КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расстройства личности в детском и подростковом возрасте
Актуальность темы. Дисгармония личности, в детском и особенно в подростковом возрасте, влечет за собой возникновение трудностей в воспитании и обучении соответствующего контингента детей. Кроме того, она является базой для формирования девиантного, делинквентного и криминального поведения. Вопросы диагностики, психологической и социальной коррекции у данного контингента лиц представляют собой актуальную проблему современности. Аннотация АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА Словом «характер», по формулировке известного советского психолога Б. М. Теплова, обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в определенных обстоятельствах и чего от него следует ожидать. Характер человека представляет собой сплав врожденных (тип высшей нервной деятельности, по И. П. Павлову) и приобретенных в результате воспитания качеств психической деятельности. Основы его закладываются к 4-5 году жизни ребенка. До 10-12 лет путем направленных воспитательных воздействий можно еще внести существенные коррективы в формирование характера, но далее возможно лишь перевоспитание, что является гораздо более сложным делом и приводит не к коренному преобразованию свойств характера, а лишь к известной коррекции поведения человека. Уклонения в развитии характера и поведения могут иметь разное происхождение. На одном полюсе находятся аномалии характера, связанные с действием патогенных биологических факторов в момент зачатия, во внутриутробном периоде развития и в первые 2-3 года постнатального существования; они обозначаются термином: «ядерная» психопатия. На другом полюсе находятся уклонения в характере и поведении, обусловленные неблагоприятными условиями и дефектами воспитания ребенка(микросоциально-педагогическая запущенность). При них отсутствуют нарушения физиологической деятельности головного мозга, и потому при создании благоприятных условий возможна хорошая адаптация ребенка или подростка в социальной среде. Очевидно, что уклонения в характере и поведении ребенка или подростка, целиком связанные с действием социальных факторов, не могут считаться патологическими. Для их исправления нужны меры не медицинского, а воспитательно-педагогического характера. Однако социальное и биологическое в человеке не могут быть оторваны одно от другого, они находятся в диалектическом единстве. Если социальная среда в периоде формирования характера в детском и подростковом возрасте не предъявляет требований, необходимых для гармоничного развития высшей нервной деятельности, это может повести к стойкому ее изменению, нарушающему адаптацию субъекта к условиям жизни. Подобные состояния,занимающие промежуточное положение между психической нормой и патологией, принято обозначать как пограничные. Ситуационно обусловленные уклонения в развитии детей и подростков советским психиатром В. В. Ковалевым были обозначены как психогенные патологические формирования личности. В неблагоприятных условиях они могут становиться стойкими и дают начало «краевой» психопатии, проявляющейся на всех этапах жизни человека. В связи с высокой пластичностью центральной нервной системы и психики человека в детском и подростковом возрасте, их способностью к компенсации различных дефектов установление диагноза психопатии бывает крайне затруднительным. Практика показывает, что, по крайней мере в 1/3 случаев по достижении 18-летнего возраста этот диагноз не подтверждается. В этих случаях речь идет не о стойкой аномалии характера, прослеживающейся на протяжении всей жизни человека,а о патохарактерологических реакциях на неблагоприятную жизненную ситуацию и отрицательные условия воспитания, которые могут сглаживаться и исчезать, если условия жизни и воспитания становятся более удовлетворительными. Поэтому в практике детской и подростковой психиатрии в подобных случаях чаще всего устанавливается диагноз: патохарактерологическая реакция. ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ Этим термином обозначаются реактивные состояния, которые преимущественно проявляются нарушением поведения в детском и подростковом возрасте и отличаются затяжным течением. Среди психогенных факторов, приводящих к патохарактероло-гическим реакциям главное место занимает негармоничная семья. Если среди всего подросткового населения 14-22% подростков растут в неполной семье, где отсутствует один из родителей (чаще всего отец), то среди подростков с девиантным поведением доля их составляет 45%. Но даже в полной семье отношения между родителями часто бывают конфликтными, что служит главной причиной неправильного воспитания детей. Среди различных типов неправильного воспитания, ведущего к патохарактерологическим реакциям,чаще всего встречается безнадзорность (гипопротекция). Редко она простирается до того, что дети оказываются ненакормленными, плохо одетыми. Чаще, напротив, они обеспечены всем необходимым,но со стороны родителей им уделяется недостаточно внимания, нет необходимого надзора за поведением детей, их знакомствами, отношением к учебе. В духовной жизни дети оказываются предоставленными самим себе. Такая обстановка обычно складывается в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут распущенный образ жизни. Но нередко она наблюдается и во внешне благополучных семьях, где родители заняты только своими делами, пренебрегают сигналами о плохом поведении детей, а иногда даже негодуют по поводу «пристрастного» отношения к ребенку в школе и выгораживают его до тех пор, пока им самим не потребуется защита от него. Невнимание к духовному миру ребенка может сочетаться с чрезмерной заботой о его физическом здоровье, что ведет к непрестанному лечению, многочисленным обследованиям у педиатров и излишне щадящему режиму в семье и в школе. Близко к гипопротекции стоит неправильное воспитание по типу эмоционального отвержения («дети-Золушки») в случаях, когда ребенок в семье не получает необходимого тепла и ласки и рядом есть другие дети, которым уделяется больше любви и внимания. На противоположном полюсе находится воспитание по типу чрезмерной опеки (гиперпротекция). Она вырастает до мелочнодательных микросоциальных влияний на ребенка и подростка. Излишний акцент на их «болезненной» природе приводит к тому, что педагоги и воспитатели, а иногда и родители легко принимают устраивающую их во многих отношениях тактику устранения: «Он больной — вы его лечите», стараются поместить подростка в психиатрический стационар. Последнее, как правило, не дает желаемого результата, если не сочетается с другими методами медицинского и воспитательно-коррекционного воздействия и может служить лишь крайней мерой в случае возникновения декомпенсации состояния больного, когда возникают суицидальное поведение,резко повышенная возбудимость и агрессивность. НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ Единой классификации психопатий не существует. В литературе описано много разнообразных типов психопатий, из которых достаточно остановиться на некоторых основных.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |