КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические основы обучения применительно к уроку
Педагогическая и психологическая наука выражает преподавателя теоретическими основами обучения, к числу которых относят: 1) Теория личностно – деятельностного подхода к пониманию сущности процесса обучения. Здесь применяется принцип развития субъекта деятельности через осуществляемую им деятельность. Согласно этой теории, деятельность учащихся рассматривается в единстве её структурных компонентов (цель, мотивы, действия, результат). Обучение как процесс складывается не только из технических операционных, но и общественных способов включения в него учащихся. 2) Теория воспитывающего обучения предполагает комплексный подход к формированию личности выпускника НПО через содержание и организацию преподавания конкретного предмета. Эффективность процесса следует оценивать не только исходя из прочности овладения ЗУН, но и на формирования мировоззрения в системе нравственных понятий, практических поступков. 3) Теория оптимизации обучения, согласно которой оптимальная структура учебного процесса может быть достигнута при системном подходе к процессу обучения, в результате чего выявляются максимально возможные связи обучения, воспитания и развития учащихся (через содержание, организацию методов и средств обучения). 4) Теория развивающего обучения, предполагающую репродуктивной и творческой деятельности учащихся по усвоению ими системы научных знаний, приемов и способов логического мышления по формированию общетрудовых и профессиональных умений навыков, развивающие все стороны личности будущего рабочего (интеллектуальные, трудовые, поведенческие). Творческое преломление через призму этих теорий учебно – воспитательного процесса позволит каждому преподавателю найти свой вариант методического построения урока. Вместе с тем, как бы не был индивидуален подход к методическому построению урока каждым преподавателем, существует определенные требования, выполнения которых позволяет создать наиболее оптимальную систему учебно – познавательной и учебно – производственной деятельности учащихся. Эти требования являются интеграцией более частных требований, предъявляемых каждому компоненту урока – целям, содержанию, используемым средствам, формам и методам обучения (преподавания учения). Можно выделить две группы требований, определяющих эффективность организации каждого урока или системам уроков: общепедагогические и дидактические. Вопросы для самопроверки: 1) Что мы понимаем под уроком? 2) Что характерно для урока? 3) Какие общие требования существуют к процессу обучения? 4) Какие группы требований (их четыре) к уроку вы можете назвать? 5) Каковы теоретические основы обучения применительны к уроку? Первое дидактическое требование пронизывает всю организационную, методическую и содержательную стороны учебно – познавательной деятельности на уроке. Общедидактическую функцию данного условия можно наглядно представить в виде схемы взаимосвязи принципов и компонентов обучения, предложенную Ю.К. Бабанским.
Таким образом дидактические принципы характерные для каждого из компонентов обучения выступают для преподавателя той ориентировочной основой действия, которой он может руководствоваться при разработке методической системы урока. Исходя из дидактического принципа направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития учащихся преподаватель определяет и формулирует цель урока и конкретные задачи каждого его этапа. При этом общая дидактическая цель представляется тремя группами задач: 1) Образование. 2) Воспитание. 3) Развитие. Их выбор зависит от специфики и характера содержания учебного материала, этапы обучения (изучение новых знаний, закрепление знаний формирования умений, обобщение, систематизация и проверка усвоенного материала), уровни развития (сформированности у учащихся необходимых установок, интеллектуальных и морально – нравственных качеств) от специфики будущей профессиональной деятельности, характеризующей мотивы и потребности учащихся, эмоционально – волевые и другие профессионально важные, психофизиологические качества (в том числе интеллектуальные, сенсорные, моторные).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |