Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты процесса обучения специальных предметов

Структура процесса обучения
Преподавание – обучающая деятельность педагога
Учение – учебная деятельность учащихся
Постановка цели, мотивация, стимулирование познавательной деятельности учащихся. Сообщение учащимся учебной информации, руководство их познавательной деятельностью. Руководство закреплением и совершенствованием знаний и умений учащихся Руководство деятельностью учащихся по применению знаний на практике. Контроль и оценка учебных достижений учащихся.
Целенаправленный процесс управления знаний, формирование умений и навыков для осуществления практической деятельности, в ходе которого развиваются познавательные силы и способности учащихся
Формы и методы обучения
Средства обучения

 


Содержание специальных предметов.

Главная цель методической работы – педагогическая подготовка преподавателей и мастеров к успешному осуществлению текущей учебно – воспитательной работы. Она включает:

1) Построение системы уроков по темам.

2) Определение содержания.

3) Дидактические задачи.

4) Воспитательную направленность урока.

5) Творческий подход к подбору форм и методов обучения с учетом особенностей учащихся.

6) Условия в которых протекает учебный процесс.

7) Материально – техническую базу.

Методика преподавания специальных дисциплин тесно связана с общеобразовательными, общетехническими предметами производственного обучения.

Общетехнические специальные предметы в ПУ занимают узловое место и определяют качество их подготовки.

Необходимо комплексное применение различных методов и приемов обучения, которое включает:

1) Организацию самостоятельной работы с учащимися.

2) Работу с технической литературой.

3) Работу с нормативной документацией.

4) Работа со справочниками.

5) Проведение упражнений в решении технических задач.

6) Анализ технических процессов.

7) Анализ квалификационных характеристик.

8) Развитие технического мышления.

Содержание учебных предметов формируется на основе системы знаний соответствующей науке. Любая наука имеет свою историю и логику развития. Технические дисциплины, изучаемые в ПУ, составляют основы соответствующей науки.

Предметом основ технической науки являются объекты технической практики (устройства). В электротехнике, например, это обобщающее устройство:

1) Электрические цепи.

2) Различные электротехнические устройства.

3) И др.

Изучаемый обобщенный технический объект описывается понятиями, отражающие физический процесс, функциональное назначение и конструкционные параметры технического устройства. Таким образом, любой технический объект можно представить в виде системы понятий, составляющих три группы:

1) Понятия, определяющие назначения объекта.

2) Понятия, описывающие физический принцип действия устройства системы.

3) Понятия, описывающие конструкцию изучаемого предмета.

На основании этого, делаем вывод по специфике содержания производственного обучения и теоретического. В первом случае на формирование содержания влияет структура трудовой деятельности рабочего, т.е. логическая взаимосвязь понятий, описывающих теорию функционирования объектов, соответствующей практике.

Понятия имеют основные характеристики:

1) Содержание.

2) Объем.

3) Связи.

4) Отношения между ними.

Под содержанием понятия (определения) понимается совокупность существенных свойств (сторон) класса, предметов или явлений отражаемых в сознании с помощью данного понятия.

Под объемом понятия понимают количество объектов, охватываемым данным понятием. Все предметы и явления, окружающей действительности взаимосвязаны. Отражение этих объективных связей между предметами и явлениями в сознании человека происходит через связь и отношения между понятиями. Система взаимосвязанных понятий обобщается в закон, т.е. понятие более высокого уровня. В свою очередь совокупность в законах образует самостоятельные теории технического знания. Из теории выводятся следствия, т.е. частные случаи практического применения закона. Например, теория электрических цепей базируется на трех законах:

1) В законе Ома.

2) В первом правиле Кирхгофа.

3) Второй закон Кирхгофа.

 

Представим структуру теоретического знания с помощью схемы:

Факты, технические объекты àПонятияàЗаконыàТеорииàСледствия

Спец. технологии как науки не существует. Этот предмет построен на основе объединения содержания нескольких технических наук в одну дисциплину. Её примерная структура:

1) До 50% учебного материала составляет теория науки.

2) До 35% - предписание к деятельности, т.е. технология.

3) До 5% - свойство сырья и материалов.

4) До 10% - организация экономики производства.

Вопросы для самоконтроля:

1) Главная цель методической работы.

2) С какими дисциплинами связана методика преподавания спец. дисциплин?

3) Что является предметом основ технической науки?

4) Что включает комплексное применение различных методов и приемов?

5) С помощью каких понятий можно представить любой технический объект?

6) Что понимаем под содержанием понятия?

7) Что понимают под объемом понятия?

8) Приведите структуру теоретического знания.

9) Примерная структура содержания спец. технологий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность методической деятельности | Методы обучения, выделяемые по характеру познавательной деятельности учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.