КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функций и невротических синдромов в детском и подростковом возрасте
Возрастная периодизация развития нервно-психических
СИНДРОМ НЕВРОПАТИИ Невропатия или «врожденная детская нервность» имеет в своей основе нарушение развития центральной нервной системы в раннем детском возрасте (дизонтогенез); психогенный фактор играет сравнительно малую роль. Но отнесение невропатии к неврозам может считаться оправданным,поскольку она служит биологической основой многих невротических форм патологии. Проявляется она, в основном, функциональными сомато-вегетативными расстройствами и нарушением функции сна. Чаще всего встречаются расстройства питания и пищеварения в виде снижения аппетита, частых срыгиваний, рвоты, запоров, сменяющихся поносами, пилороспазм. Наблюдаются также вазомоторные нарушения: бледность, цианоз носогубного треугольника, неустойчивость частоты сердечных сокращений, выраженная дыхательная аритмия. В некоторых случаях имеет место преходящий субфебрилитет, не связанный с соматическими, инфекционными заболеваниями. Нарушение сна проявляется затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, беспокойством и плачем иногда в течение всей ночи. Дети бывают чрезмерно чувствительными к внешним раздражениям: холоду при смене пеленок,изменению положения тела, звуковым, зрительным и другим раздражениям. Повышение возбудимости еще более усиливается при любом изменении обстановки, режима питания, при помещении в детское учреждение. Такие дети бывают чрезмерно капризны, плаксивы, боятся незнакомых людей,к которым они не идут на руки. Тесная связь невропатических нарушений с функциональным состоянием соматических систем проявляется в том, что дети чаще других болеют простудными заболеваниями, часто наблюдаются аллергические реакции. В неврологическом статусе встречаются косоглазие, нистагм, тремор подбородка и рук, клонус стоп,эпизодические судорожные состояния и другие неврологические моносимптомы. Часто они являются следствием легкого органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности у матери, родовой травмы, инфекции или интоксикации. Но нередко они бывают нестойкими, преходящими и служат признаком конституционально, наследственно обусловленной дисфункции нервной системы и нарушения ее созревания. Встречаются аффект-респираторные судороги, которые нужно отличать от приступов рано начавшейся эпилепсии. Под влиянием сильного раздражения, испуга дети синеют, «закатываются», изгибаются дугой, вслед за чем возникают прерывистые глубокие вдохи, заканчивающиеся полной остановкой дыхания на вдохе. Сознание полностью не отключается, но в случае длительной задержки дыхания могут наступить общие судороги. Приступ длится несколько минут и заканчивается плачем или состоянием общей вялости. К дошкольному возрасту соматовегетативные нарушения у детей постепенно сглаживаются,но длительно сохраняются понижение аппетита, излишняя избирательность в еде с медленным жеванием и глотанием («жевательная лень»), неспокойный сон. У детей с невропатическим синдромом в последующем значительно чаще формируются другие невротические синдромы и нарушения поведения. Если в происхождении невропатии в раннем детском возрасте основную роль играют биологические факторы, то в более позднем возрасте на первый план начинают выступать психические конфликты: дефекты воспитания, суровые и частые наказания за провинности ребенка, длительная разлука с близкими, уход из семьи одного из родителей. В некоторых случаях существенную роль играют конфликты в детском коллективе, неправильное отношение к ребенку со стороны педагога, воспитателя. Нередко началу невроза, в отличие от подростков и-взрослых, предшествуют «шоковые» психические травмы, внезапный испуг (набросилась с лаем собака; взрослый, надев страшную маску,решил «в шутку» попугать ребенка и т. п.). НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТИКИ К ним относятся разнообразные автоматизированные, постоянно повторяющиеся и однотипные движения: мигание, наморщивание лба, облизывание и выпячивание губ, подергивание головой,плечами, покашливание, «хмыкание» и др. Они возникают в возрасте после 4 лет и часто бывают связаны с невротической фиксацией ранее целесообразного движения. Так, например, фиксируются мигательные движения, вызываемые вначале конъюнктивитом; становятся устойчивыми подергивания головой, ранее связанные с раздражением кожи шеи тугим воротничком и т. п. Тики могут возникать и по механизму подражания, когда ребенок наблюдает их у кого-либо из членов семьи или у товарища. Но эти факторы не являются собственно говоря причиной невротических тиков,а служат лишь непосредственным поводом или одним из условий их развития. У мальчиков невротические тики встречаются чаще, чем у девочек. Невротические тики нужно отличать от гиперкинезов типа хореи при органических поражениях головного мозга и ритмических клонических подергиваний отдельных групп мышц при приступахмиоклонус-эпилепсии. Особенностью невротических тиков является то, что они возникают и усиливаются при нарастании у ребенка тревоги и эмоционального напряжения, например, когда он испытывает чувство стыда, боится наказания, вызова к доске. В состоянии покоя и при отвлечении внимания тики исчезают. Они никогда не появляются во время сна. Ребенок может на некоторое время усилием воли задержать возникновение тиков, но затем они вновь появляются. Особое место занимают генерализованные тики — синдром Туретта, при котором наблюдаются импульсивные подпрыгивания, приседания, гримасничания с насильственным выкрикиванием бранных слов (обычно измененных в своем звучании так, что их нелегко бывает распознать), «похрюкиванием». Происхождение их до настоящего времени остается недостаточно ясным,но предполагается, что в их возникновении играют роль как функциональные, так и органические факторы (врожденная, конституциональная недостаточность). Генерализованные тики возникают совершенно непроизвольно и не могут контролироваться сознанием ребенка. При них нередко наблюдаются выраженные психические расстройства, выходящие за рамки невротических. Длительное наблюдение за детьми, страдающими невротическими тиками, показывает, что при раннем их возникновении — в возрасте 4-6 лет — в дальнейшем они часто трансформируются в невроз навязчивых состояний. Дети, у которых тики появляются в возрасте 9-11 лет, в дальнейшем избавляются от них с окончанием периода полового созревания. НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ Заикание проявляется нарушением темпа и плавности речи в связи с судорогами речевой мускулатуры функционального характера. Кратковременное невротическое заикание встречается у 4%, а относительно стойкое — у 1% всех детей. Начало его обычно приурочено к возрасту 4-5 лет,когда происходит усложнение фразовой речи. В 20% случаев заиканию предшествует невропатия. Среди факторов, способствующих развитию заикания, существенное место занимает подражание,когда в ближайшем окружении ребенка имеются другие заикающиеся дети или подростки. У маленьких детей началу заикания нередко предшествуют «шоковые» психические травмы, испуг. Заикание усиливается при волнении и тревоге. Дети сами начинают замечать его и стесняются говорить в присутствии посторонних, выступать на утренниках, а в школьном возрасте — отвечать у доски. В то же время в привычной домашней обстановке, во время игры со сверстниками заикание может становиться почти незаметным. Невротическое заикание почти всегда сочетается с другими невротическими симптомами: страхами, колебаниями настроения, ночным энурезом и т. п. Заикание может быть временным, и оно постепенно исчезает самопроизвольно или под влиянием лечения. Но возможна и его фиксация в связи с закреплением патологического речевого моторного автоматизма. Все же к 25 годам заикание сохраняется лишь у 10% всех заикавшихся в детском и подростковом возрасте. Неблагоприятное течение болезни чаще всего наблюдается при развитии невроза на фоне резидуально-органического поражения центральной нервной системы. НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЭНУРЕЗ Об энурезе как патологическом явлении принято говорить при недержании мочи у ребенка с 4-летнего возраста. Распространенность его достигает у мальчиков 12%, у девочек — 7%. К началу школьного возраста частота энуреза снижается до 4,5%. В происхождении энуреза играет роль невропатия в раннем возрасте и черты тормозимости, тревожности в характере ребенка, психотравмирующая ситуация в семье или детском учреждении; при обострении психотравмирующей ситуации энурез, как правило,резко усиливается. Невротический энурез у детей дошкольного возраста следует отграничивать от так называемых реакций пассивного протеста, когда упускание мочи возникает только в дневное время и сопровождается протестующим поведением при нежелании идти в детский сад, в присутствии человека,которого ребенок не любит или боится. Невротический энурез нужно отграничивать также от недержания мочи при урологических (аномалии урогенитальной системы), эндокринных (сахарный и несахарный диабет), неврологических заболеваниях. При них знурез наблюдается как в дневное, так и в ночное время и имеются симптомы основного заболевания. В благоприятных случаях энурез возникает редко- 1-2 раза в месяц и спустя несколько месяцев спонтанно прекращается. Признаком неблагоприятного течения является наличие других невротических симптомов: страхов, нарушений сна, тиков и др. В этих случаях энурез учащается до нескольких раз в неделю, но в пубертатном и юношеском возрасте постепенно становится все более редким. После 18 лет невротический энурез наблюдается крайне редко. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте дети начинают стесняться своего недостатка,болезненно его переживают, особенно если они подвергаются порицанию и строгим наказаниям со стороны взрослых, насмешкам со стороны сверстников в детских учреждениях. Возникает тревожное ожидание нового упускания мочи, что нередко ведет к нарушению засыпания и тревожному сну, который все же не обеспечивает своевременного пробуждения ребенка при возникновении позывов на мочеиспускание во время сна. В подростковом возрасте в связи с этим возникают снижение настроения, чувство неуверенности в себе, своей неполноценности,ипохондричность, что крайне отрицательно сказывается на формировании характера ребенка. СИНДРОМ НАВЯЗЧИВЫХ И КОМПУЛЬСИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ Проблема навязчивых состояний в детском и младшем подростковом возрасте сложна и не получила в психиатрии однозначного решения. Дело заключается в том, что у взрослых понятие навязчивости предусматривает появление в сознании психических действий и субъективных переживаний, которые не зависят от желания больного и не связаны с его текущими мыслями, чувствами и поступками. Навязчивые переживания всегда тягостны для больного, и он старается отвлечься, освободиться от них, хотя это ему не всегда удается. Ясно, что для того, чтобы оценить переживания и действия больного как навязчивые, нужно, чтобы он сам мог дать их дифференцированное описание, оценить свое отношение к ним. Для этого он должен обладать достаточно развитым абстрактным мышлением и способностью к самонаблюдению. Эта способность у детей и младших подростков еще недостаточно развита. Поэтому в жалобах и самоотчете ребенка навязчивые состояния никогда не бывают представлены в развернутом и завершенном виде. О них можно судить не столько по словесному отчету ребенка о его переживаниях, сколько по его поведению. Так, ребенок младшего школьного возраста, испытывая навязчивый страх заражения, слишком часто и подолгу моет руки. При приготовлении уроков он многократно обводит каждую букву, «чтобы не получить плохую отметку». Идя по улице, он старается не наступать на трещины в асфальте или на крышки люков, «чтобы не случилось плохого с мамой». Таким образом, навязчивые состояния у ребенка принимают форму определенных ритуальных действий, которые как бы служат для него защитой от навязчивых страхов и опасений, хотя понимание защитного их характера у ребенка отсутствует. Ближе к навязчивым состояниям, наблюдающимся у взрослых, стоят навязчивые страхи и опасения у подростков среднего и, особенно, старшего подросткового возраста. Больные уже в состоянии их проанализировать и выразить в словесном отчете свое отношение к ним как к тягостным,болезненным переживаниям. Особенно часто у подростков встречаются навязчивые опасения покраснеть, показаться в обществе смешным. Такие подростки с тревожно-мнительным характером,болезненно ранимые и чувствительные ощущают себя скованными и неловкими в кругу других людей,особенно незнакомых; волнение и опасение показаться смешным действительно вызывает у них покраснение лица, что в свою очередь еще более усиливает их чувство неловкости и недовольства собой. Более частыми и типичными для детей являются компульсивные влечения. Они заключаются в возникновении у больных независимо от разума и воли неодолимого стремления совершать более или менее сложные действия, часто бессмысленные или ведущие к нежелательным последствиям. В момент совершения они бывают недоступны контролю сознанием. К таким компульсивным действиям и влечениям относят, например, сосание пальца, кусание ногтей, выдавливание угрей на коже, болезненное стремление выдергивать у себя волосы на голове и заглатывать их. Совершение этих действий доставляет своеобразное удовольствие, наслаждение или позволяет избавиться от тревоги и тягостного эмоционального напряжения. К группе невротических компульсивных действий относится также усиленная и повторяемая неоднократно в день мастурбация (онанизм), сопровождающаяся у подростков образными представлениями эротического содержания. Патологически усиленную мастурбацию при неврозах следует отличать от «физиологической» мастурбации, которая имеет место более чем у 95% мальчиков и у 40-50% девочек и является выражением пробуждающегося естественного полового влечения при минимальных возможностях его удовлетворения путем полового контакта с лицами противоположного пола. У здоровых детей мастурбация случается эпизодически. К нормальным явлениям следует также относить и ночные поллюции у мальчиков — самопроизвольное семяизвержение во сне, связанное с эротическим сновидением. Точно так же нужно отграничивать мастурбацию подростков от внешне сходных явлений у детей младшего возраста, заключающихся в игровом манипулировании частями своего тела, включая половые органы, которое не сопровождается половым возбуждением в собственном смысле этого слова и эротическими представлениями. Лишь в сравнительно редких случаях у детей с невропатическим синдромом раздражение половых органов сжатием ног сопровождается общим мышечным напряжением, потением, гиперемией лица и эрекцией полового члена, что указывает на патологически повышенную возбудимость центральной нервной системы. Все компульсивные влечения отличаются большой стойкостью и склонностью к рецидивам, несмотря на активные попытки взрослых и самого ребенка преодолеть их. СИНДРОМ СТРАХОВ Форму заболевания, протекающую с синдромом страхов, многие авторы обозначают также как невроз страхов. Большую роль в его происхождении, наряду с биологическим предрасположением и различными психическими конфликтами, играет запугивание ребенка взрослыми. Неопытные в деле воспитания родители, няни пугают ребенка «стариком, который заберет в мешок», волком, на улице предлагают прохожим «взять» раскапризничавшегося ребенка и пр. В сознании ребенка начинает доминировать испугавшее его переживание. Ночью он в испуге просыпается, крича: «Боюсь! Собаки! Старик!…», что, по-видимому, бывает связано с пугающими сновидениями, и не успокаивается, пока родители не возьмут его на руки, не положат с собой в постель. На утро он просыпается вялым,капризным, мало внимания уделяет игре, боится оставаться в сумерках в одиночестве. Характерной бывает иррадиация страхов. Так, ребенок, испуганный собакой, начинает бояться всего пушистого,в том числе мехового воротника или даже волос матери. Страхи продолжают возникать приступами по 10-15 мин. и сопровождаются резкой соматовегетативной реакцией: сердцебиением, потливостью,дрожанием, учащением дыхания. Невроз страха в младшем возрасте отличается кратковременностью течения — от 3-4 недель до нескольких месяцев — и завершается выздоровлением. В дошкольном и младшем школьном возрасте болезнь затягивается до 2-3 лет. В этом возрасте у детей преобладают страхи темноты,боязнь одиночества, разлуки с родителями. Иногда они принимают характер ипохондрических опасений — страха болезни или смерти. В периоды между приступами страха дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, у них бывает расстройство сна и аппетита, которые сохраняются иногда и после исчезновения страхов. СИНДРОМ ПОВЫШЕННОЙ ВОЗБУДИМОСТИ Он обозначается также как гипердинамический синдром, проявляющийся расторможенностью в поведении. В его происхождении, наряду с психогенными факторами и дефектами воспитания,определенную роль может играть резидуально-органическая недостаточность, чаще всего связанная с патологией беременности и родов у матери. У мальчиков гипердинамический синдром встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Основными проявлениями синдрома повышенной возбудимости, наряду с другими невротическими симптомами, служат общее двигательное беспокойство, неусидчивость, нарушение концентрации внимания. Первые его признаки проявляются уже в преддошкольном возрасте. Такой ребенок постоянно выражает протест против взрослых, кричит, топает ногами, пытается драться, бросает подаренную игрушку, отказывается мыться, одеваться, ложиться спать, на все предложения упрямо твердит: «Не хочу… Не буду…». Полного развития синдром достигает к возрасту 6-7 лет. Дети становятся многоречивыми, без конца теребят взрослых вопросами, но легко отвлекаются и убегают,даже не выслушав ответ. Они находятся в беспрерывном движении, лезут на стулья, хватают что попало, легко возбуждаются по малейшему поводу. На уроках они не могут сосредоточиться,разговаривают, занимаются посторонними делами. Несмотря на достаточное развитие интеллекта,успеваемость их из-за крайней неусидчивости и высокой истощаемости внимания всегда несколько снижена. ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕАКЦИИ Они чаще всего наблюдаются в препубертатном и пубертатном возрасте; возможность депрессивных реакций в раннем и дошкольном возрасте служит предметом дискуссий. Причиной возникновения депрессии обычно служат психотравмирующие ситуации, связанные с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними. У младших школьников причиной могут служить школьная неуспеваемость в сочетании с предъявлением к ребенку с невысоким уровнем способностей повышенных требований со стороны родителей, чувство собственной неполноценности в связи с наличием физического дефекта, заикания. Пониженное настроение при депрессии у детей обычно не достигает степени глубокой тоски. Но постоянно сохраняется грустное настроение, плаксивость, безынициативность, стремление к одиночеству. Мысли постоянно обращаются к травмирующей ситуации, дети считают себя хуже других, некрасивыми, неспособными, преувеличивают значение фактов случайного недоброжелательного или насмешливого отношения к ним взрослых или сверстников. Наблюдаются также тревога, ипохондричность, нарушения ночного сна. Более глубокие состояния депрессии могут возникать в среднем и старшем подростковом возрасте. Они нередко сопровождаются суицидальными попытками. Принятие решения совершить самоубийство бывает быстрым и исполнение его скорым. Подростки наносят себе порезы, пытаются отравиться газом или лекарственными веществами, средствами бытовой химии, совершить самоповешение. Выбор малодейственных средств (небольшие порезы вен, принятие малых доз токсического вещества) не всегда свидетельствует о несерьезности суицидальной попытки — подросток может просто плохо оценивать действенность того или иного способа самоубийства. Течение депрессивной реакции у детей и подростков относительно кратковременно и более благоприятно, чем у взрослых. Нередко перемена обстановки, устранение психотравмирующей ситуации достаточны для сглаживания или исчезновения болезненных проявлений. Затяжные депрессивные реакции у подростков бывают в случае стойких физических дефектов, уродств и обезображивающих повреждений лица.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |