Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. Успешно лечить невроз у ребенка можно, только лишь поняв источники его возникновения, которые неразрывно связаны с особенностями его характера и особенностями

Успешно лечить невроз у ребенка можно, только лишь поняв источники его возникновения, которые неразрывно связаны с особенностями его характера и особенностями характера и по­ведения родителей, с нарушенными отношениями в семье, не­правильным воспитанием. Поэтому семейная психотерапия, на­правленная на коррекцию неправильного отношения к ребенку и устранение конфликтных ситуаций в семье или в детском уч­реждении, является основным методом лечения.

Чаще всего родители обращаются за помощью к детскому психиатру в случае затяжного течения невроза у ребенка, когда им не удается преодолеть у него невротические проявления сво­ими силами и сложились с ребенком конфликтные отношения. Поэтому здесь особенно велика роль участкового педиатра, ко­торый постоянно наблюдает ребенка с момента его рождения. Осведомленность врача-педиатра в клинике детских неврозов, в вопросах психопрофилактики и психотерапии является той основой, на которой зиждется раннее выявление, эффективное лечение неврозов и предотвращение их неблагоприятного тече­ния.

Наблюдая неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье, врач не должен выступать в роли судьи и безоговорочно поддерживать одного из ее членов, даже если он сам подвер­гается сильному давлению со стороны одного из родителей, стремящегося утвердить свою позицию. Врачу следует соблю­дать известный нейтралитет, не ввязываться в неразрешимый семейный конфликт, но стараться содействовать нахождению общих точек зрения. Задача усложняется, когда авторитарные родители,бабушка не идут ни на какой компромисс, сами склон­ны определять тактику лечения, излишне требовательны к вра­чу, нередко пускаются на поиски «чудодейственного» доктора, Которому они безоговорочно верят. Часто родители не понима­ют истинных причин болезни у ребенка, и под их давлением проводятся бесконечные обследования амбулаторно и в стацио­нарах, без достаточного основания высказываются предполо­жения о различных соматических заболеваниях, таких как рев­матизм, хорея, заболевания желчевыводящих путей и многие другие. Ребенок в таких случаях живет в атмосфере постоянного страха за его здоровье, чрезмерного щажения, бесконечных запретов, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии и формировании характера.

В подобных нередких случаях особенно важно добиться, чтобы родители приняли концепцию врача. Для этого лучше на­чать беседовать с доминирующим членом семьи, а затем перей­ти к совместным беседам со всеми ее членами. Вначале нужно внимательно выслушать родителей, а затем врач излагает свое мнение о причинах возникновения невроза у ребенка, подчер­кивая серьезность создавшегося положения, связь невротических проявлений с психотравмирующей ситуацией. При правильно проводимой беседе вначале возникает диалог, который затем переходит в дискуссию. Цель ее — поиск и согласование общей точки зрения на воспитание, сначала по второстепенным, а за­тем по главным вопросам. Врач учит родителей внимательнее относиться к духовным запросам детей,замечать все положи­тельное в характере и поведении ребенка, одобрительно отно­ситься к его собственному желанию наладить отношения со взрослыми, избегать наказаний и запугивания.

Существует много разновидностей психотерапии, направлен­ной на ребенка, страдающего неврозом. Учитываются как ха­рактер ребенка и возраст, так и особенности невроза. Но в це­лом рациональная психотерапия, направленная на разъяснение сущности болезни и выработку правильного отношения к ней самого больного, играет сравнительно малую роль. Гораздо большее значение имеет терапия внушением и игровая тера­пия. Так, при тиках ребенку энергичным тоном внушается: «Ты перестаешь обращать внимание на лишние движения, и они проходят!» При энурезе проводится краткое внушение: «Ты боль­ше не боишься обмочиться ночью, будешь спать спокойно!» Если ребенок стыдится проявлений болезни, испытывает чувство сво­ей неполноценности, то внушается уверенность в благополучном исходе заболевания.

Игровая терапия заключается в том, что ребенок в безопасной для себя ситуации проигрывает роли,которые вызывают у него страх и другие тягостные переживания. Так, при страхе, вызываемом животными, ребенок и врач (или проинструктиро­ванные врачом родители) манипулируют игрушками,изобража­ющими волка и зайца, и попеременно меняются ролями. Ребе­нок, испытывающий страх темноты, включается в игру в прятки или кошки-мышки в помещении, которое с каждым разом все более затемняется.

При депрессивных реакциях у детей и подростков, связан­ных с физическими уродствами и повреждениями, нужно всяче­ски стимулировать надежды больного на исправление дефекта путем хирургической, пластической операции. Если же в слу­чае явной необратимости дефекта (последствия полиомиелита, церебрального паралича, ампутация конечности) такие надежды явно не имеют оснований, следует всячески поощрить формиро­вание компенсаторных реакций, постоянно подчеркивать воз­можность добиться признания и уважения окружающих успе­хами в интеллектуальной деятельности, художественном творче­стве. Большую помощь в этом оказывают литературные произ­ведения, в которых описываются мужественные люди, сумевшие подняться над своей физической ущербностью.

Значение медикаментозного лечения при детских неврозах ограничено. В целях устранения или смягчения тревоги, страха, эмоционального напряжения, урегулирования ночного сна на­значаются малые дозы транквилизаторов (рудотель, мепробамат, мебикар и др.). Применяются седативные средства растительного происхождения (корень валериа­ны, трава пустырника, препараты белладон­ны и др.). Препараты брома в настоящее время утратили свое прежнее значение. При стойких астенических состояниях, осо­бенно у детей с плохим аппетитом и пониженным питанием, применяется витаминотерапия, курсовое лечение глутаминовой кислотой, ноотропными препаратами (пирацетам,аминалон, пиридитол). При неврозах, развивающихся на фоне резидуальной цереброорганической недостаточности, применяют рассасывающие средства и биостимуляторы (экстракт алоэ,церебролизин, лидаза и др.), дегидратирующие средства, но эффективность их обычно бывает невысока. Стойкий гипердинамический синдром требует дли­тельного назначения малых доз нейролептиков, таких как аминазин, меллерил (сонапакс), неулептил.

Большое значение имеют правильная организация режима дня, ночного сна, прогулки и игры на воздухе и, особенно, во­влечение детей в занятия физкультурой и спортом. Любые, да­же самые скромные достижения в спорте должны всячески по­ощряться. Чувствуя себя сильным и ловким,ребенок избавля­ется от невротической тревоги, неуверенности в себе, чувства не­полноценности. При выборе вида спорта нужно сообразовы­ваться с физическими возможностями ребенка, чтобы он не вы­глядел смешным среди сверстников. Полезны также лечебная физкультура и занятия ритмикой.

При невротическом заикании, наряду с указанными лечеб­ными мероприятиями, требуются занятия с логопедом. В случае затяжного течения заболевания эти занятия должны продол­жаться систематически в течение нескольких лет. Эффект ло­гопедических занятий тем выше, чем раньше они начаты и чем дольше продолжаются.

При невротическом энурезе важное значение придается ор­ганизации режима дня и пищевого режима. Нужно обеспечить ребенку продолжительность сна, соответствующую его возра­сту, создание условий для отхода ко сну и пробуждения в одно и то же время, исключить шумные игры и просмотр телепере­дач для взрослых перед сном. В период дня после 15-17 часов нужно резко ограничить прием пищи,содержащей большое ко­личество жидкости, и полностью исключить питье за 4-5 часов до сна. В 18 часов дается ужин с малым содержанием жидко­сти, а за час до сна — бутерброд с кусочком соленой рыбы, ко­торый запивается 1/2-1 стаканом сладкой воды (4-5 кусочков сахара на стакан). Лечение диетой проводится в течение 2-3 месяцев, после чего переходят к обычному питанию, но с уме­ренным ограничением жидкости во второй половине дня. При­менение медикаментозных средств для урегулирования сна, включая транквилизаторы, получило в литературе разнородную оценку. Более эффективным оказалось назначение за полчаса до ночного сна 12,5-25 мг амитриптилина.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функций и невротических синдромов в детском и подростковом возрасте | Расстройства личности в детском и подростковом возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.