КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы обучения учащихся
Классификация методов обучения. При определении сущности методов, мнение педагогов разошлись. Одни понимали метод как совокупность приемов учебной работы, другие – как дорогу, по которой учитель ведет от незнания к знанию, третьи – как форму содержания обучения, четвертые – как способ деятельности учителя и ученика для решения общих задач. Во всех этих методах есть определенная закономерность: они характеризуют познавательную деятельность, которую с одной стороны осуществляют учащиеся, а с другой – организует учитель. Познавательная деятельность учащегося является главным условием усвоения ими материала. Методом обучения называется способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учащегося и преподавателя, направленный на решение задач образования. Метод определяет, как должен протекать процесс обучения, какие действия и в какой последовательности должен выполнить учитель и его ученики. Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). По характеру учебно – познавательной деятельности учащихся, по владению изучаемого материала выделяют методы (М.Н. Скадкина, Я.Лернера): 1) Объяснительно – иллюстративный. 2) Репродуктивный. 3) Проблемное изложение. 4) Частично поисковый (эвристический). 5) Исследовательский. В основу классификации М.А. Данилова и Б.П. Есипова положены цели и задачи, реализуемые на конкретном этапе изучения. В зависимости от этого все методы делят на: 1) Методы приобретения новых знаний. 2) Методы формирования умений и навыков. 3) Применение умений на практике. 4) Методы проверки и оценка учебных знаний. Используя целостный подход при классификации методов Ю.К. Бабанский выделил три группы методов обучения: 1) Организация осуществления учебно – познавательной деятельности. 2) Стимулирования и мотивацией учебно – познавательной деятельности. 3) Контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности. Ряд ученых (Е.Я. Голанд, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Петровская) отмечали, что значительной влияние на процесс обучения оказывают источники знаний, поэтому наиболее распространена классификация по источнику знаний и способу передачи и восприятия учебной информации. Выделяют: 1) Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово). 2) Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия). 3) Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатываю умения выполняя практические действия). Любой из этих традиционных методов сыграл важную роль в развитии российской школы. Классификация методов обучения по характеру учебно – познавательной деятельности и овладения изучаемым материалом. 1) Объяснительно – наглядный (репродуктивный) (из двух) – способствует формированию умений запоминать информацию и воспроизводить её. Строится на передачи информации с помощью слова, демонстрации натуральных и графических изображений. Знания остаются на невысоком уровне знаний – копий, т.е. учащиеся запоминают информацию и репродуктивно её воспроизводит. Для достижения более высокого уровня знаний, учитель ориентирует деятельности учащихся по воспроизведению не только знаний, но и способов действий. 2) Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. 3) Частично – поисковый метод включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Суть метода в том, что учащимся не дается окончательного решения задачи. Часть посильных вопросов они решают самостоятельно. 4) Исследовательский метод – рассматривают как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по исследуемой проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты. Этот метод активно развивает творческие способности учащихся, знакомит их с элементами научного поиска. Авторы этой классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов имеющих небольшую самостоятельность учащихся к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Выбор метода преподавания – процесс творческий. Для всех учащихся одной возрастной группы, но разных классов (профессий) бывает необходимо давать один и тот же учебный материал разными методами. Это связано с тем, что в различных учебных ситуациях оказывается эффективнее их разнообразить. Готовясь к проведению занятий, необходимо планировать несколько методических вариантов применения методов, что позволит более гибко вести процесс обучения. Классификация методов обучения по источнику знаний и способу передачи и восприятия учебной информации. Существуют наглядные, словесные и практические методы. Словестные методы занимали первое место в системе методов обучения. Прогрессивные педагоги Я.А. Каменский К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации, доказывали необходимость дополнять их наглядными и практическими, что было и сделано. К рассказу предъявляется ряд педагогических требований: 1) Рассказ должен предполагать идейно – нравственную направленность преподавания. 2) Содержать только достоверные и научно проверенные факты. 3) Включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, поучительных фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений. 4) Иметь точную и четкую логику. 5) Быть умеренно – эмоциональным. 6) Изложен простым и доступным языком. В профессиональном обучении разновидность рассказа – объяснений, когда рассуждение и доказательство сопровождаются учебной демонстрацией. К объяснению прибегают для описания конструкции машин, инструментов, приспособлений, правил построения технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопроса в подготовке к работе, приемов выполнения. Под объяснением понимают словесное истолкование закономерностей изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. К нему прибегают при изучении теоретического материала, решении химических, математических задач, раскрытие причин и следствий явлений природы. Использование метода объяснения предполагает: 1) Точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы. 2) Последовательное раскрытие причинно – следственных связей, аргументацию и доказательства. 3) Использование сравнения, сопоставления, аналогии. 4) Привлечение ярких примеров. 5) Безошибочную логику изложения. Для учащихся ПО применяют лекцию, служащую для передачи определенной информации из области наук по технологии и т.д. От рассказа лекция отличается тем, что не только воздействует на воображение чувства и стимулирует конкретно – образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем структура рассказа. Рассказ, объяснение и лекции относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминируют исполнительская, часто пассивная, репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, запоминание и т.д.), при этом отсутствует обратная связь, т.е. информация для педагога по усвоения ЗУН. Более совершенным методом в этом отношении является беседа – называется такой метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знания. С помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоения нового материала, осуществляет повторение и проверку пройденного. В зависимости от задач, содержания учебного материала, уровня познавательной деятельности учащихся могут быть следующие виды бесед: 1) Эвристическая беседа. 2) Сообщающая беседа. 3) Закрепляющая беседа. 4) Индивидуальная беседа. 5) Фронтальная беседа. Вопросы, задаваемые во время беседы, должны отличаться простотой, краткостью, чуткой формулировкой. Самостоятельная работа учащихся с технической литературой представляет метод обучения основанный на слоге. Работа с книгой так же является эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования. Умение самостоятельно работать с книгой позволяет научить школьников целенаправленному выбору литературы, овладеть техникой правильного чтения. Рекомендуется ознакомить учащихся с методами работы библиотечных каталогов. Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда у учащихся еще нет достаточных ЗУН. При таком инструктировании есть графа самоконтроля, по которой учащийся выполнит задание, проверит его правильность. Это воспитывает внимательность, подводит к умению самостоятельно определить последовательность работ, выбор необходимых принадлежностей. В программе телевидения, интернет, есть материалы по истории науки и техники, рассказы о достижениях современных технологий. Наглядные методы обучения – это такие методы, при которых усвоения учебного материала находятся в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и ТСО. Они применяются в совокупности со словами и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения разделяют на две большие группы: 1) Метод иллюстраций – представляет собой показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, рисунков и чертежей на доске. 2) Метод демонстраций – находится в тесной связи с показом приборов, опытов, технических установок, кинофильмов и т.д. Однако такое деление является условным. Использование технических средств в учебном процессе (компьютеры, видеооборудование) расширяет возможности наглядных средств. При использовании наглядных методов, надо учитывать ряд условий: 1) Наглядность должна соответствовать возрасту обучаемых. 2) Наглядность должна использоваться в меру и демонстрировать её надо постепенно и только в соответствующий по содержанию момент урока. 3) Наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет со своих рабочих мест. 4) Необходимо четко выделять главное или самое существенное при показе. 5) Надо заранее детально продумывать пояснение, которые сопутствуют демонстрации явлений. 6) Демонстрируемый материал должен точно соответствовать теме урока. 7) Привлекать самих учеников к нахождению нужной информации для разработки наглядного пособия или показа в демонстрационном устройстве. При демонстрации (показе) у учащихся формируется точный и конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Молодые учителя при демонстрации могут допустить ошибки, снижающие эффективность показа: 1) Внимание учащихся обращается на несколько моментов одновременно, поэтому они не могут воспроизвести показанное. Необходимо логическая последовательность рассказа. 2) Объяснение учителя не совпадает с тем, что в данное время он показывает, например, включает в свои объяснения теоретический материал, отвлекая от показываемых приемов работы. 3) Речь учителя во время показа не должна быть многословной, т.к. в процессе показа всякое объяснение имеет вспомогательное значение При наблюдении необходимо предшествующая организация работы: 1) Сообщение цели и порядка наблюдений. 2) Выделение основных моментов, которые ученики должны увидеть. 3) Перечисление вопросов, на которые при подведении итогов наблюдения, должны быть получены ответы. 4) Предупреждение о возможных трудностях наблюдения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности и формируют практические умения и навыки. К ним относятся: упражнения по выполнению приемов, операций, комплексной работы, самостоятельной работы, тренажеры, лабораторно – практические работы, управление технологическими процессами. Под упражнениями понимают многократное выполнение умственного и практического действия с целью овладения знанием или повышения его качества. Применение упражнений происходит при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Лабораторные работы представляют собой проведение учениками по заданию учителя опытов с использованием специальных приборов, инструментов и технических приспособлений. Это изучение учащихся каких – либо явлений, с помощью специального оборудования. Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются: 1) Применение различных технических устройств (тренажеров). 2) Использование инструкционных карт. 3) Самостоятельный разбор чертежей. 4) Подбор режима работы. 5) Самостоятельное пользование контрольно – измерительными инструментами или приборами. 6) Личный контроль качества используемой продукции.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |