КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к формированию и развитию личности
Выделяют четыре течения в психологии: психодинамическое, бихевиористическое, гуманистическое, трансперсональное. Каждое из направлений включает в себя теории формирования и развития личности. Процесс формирования и развития личности наиболее подробно рассматривается в психологии, педагогике, социологии. Психология – наука о самом сложном, что известно человечеству. Научиться управлять собой, своими психическими процессами, способностями – задача боле грандиозная, чем освоение космоса, ведь познавая себя, человек себя меняет. Психология наука не только создающая, но и меняющая, конструирующая человека. Для обретения психологической наукой самостоятельности важную роль сыграло событие, произошедшее в Германии в 1879 году, а именно: Вильгельм Вундт в Лейпцигском университете открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Именно 1879 год считают моментом зарождения науки психология (Psyche с греч. – душа, logos понятие, учение). Психологическое направление Вундта носило название «структуризм». Психология определялась, как наука о деятельности сознания. Важно отметить, что вопросы существования, описания, изучения души интересовали человечество с незапамятных времен. (Сократ, Платон, Аристотель). В работах Платона (427-347 гг до н э) «Федон», «Апология Сократа» – ученика Сократа (470-399 гг до н э), встречаем мысль об автономном существовании души от тела. Тело – начало зримое, преходящее. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Тело раздираемо страстями, болезнями, страхами. Ссоры и войны – порождение тела. Платон утверждает изначальное существование мира идей вне индивидуального сознания. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей и для этого душа должна освободиться от влияния тела. Демокрит (460-370 гг до н э) считал душу материальным веществом, состоящих из атомов огня. По его мнению душа получает ощущения из внешнего мира при помощи движения воздуха или атомами истекающими из предметов «фантомами». Аристотель(384 -322 гг до н э) «О душе» - первое специально психическое сочинение. Считал невозможным рассматривать душу в отрыве от материи, использовал сложную философскую формулу «энтилехия» - существование чего-то. Считал, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия. Цель Вундта (!879 – первая психологическая лаборатория) заключалась в выделении «чистых, элементарных» элементов сознания (ощущения, впечатления). Предполагалось: разложив сложное явление на простейшие элементы можно в сумме понять, проанализировать, смоделировать нужное поведение субъекта. Оказалось, что в психологии, в отличие от точных наук, сумма не является результатом сложения элементарных составляющих. Психология человека – очень сложная модель. В России психологическую идею духовного начала в человеке разрабатывали философы и богословы. И.М. Сеченов в 1863 году разработал рефлексологический взгляд в труде «Рефлексы головного мозга». В 1885 В.М. Бехтерев после возвращения из Лейпцига в Казанском университете создает лабораторию, разворачиваются работы по изучению поблем мозга и психической деятельности. Работы И.П.Павлова послужили утверждению приоритета рефлексологического подхода. В 1913 году была опубликована работа Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (англ. behaviour – поведение). По словам Уотсона психология должна заниматься поведением. Основания были такими: · запросы практического порядка, · психология должна стать естественно научной дисциплиной, должна ввести ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД. Все психические процессы с точки зрения Уотсона, описывались формулой S – R. В дальнейшем развитии бихевиоризма появились промежуточные переменные V(цели, намерения, гипотезы, познавательные карты). Теперь формула выглядела так: S – V – R. Последняя из приведенных формул должна была объяснять поведение именно человека, а не животного. Создавать любое поведение человека, манипулировать поведением. Эти ожидания во многом оказались напрасными. Основной недостаток бихевиоризма в недоучете психической деятельности человека, приближении его психики к психике животного. Игнорирование процессов сознания, научения, творчества, самоопределения личности. Сознанию можно противопоставить не только поведение, но и неосознаваемые, или бессознательные психические процессы. Бессознательные психические процессы стали исследоваться особенно активно в начале ХХ века. Все неосознаваемые психические процессы можно разбить на три класса:
Неосознаваемые механизмы сознательных действий подразделяются: · неосознаваемые автоматизмы, (сами собой, «свободная голова») Происхождение двоякое: никогда не осознавались (мигание, хватание, ходьба), прошли через сознание и перестали осознаваться, выработался навык. (Н.А.Бернштейн внес принцип повторения без повторения, т.е. осознанного обучения. Пример проигрывание музыкального произведения без клавиатуры на ровной поверхности, наблюдалось явление большей усталости, как следствие большей загруженности мозговых центров. Увеличивается тоническое напряжение мышц как в йоге, каратэ). · явления неосознаваемой установки. Теорию установки разработал Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950). Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагировании в определенном направлении (спринтер принимает определенную позу, для взятия крошки пальцы складываются определенным образом, для взятия мячика – определенным). Навык относится к периоду осуществления действия, установка к периоду, который предшествует действию. неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Наблюдается, что человек сопровождает свою деятельность движениями, не направленными на действие (движение челюстями, когда он работает ножницами). На этом построены чтения мыслей с помощью мышечного тонуса. В 20 годы ХХ века А.Р. Лурия разработал сотряженную ручную методику, которая применялась в аппарате полиграф или детектор лжи. На прошлом занятии мы говорили о неосознаваемых механизмах сознательных действий, Второй класс неосознаваемых процессов – неосознаваемые побудители сознательных действий, тесно связан с именем Зигмунда Фрейда (1856-1939). Фрейда заинтересовал эффект постгипнотического внушения по нескольким причинам:
На основании анализа такого рода фактов Фрейд создал теорию бессознательного. По его теории в психике существует три области – сознание, предсознание (знания, которыми человек располагает, воспоминания), бессознательное. Бессознательное обладает:
По Фрейду психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых сексуальное (ЛИБИДО), и стремление к покою (МОРТИДО). Появляются бессознательные процессы в сноведениях, ошибочных действиях, невротических симптомах. Был использован метод свободных ассоциаций и метод анализа сноведений. Структура личности по Фрейду ид, эго, суперэго. Следующий класс неосознанных процессов надсознательные процессы. Одним из первых обратил внимание на эти процессы В.Джеймс. В его книге «Многообразие религиозного опыта» собраны, описаны примеры надсознательных явлений. Надсознательный опыт это качественно новый взгляд на знания, которыми обладает индивид. Это интегративный процесс преобразования прежних знаний. Новые знания сопряжены с моментом озарения (инсайта). Альфред Адлер (1870 – 1937 гг.) родился в Вене. В 18 лет поступил в Венский университет. Участвовал в политических собраниях. Увлекся социализмом.В 1895 году получил медицинскую степень.С 1902 – 1911 г знакомство с Фрейдом. В 1911 г сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. С приходом Гитлера к власти переехал в США, Нью-Йорк.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |