КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лечение. Успешно лечить невроз у ребенка можно, только лишь поняв источники его возникновения, которые неразрывно связаны с особенностями его характера и особенностями
Успешно лечить невроз у ребенка можно, только лишь поняв источники его возникновения, которые неразрывно связаны с особенностями его характера и особенностями характера и поведения родителей, с нарушенными отношениями в семье, неправильным воспитанием. Поэтому семейная психотерапия, направленная на коррекцию неправильного отношения к ребенку и устранение конфликтных ситуаций в семье или в детском учреждении, является основным методом лечения. Чаще всего родители обращаются за помощью к детскому психиатру в случае затяжного течения невроза у ребенка, когда им не удается преодолеть у него невротические проявления своими силами и сложились с ребенком конфликтные отношения. Поэтому здесь особенно велика роль участкового педиатра, который постоянно наблюдает ребенка с момента его рождения. Осведомленность врача-педиатра в клинике детских неврозов, в вопросах психопрофилактики и психотерапии является той основой, на которой зиждется раннее выявление, эффективное лечение неврозов и предотвращение их неблагоприятного течения. Наблюдая неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье, врач не должен выступать в роли судьи и безоговорочно поддерживать одного из ее членов, даже если он сам подвергается сильному давлению со стороны одного из родителей, стремящегося утвердить свою позицию. Врачу следует соблюдать известный нейтралитет, не ввязываться в неразрешимый семейный конфликт, но стараться содействовать нахождению общих точек зрения. Задача усложняется, когда авторитарные родители,бабушка не идут ни на какой компромисс, сами склонны определять тактику лечения, излишне требовательны к врачу, нередко пускаются на поиски «чудодейственного» доктора, Которому они безоговорочно верят. Часто родители не понимают истинных причин болезни у ребенка, и под их давлением проводятся бесконечные обследования амбулаторно и в стационарах, без достаточного основания высказываются предположения о различных соматических заболеваниях, таких как ревматизм, хорея, заболевания желчевыводящих путей и многие другие. Ребенок в таких случаях живет в атмосфере постоянного страха за его здоровье, чрезмерного щажения, бесконечных запретов, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии и формировании характера. В подобных нередких случаях особенно важно добиться, чтобы родители приняли концепцию врача. Для этого лучше начать беседовать с доминирующим членом семьи, а затем перейти к совместным беседам со всеми ее членами. Вначале нужно внимательно выслушать родителей, а затем врач излагает свое мнение о причинах возникновения невроза у ребенка, подчеркивая серьезность создавшегося положения, связь невротических проявлений с психотравмирующей ситуацией. При правильно проводимой беседе вначале возникает диалог, который затем переходит в дискуссию. Цель ее — поиск и согласование общей точки зрения на воспитание, сначала по второстепенным, а затем по главным вопросам. Врач учит родителей внимательнее относиться к духовным запросам детей,замечать все положительное в характере и поведении ребенка, одобрительно относиться к его собственному желанию наладить отношения со взрослыми, избегать наказаний и запугивания. Существует много разновидностей психотерапии, направленной на ребенка, страдающего неврозом. Учитываются как характер ребенка и возраст, так и особенности невроза. Но в целом рациональная психотерапия, направленная на разъяснение сущности болезни и выработку правильного отношения к ней самого больного, играет сравнительно малую роль. Гораздо большее значение имеет терапия внушением и игровая терапия. Так, при тиках ребенку энергичным тоном внушается: «Ты перестаешь обращать внимание на лишние движения, и они проходят!» При энурезе проводится краткое внушение: «Ты больше не боишься обмочиться ночью, будешь спать спокойно!» Если ребенок стыдится проявлений болезни, испытывает чувство своей неполноценности, то внушается уверенность в благополучном исходе заболевания. Игровая терапия заключается в том, что ребенок в безопасной для себя ситуации проигрывает роли,которые вызывают у него страх и другие тягостные переживания. Так, при страхе, вызываемом животными, ребенок и врач (или проинструктированные врачом родители) манипулируют игрушками,изображающими волка и зайца, и попеременно меняются ролями. Ребенок, испытывающий страх темноты, включается в игру в прятки или кошки-мышки в помещении, которое с каждым разом все более затемняется. При депрессивных реакциях у детей и подростков, связанных с физическими уродствами и повреждениями, нужно всячески стимулировать надежды больного на исправление дефекта путем хирургической, пластической операции. Если же в случае явной необратимости дефекта (последствия полиомиелита, церебрального паралича, ампутация конечности) такие надежды явно не имеют оснований, следует всячески поощрить формирование компенсаторных реакций, постоянно подчеркивать возможность добиться признания и уважения окружающих успехами в интеллектуальной деятельности, художественном творчестве. Большую помощь в этом оказывают литературные произведения, в которых описываются мужественные люди, сумевшие подняться над своей физической ущербностью. Значение медикаментозного лечения при детских неврозах ограничено. В целях устранения или смягчения тревоги, страха, эмоционального напряжения, урегулирования ночного сна назначаются малые дозы транквилизаторов (рудотель, мепробамат, мебикар и др.). Применяются седативные средства растительного происхождения (корень валерианы, трава пустырника, препараты белладонны и др.). Препараты брома в настоящее время утратили свое прежнее значение. При стойких астенических состояниях, особенно у детей с плохим аппетитом и пониженным питанием, применяется витаминотерапия, курсовое лечение глутаминовой кислотой, ноотропными препаратами (пирацетам,аминалон, пиридитол). При неврозах, развивающихся на фоне резидуальной цереброорганической недостаточности, применяют рассасывающие средства и биостимуляторы (экстракт алоэ,церебролизин, лидаза и др.), дегидратирующие средства, но эффективность их обычно бывает невысока. Стойкий гипердинамический синдром требует длительного назначения малых доз нейролептиков, таких как аминазин, меллерил (сонапакс), неулептил. Большое значение имеют правильная организация режима дня, ночного сна, прогулки и игры на воздухе и, особенно, вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом. Любые, даже самые скромные достижения в спорте должны всячески поощряться. Чувствуя себя сильным и ловким,ребенок избавляется от невротической тревоги, неуверенности в себе, чувства неполноценности. При выборе вида спорта нужно сообразовываться с физическими возможностями ребенка, чтобы он не выглядел смешным среди сверстников. Полезны также лечебная физкультура и занятия ритмикой. При невротическом заикании, наряду с указанными лечебными мероприятиями, требуются занятия с логопедом. В случае затяжного течения заболевания эти занятия должны продолжаться систематически в течение нескольких лет. Эффект логопедических занятий тем выше, чем раньше они начаты и чем дольше продолжаются. При невротическом энурезе важное значение придается организации режима дня и пищевого режима. Нужно обеспечить ребенку продолжительность сна, соответствующую его возрасту, создание условий для отхода ко сну и пробуждения в одно и то же время, исключить шумные игры и просмотр телепередач для взрослых перед сном. В период дня после 15-17 часов нужно резко ограничить прием пищи,содержащей большое количество жидкости, и полностью исключить питье за 4-5 часов до сна. В 18 часов дается ужин с малым содержанием жидкости, а за час до сна — бутерброд с кусочком соленой рыбы, который запивается 1/2-1 стаканом сладкой воды (4-5 кусочков сахара на стакан). Лечение диетой проводится в течение 2-3 месяцев, после чего переходят к обычному питанию, но с умеренным ограничением жидкости во второй половине дня. Применение медикаментозных средств для урегулирования сна, включая транквилизаторы, получило в литературе разнородную оценку. Более эффективным оказалось назначение за полчаса до ночного сна 12,5-25 мг амитриптилина.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |