянии помраченного сознания при острых экзогенных, в частности, инфекционных и интоксикационных, психозах. Содержание бредовых идей в этом случае тесно связано с галлюцинаторными образами (обычно зрительными) и образами иллюзий и меняется в зависимости от их изменения. Так, например, в состоянии делириозного помрачения сознания ребенок, который «видит» мохнатых страшных чудовищ, на короткое время убежден в том,что они нападают на него, и просит мать прогнать их. Бредовые феномены при не помраченном сознании в детском возрасте встречаются значительно реже. Несмотря на относительную редкость у детей завершенных бредовых идей при отсутствии помраченного сознания, незавершенные, рудиментарные бредовые феномены даже в младшем детском возрасте бывают довольно часто. Знать проявления таких рудиментарных форм — возрастных предшественников бредовых идей — весьма важно для раннего распознавания ряда тяжелых психических заболеваний, прежде всего шизофрении, а также некоторых затяжных органических психозов, в частности при ревматических и других хронических энцефалитах. Онтогенетическими предшественниками бреда в детском возрасте можно считать некоторые формы преимущественно аффективных нарушений, которые нередко сочетаются с неразвернутыми перцепторными компонентами и, по-видимому, элементарными образами воображения. Так, например,уже в 4-5 лет у некоторых детей, позднее обнаруживающих неразвернутые бредовые идеи преследования и воздействия, бывают приступы немотивированного диффузного страха, чаще беспредметного, обычно вечером и ночью. Ребенок прижимается к родителям, повторяя: «Боюсь,боюсь!». Иногда страх имеет необычное, вычурное содержание: ребенок боится форточек,водопроводных кранов, чайников, ветра, шума воды. Отсутствие в описанных состояниях идеаторного компонента, даже элементарного, не позволяет считать их рудиментарными формами бреда. Тем не менее, изучение динамики психических нарушений у таких детей свидетельствует о существовании ряда переходных состояний от приступов диффузного страха к собственно бредовым феноменам. Следовательно, описанные приступы немотивированного страха могут рассматриваться как предшественники, предвестники будущего бреда. Отсутствие при них идеаторного компонента и неразвернутость перцепторного компонента,очевидно, объясняются возрастным уровнем развития психики. В несколько более старшем возрасте (6-9 лет) у детей, которые ранее испытывали описанные приступы страха, нередко возникают немотивированные своеобразные состояния с тревожно-боязливым аффектом, напряженностью, подозрительностью и двигательным беспокойством. Дети становятся тревожными, с недоверием всматриваются в окружающих, боятся подходить к незнакомым или малознакомым лицам, сторонятся других детей, прячутся по углам, отказываются выходить на улицу, склонны расценивать действия окружающих как недружелюбные, враждебные («дядя посмотрел на меня злыми глазами»). Они нередко жалуются на недомогание, плохое самочувствие,отсутствие аппетита. К рудиментам бреда у детей дошкольного возраста можно отнести своеобразное настороженное,боязливое отношение к предлагаемой пище («она плохая», «грязная»). Перечисленные состояния болезненно измененного аффекта Г. Е. Сухарева по аналогии с «бредовым настроением» у взрослых, описанным К. Jaspers, называет «бредовой настроенностью». Из описания этих состояний видно, что в их структуре наряду с патологически измененной аффективностью имеются элементы бредового восприятия и неразрывно связанного с ним бредового толкования,т. е. это рудиментарный чувственный бред. Состояния бредовой настроенности у детей наглядно показывают роль измененных аффективности(настороженность, подозрительность, тревожность) и протопатических эмоций, непосредственно связанных с чувственной сферой (нарушение самочувствия, ощущение недомогания) в происхождении бредовых феноменов. К предыдущему рудиментарному бредовому феномену близко стоит описанное Г. Е. Сухаревой (1955), появляющееся иногда уже в дошкольном возрасте недоброжелательное отношение к родным, прежде всего к матери. Ребенок грубит матери, стремится сделать ей назло, отталкивает ее, когда она хочет его приласкать, не берет у нее игрушки и лакомства, плохо отзывается о ней. Такое состояние непродолжительно. В более старшем возрасте, чаще в пубертатном периоде, этот рудиментарный феномен нередко превращается в более очерченную и стойкую форму паранойяльного бреда — «бреда чужих родителей», при котором ребенок или подросток убежден в том, что его родители (чаще только мать) не родные, но скрывают это. В доказательство приводятся разные незначительные факты или случайные высказывания родителей, якобы свидетельствующие об их плохом отношении к больному,а стало быть, и о том, что они ему не родные. Рудименты бреда у детей дошкольного возраста со свойственным им преобладанием конкретно-образного типа мышления могут выступать также в форме образных патологических фантазий и в виде игрового перевоплощения с элементами деперсонализации, при которой ребенок представляет себя лошадкой, зайцем, троллейбусом и более или менее долго ведет себя соответствующим образом с игнорированием реальной ситуации У детей младшего школьного возраста характер рудиментов бреда меняется. Состояния немотивированного страха приобретают более дифференцированную форму опасений за жизнь и здоровье, т. е. страхов с ипохондрическим содержанием. Приступы таких страхов чаще возникают ночью и нередко сопровождаются выраженными вазовегетативными расстройствами (чувство жара,гиперемия кожных покровов, тахикардия, гипергидроз и пр.). Образное патологическое фантазирование как рудимент бреда в младшем школьном, а отчасти препубертатном и пубертатном возрасте (обычно у мальчиков) приобретает агрессивно-садистическоесодержание (мысленно представляются сражения, убийства, пытки, казни и т. п). В фантазиях такого рода наряду с образным, присутствует и идеаторный компонент в виде придумывания различных,мучительных способов убийств, наказаний для тех, кто когда-либо причинял неприятности больному,например для школьных учителей. Один мальчик с таким типом фантазирования вел специальный журнал, где в разных графах записывал проступки своих «недругов» и способы их наказания. Сравнительно частой формой рудиментарных бредовых образований в младшем школьном и отчасти препубертатном возрасте является бред воображения. Этот вид бредовых идей — результат деятельности воображения, фантазирования. Психопатологическую структуру бреда воображения у детей чаще всего составляют идеи преследования, отношения, отравления, ложные узнавания и т. п., опирающиеся на ложные воспоминания и их переработку в процессе фантазирования. К числу предшественников параноидного бреда у детей школьного возраста относятся также некоторые навязчивые страхи, чаще ипохондрического содержания (страх заражения, загрязнения,болезни, смерти). Динамическое изучение таких страхов свидетельствует о том, что в части случаев аффективный компонент страхов блекнет и дезактуализируется, их содержание становится все более символическим, присоединяются идеаторные навязчивости (навязчивые сомнения, воспоминания,навязчивый счет), постепенно происходит трансформация навязчивых переживаний либо в психические автоматизмы и псевдогаллюцинации, либо в бредовые идеи преследования и воздействия. У детей препубертатного возраста хотя и происходит усиление идеаторного компонента незавершенных форм бреда, однако бред носит чувственный (образный) характер и тесно связан с аффективным состоянием. В препубертатном возрасте (приблизительно с 10 лет) впервые возникают более отчетливые идеи преследования («выслеживают какие-то ребята»), отравления (дети проверяют пищу, «чтобы не подсыпали чего-нибудь»), отношения («в классе, на улице все по-особому смотрят на меня»). Бредовые идеи, как правило, неразвернуты, отрывочны, нестойки, сугубо обыденного содержания. Так, например, дети заявляют, что в классе к ним изменилось отношение, они замечают, как одноклассники переглядываются, шепчутся, когда они входят в класс, учителя стали плохо относиться — занижают оценки. У детей препубертатного возраста встречаются также рудименты бреда величия, которые имеют своими истоками некоторые формы патологического бредоподобного фантазирования. Бредовые идеи в пубертатном возрасте становятся более завершенными, приближаясь к бреду взрослых. В этом возрасте они впервые начинают складываться в определенные сочетания,свойственные синдромам бредовых расстройств: паранойяльному и параноидному. Однако бредовые синдромы отличаются значительным возрастным своеобразием, позволяющим некоторые их варианты рассматривать как преимущественные для пубертатного возраста психопатологические синдромы. СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО АВТОМАТИЗМА Синдром Кандинского — Клерамбо (синдром психического автоматизма), описанный двумя исследователями независимо друг от друга, характеризуется бредом преследования, психического и физического воздействия, псевдогаллюцинациями, явлениями психического автоматизма, которые выражаются убеждением в отчужденности мыслей, двигательных актов, действий. Больной говорит о насильственном потоке мыслей, о «вложенности» мыслей, о чтении мыслей на расстоянии (симптом«открытости»), о мысленных голосах, заставляющих, помимо воли, повторять слова, фразы о завершенных и незавершенных поступках, внушенных со стороны и больному не принадлежащих(синдром овладения). Некоторые больные уверяют, что они превратились в животное или что оно вселилось в них (синдром одержимости). Например, больной утверждал, что в нем два человека: один владеющий всем его телом, внутренними органами, другой — это он прежний, родившийся от матери,но распавшийся на отдельные, разрозненные «системы организма». Синдром наблюдается главным образом при шизофрении. Синдром психического автоматизма в завершенной форме у детей и даже подростков до 15 лет не наблюдается. Однако отдельные его компоненты, прежде всего псевдогаллюцинации и рудименты идей воздействия, могут возникать уже в преддошколыюм возрасте. ОНЕЙРОИДНЫЙ СИНДРОМ Развернутый онейроидный синдром, наблюдающийся в пубертатном возрасте, проявляется отрешенностью от окружающего с погружением в мир ярких образных представлений и фантастических псевдогаллюцинаций, напоминающих сновидения. Больной может быть как зрителем, так и непосредственным участником фантастических событий. Как правило, он заторможен, малоподвижен, с застывшим выражением лица и взглядом, устремленным в одном направлении. Больные«видят» себя участниками событий, происходящих в космосе, на других планетах, в экзотических странах, на кораблях, совершающих кругосветные путешествия, «общаются» со сказочными персонажами, инопланетянами, «наблюдают» за кровавыми битвами, «видят» толпы людей в необычных одеждах, «слышат» необычную музыку, пение и т. п. Воспоминания о болезненных фантастических переживаниях в большинстве случаев сохраняются. При ориентированном онейроиде часто имеется двойная ориентировка — больной считает, что находится в одно и то же время и у себя дома, и в больнице или же в больнице и одновременно на пароходе, который плывет в океане. Глубина помрачения сознания колеблется: сознание то частично проясняется, появляется возможность вступить в контакт с больным, то заполняется грезоподобными фантастическими образами, зрительными и слуховыми псевдогаллюцинациями с частичной отрешенностью от реальности. Однако и в этом случае контакт с больным не утрачивается полностью. Более или менее отчетливые проявления онейроидных состояний наблюдаются лишь у детей школьного возраста. КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Кататонический синдром проявляется в форме возбуждения и оцепенения (ступора). У детей значительно чаще встречаются проявления кататонического возбуждения. Типичные развернутые состояния кататонического возбуждения и ступора наблюдаются лишь начиная с пубертатного возраста. Однако разнообразные и весьма характерные рудиментарные кататонические нарушения встречаются уже в раннем детском возрасте. Обычно они выражаются в таких формах, как бесцельная маятникообразная ходьба от препятствия к препятствию, однообразный бег по кругу («манежный бег»), стереотипные подпрыгивания, хлопанье в ладоши, проговаривание или выкрики бессмысленных звукосочетаний или набора отдельных не связанных по смыслу слов, в том числе придуманных самим ребенком неологизмов («забиток» вместо «молоток», «бонка» вместо «подушка» и т. п.), импульсивные поступки (ребенок внезапно взвизгивает, неожиданно ударяет кого-либо, плюет на случайно проходящего мимо). Встречаются также повторения слов и действий окружающих (эхолалия и эхопраксия). Характерны вычурные движения (например, особая подпрыгивающая походка), отсутствие содружественных движений, гримасы (нахмуривание лба, зажмуривание, а потом широкое раскрывание глаз и т. п.). У детей младшего школьного и препубертатного возраста картина кататонического ступора начинает приближаться к типичной. Более заметным становится активный и пассивный негативизм. При первом дети активно сопротивляются требованиям и действиям окружающих: стискивают зубы при просьбе открыть рот, низко опускают голову при попытке заглянуть в лицо и т. п. Во втором случае дети не реагируют на просьбы выполнить то или иное действие. При кататоническом ступоре дети как школьного, так и более младшего возраста могут отказываться от пищи. Однако в отличие от старших подростков и взрослых отказ от еды, как правило, бывает кратковременным. Нередко наблюдается задержка мочи и кала. Явления кататонического ступора у детей всех возрастов, особенно младшего, кратковременны и постоянно перемежаются с описанными выше рудиментарными проявлениями кататонического возбуждения, которые в целом преобладают. Другими возрастными особенностями кататонического ступора у детей раннего, дошкольного и отчасти младшего школьного возраста являются изменчивость мышечного тонуса и отсутствие мышечного напряжения, что исключает возникновение истинной каталепсии. У подростков при кататоническом ступоре встречаются выраженные явления каталепсии, симптом«воздушной подушки», длительное сохранение «эмбриональной позы» (с опущенной на грудь головой,подтянутыми к животу и согнутыми в коленях ногами и согнутыми в локтевых суставах руками), мутизм, более стойкий отказ от еды, выраженный активный негативизм. Как правило, наблюдаются выраженные вегетативные расстройства: сальность лица, гиперсаливация, акроцианоз. Длительная задержка мочи и кала может чередоваться с их недержанием. Как и у взрослых, возможны две разновидности ступора. При первой (люцидный ступор) сознание больного не помрачено, двигательное оцепенение и другие ступорозные симптомы выражены отчетливо. О непомраченном сознании свидетельствуют нередкое сохранение больным способности следить взглядом за происходящим, а также воспоминания о происходившем вокруг по выходе из ступора. При второй разновидности ступора (онейроидный ступор) полной обездвиженности чаще не наблюдается, слабее выражены или отсутствуют явления каталепсии, реже бывает отказ от еды,временами возможен частичный контакт с больным. Главным отличием от люцидного ступора служит помрачение сознания в форме онейроидного состояния с отрешенностью от реальности и уходом в мир ярких грезоподобных фантастических переживаний. На лице больных при этом часто бывает выражение страха, отчаяния или, наоборот, счастья, удовольствия, что связано с меняющимся настроением и болезненными переживаниями. ГЕБЕФРЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Гебефренический (гебефренный) синдром в развернутом виде типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Для него характерно немотивированное двигательное возбуждение с дурашливостью, гримасничаньем, клоунизмом, нелепыми выходками, неадекватным смехом. Больной кривляется, прыгает по кроватям, кувыркается, нелепо хохочет, обнажается, может внезапно ударить или обнять. Одновременно наблюдается речевое возбуждение, также вычурное, с манерностью интонации и произношения (больные своеобразно растягивают слова, произносят их сквозь зубы, говорят необычно высоким, писклявым голосом и т. п.), употреблением исковерканных слов,неологизмов. Нередко отмечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся нескрываемым онанизмом. Двигательное и речевое возбуждение протекает на фоне «пустого», монотонного эйфорического настроения. Часто имеется разорванность мышления с речевой разорванностью. Актуальность темы. Рост травматизма в современном обществе, в том числе и увеличение числа черепно-мозговых травм,а также другой церебральной патологии — делают проблему психических расстройств при органических поражениях головного мозга весьма актуальной. Аннотация Органические психические расстройства Термин «органическое психическое расстройство» применяется по отношению к группе разнообразных расстройств, слабо связанных между собой. Во-первых, он употребляется для обозначения психических расстройств, возникающих в результате несомненного (доказуемого) поражения головного мозга (например, при опухоли мозга, черепно-мозговой травме или дегенеративных изменениях). Во-вторых, этот термин относится к психическим расстройствам, возникающим вследствие мозговой дисфункции, явно вызванной экстрацеребральным заболеванием. АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Центральным проявлением астенических состояний является синдром раздражительной слабости,включающий, с одной стороны, повышенную утомляемость, истощаемость психических процессов,а с другой — повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам. Астенический синдром распространенное явление. Он может наблюдаться при психогениях, соматических заболеваниях и др., однако предпочтительно чаще он встречается при органических поражениях головного мозга. Возникновение астенических симптомов на фоне органических изменений психики придает им ряд особенностей. Так, истощаемость внимания, мышления имеет более выраженный характер и сопровождается более заметным и длительным снижением психической работоспособности,особенно при любой интеллектуальной нагрузке у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение запоминания и удержания в памяти, а в некоторых случаях, особенно при посттравматической церебрастении — элементы стертой амнестической афазии в виде преходящего забывания отдельных слов. При астеническом синдроме органического генеза более выражены аффективные нарушения: раздражительность нередко приобретает характер аффективной взрывчатости, эксплозивности, часты(преимущественно при постинфекционной астении) дистимические изменения настроения — плаксивость, капризность, недовольство, иногда с дисфорическим оттенком. В случаях астенических состояний травматического происхождения часто отмечается гиперестезия к звукам и яркому свету. В отличие от психогенных и соматогенных астенических состояний, нередко наблюдаются преходящие расстройства сенсорного синтеза, в частности нарушения схемы тела, которые более свойственны астеническим состояниям в отдаленном периоде постнатальных мозговых инфекций. В структуру резидуально-органических астенических состояний в большинстве случаев входят более или менее выраженные расстройства вегетативной регуляции, а нередко астения сочетается с очерченными диэнцефальными синдромами. Частыми проявлениями астении являются головные боли, усиливающиеся во второй половине дня,вестибулярные расстройства (головокружения, тошнота, чувство дурноты при езде на транспорте). Хотя, как видно из описания астенических состояний, в их клинической картине могут обнаруживаться некоторые особенности, зависящие от характера этиологического фактора (например,некоторые отличия астении после инфекционных и травматических поражений мозга), однако в целом влияние этиологического фактора на симптоматику этого состояния невелико и проявляется тем меньше, чем в более раннем возрасте возникает органическое поражение мозга. Астения имеет общую тенденцию к регредиентному течению. Тем не менее, возможны периоды декомпенсации, которые обычно наблюдаются в периоде второго возрастного криза и в пубертатном возрасте. Причинами декомпенсации, помимо возрастных физиологических сдвигов, особенно дисгармонически протекающих, могут быть также переутомление, связанное с учебными перегрузками, различные соматические заболевания, инфекции, черепно-мозговые травмы,психотравмирующие ситуации. Основными проявлениями декомпенсации являются усиление астенических симптомов, утяжеление явлений вегетодистонии, особенно вазовегетативных расстройств, включая головные боли, а также появление неврологических признаков внутричерепной гипертензии (приступы головных болей, головокружения, рвоты, вестибулярные расстройства). ЭНЦЕФАЛОПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Этот синдром характерен для более грубых органических поражений головного мозга. Симтоматика энцефалопатического синдрома представлена явлениями раздражительной слабости,ослаблением активного внимания, концентрационной способности, ухудшением памяти и обеднением интеллектуальной жизни. Впрочем, эти формы церебрально-органической патологии не приводят к личностной катастрофе, не разрушают мотивационную сферу и способность правильно понимать общественное содержание своих поступков и действий. Достаточно большое количество клиницистов понятие энцефалопатический синдром заменяют термином психоорганический. Вероятно, это не совсем правомочно, так как психоорганический синдром может включать в свою структуру нарушения характера, памяти и интеллекта. АМНЕСТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Амнестический синдром (обозначаемый также как амнезический или дисмнезический синдром) характеризуется выраженным расстройством кратковременной памяти и нарушением чувства времени при отсутствии генерализованного снижения интеллекта. Наш отечественный психиатр и невропатолог С. С. Корсаков описал хронический синдром, при котором расстройство памяти сопровождалось конфабуляциями и раздражительностью. Его пациенты страдали также периферической невропатией. Термин «синдром Корсакова» использовался более чем в одном смысле: иногда для обозначения сочетания симптомов, в других случаях — для обозначения и патологического процесса, и симптомов. Теперь под ним обычно подразумевают нарушение памяти и научаемости, несоразмерно более значительное по сравнению с поражением других когнитивных функций. Могут иметь место конфабуляции, но это не является существенным признаком. В соответствии с DSM-IIIR амнестический синдром определяется нарушением как кратковременной,так и долговременной памяти, при отсутствии общего снижения умственных способностей — признака,дающего основания для постановки диагноза деменции. В дополнение к этим критериям согласно МКБ-10 требуется наличие объективных или зафиксированных в анамнезе данных,свидетельствующих об инсульте или о заболевании мозга, а также отсутствие нарушения кратковременной непосредственной памяти, тестируемой, например, по воспроизведению однозначных чисел. Основная черта амнестического синдрома Корсакова — глубокое поражение кратковременной памяти. Больной может вспомнить события сразу же после того, как они произошли, но не в состоянии сделать этого через несколько минут или часов. Так, при использовании теста на запоминание однозначных чисел испытуемый показывает хорошие результаты лишь при немедленном (в течение нескольких секунд) воспроизведении предложенного ряда чисел, тогда как уже через 10 минут воспроизведение нарушается. Способность к усвоению нового материала значительно снижена, но память на отдаленные события относительно сохранена. По некоторым данным, расстройство памяти отнюдь не обязательно заключается в полном нарушении запоминания: не исключено, что подобные случаи иногда объясняются неспособностью воспроизводить усвоенную информацию — возможно, из-за помех,создаваемых вмешательством не относящейся к делу информации. Одним из последствий глубокого нарушения памяти при амнестическом синдроме является связанная с этим дезориентировка во времени. Другие когнитивные функции сравнительно хорошо сохранены. Больной кажется достаточно быстро соображающим, способным разумно рассуждать и вести обычную беседу, так что психиатр,обследующий его, нередко с удивлением обнаруживает, до какой степени нарушена память. Однако все же расстройство не ограничивается только памятью, наряду с этим часто наблюдается некоторое эмоциональное притупление и отсутствие волевых побуждений. ДЕМЕНЦИЯ Деменция — это генерализованное поражение интеллекта, памяти и личности без нарушения сознания. Это приобретенное расстройство. Хотя в большинстве случаев деменция необратима, среди страдающих ею небольшую, но все же достаточно значительную группу составляют больные,поддающиеся лечению. Деменция обычно проявляется нарушением памяти. Другие признаки включают изменение личности,расстройство настроения, галлюцинации и бред. Хотя деменция развивается, как правило, постепенно,в большинстве случаев окружающие начинают замечать ее после обострения, вызванного либо изменениями в социальных условиях, либо интеркуррентным заболеванием. Клиническая картина также в значительной мере определяется преморбидной личностью больного. Например, у некоторых больных усугубляются невротические черты. При хорошем владении социальными навыками больному нередко удается, несмотря на серьезное снижение интеллекта,поддерживать видимость нормальной социальной жизни, тогда как у людей, находящихся в состоянии социальной изоляции, или у страдающих глухотой меньше шансов на то, чтобы компенсировать ухудшение интеллектуальных способностей. Поведение при деменции часто дезорганизованное, неадекватное ситуации, беспокойное; заметна повышенная отвлекаемость. Такие больные редко проявляют интерес к чему-либо; они, как правило,безынициативны. Изменение личности может проявляться в асоциальном поведении, которое иногда включает сексуальную расторможенность или воровство. Всякое отклонение от нормального социального поведения у человека среднего или пожилого возраста, если для него прежде не были характерны подобные аномальные действия, должно всегда наводить на мысль об органической причине. Типичны снижение интересов («сужение кругозора»), педантичное соблюдение постоянного режима дня («органическое стремление к порядку»), а в случаях, когда на больного возлагаются какие-либообременительные обязанности, выходящие за пределы его ограниченных возможностей, — внезапные вспышки гнева или бурное изъявление иных эмоций («катастрофическая реакция»). По мере прогрессирования деменции больные все меньше следят за собой, пренебрегают социальными условностями. Поведение утрачивает целенаправленность, могут появиться стереотипии и манерность. В конце концов у больного наблюдаются потеря ориентировки, состояние спутанности, недержание мочи и кала. Мышление становится замедленным, его содержание обедняется. Встречаются, в частности, такие нарушения, как конкретность мышления, снижение гибкости мышления и персеверация. Способность к правильному построению суждений нарушена. Легко развиваются ложные идеи (чаще типа идей преследования). На более поздних стадиях мышление становится крайне фрагментарным и бессвязным. Расстройство мышления отражается на качестве речи, для которой типичны синтаксические ошибки и номинальная дисфазия. При глубокой деменции больной нередко в состоянии издавать лишь бессмысленные звуки. С прогрессированием деменции эмоции и реакции на события притупляются; настроение может резко изменяться без явной причины. Нарушения когнитивных функций — весьма характерный, бросающийся в глаза признак. Забывчивость обычно возникает рано и бывает ярко выраженной, но иногда ее трудно распознать на ранней стадии. Трудности, связанные с усвоением новых знаний, как правило, очевидны. Более выражено выпадение памяти на недавние, чем на отдаленные события. Больные обычно прибегают к различным уловкам, отговоркам, чтобы скрыть эти дефекты памяти, а некоторые конфабулируют. Другие когнитивные нарушения включают ухудшение внимания и затруднение сосредоточения. Дезориентировка во времени, а на более поздней стадии — в месте и в собственной личности почти всегда наблюдается при развитой деменции. Объективная оценка своего психического состояния, в частности осознание степени нарушений и природы расстройства, отсутствует.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |