Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности письменной речи у детей с нарушением слуха

Читайте также:
  1. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  2. I. Система налогов и сборов и особенности их учета
  3. I. Теоретические основы формирования артикуляционной моторики у детей.
  4. II Составляющие СП, их особенности строения и взаимодействия.
  5. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  6. II. Особенности физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
  7. II. Психологические особенности различных видов допроса.
  8. II. экономические особенности развития России и Европы.
  9. III. Орган слуха и равновесия
  10. IV . Особенности течения гнойно-воспалительных заболеваний головы, лица, полости рта
  11. VI. 2. Особенности наследования отдельных видов имущества
  12. XIX. 9. Особенности правовой охраны секретных изобретений

 

Письменная речь слабослышащих во многом отражает проблемы устной речи. При всем многообразии ее нарушений выделяют две основные группы: 1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, пропусков на письме главных и второстепенных членов предложений и т.п.; 2) наличие тех форм дисграфий, которые обусловлены имеющимся грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия): записывают так, как произносят. Как правило, это пропуски согласных при стечении, безударных частей слова (оманул – обманул; дивай – надевает); смешение сходных по звучанию и месту образования звуков, шипящих со свистящими и др. Кроме этого, встречается дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза. Для нее характерно искажение звуко-слоговой структуры слова за счет пропусков и перестановок букв, вставок лишних букв и т.п. Наиболее типичным для слабослышащих будет несколько видов дисграфий.

У слабослышащих детей часто (77,7 %) встречаются нарушения чтения (дислексии). Патогенез дислексий у них не сводится только к снижению слуха и нарушениям устной речи. У некоторых детей не сформированы многие психические функции, осуществляющие процесс чтения: зрительные, пространственные, временные, оптико-пространственные, зрительно-моторные функции. Особенно трудно для слабослышащего ребенка понимание прочитанного текста, т.к. если ребенок неясно представляет себе звуковой состав слова, которое он произносит, то он и не узнает его при чтении. На формирование навыка чтения сказывается также ограниченный запас слов, неточное понимание значений уже известных ребенку слов, недоразвитие грамматического строя речи и непонимание значений грамматических форм, несформированность звукового анализа и синтеза. Наиболее распространены фонематические дислексии, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием. Дислексические нарушения у слабослышащих детей имеют более серьезные последствия, чем у нормально слышащих, т.к. овладение письменной речью способствует развитию устной речи и устранению ее нарушений.

 

6. Характеристика речевой деятельности глухих детей

 

Без слухового восприятия практически не существует возможности непосредственного подражания речи. Обучение устной речи глухих детей основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия. Только с помощью учителя для глухого ребенка возникает возможность осознания того факта, что движения речевого аппарата говорящего создают слова, связанные с определенными значениями. Наличие остатков слуха в значительной степени помогает глухим детям овладевать словами, обозначающими звучащие предметы и звуковые явления, и правильно применять эти слова. Однако их речь характеризуется глубокими отклонениями в виде резко искаженного произношения, ограниченного запаса слов, грубого аграмматизма, порой доходящего до полного отсутствия предложения. Глухие дети очень ограниченно понимают обращенную к ним речь и читаемый текст.



По мере накопления речевых навыков и знаний, приобретаемых при использовании сохранных анализаторов, глухой ребенок приобретает все большую возможность к самостоятельному овладению речью в процессе собственной речевой практики. Наибольшую роль при этом играет использование чтения, письма и дактилологии. Именно эти формы речи дают глухому ребенку наиболее точные речевые представления и потому они в наибольшей степени способствуют накоплению словарного запаса и овладению грамматическим строем речи. Лишь на том уровне развития речи, когда ранооглохший ребенок овладевает самостоятельным чтением, он получает возможность эффективного продвижения в речевом развитии.

 

7. Особенности речевых нарушений у слабослышащих

 

Состояние слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих не может обеспечить усвоение детьми полноценного звукопроизношения, что приводит к фонетико-фонематическим нарушениям. Это обусловлено неполноценностью слухового анализатора, который не способен осуществлять свою ведущую роль в отношении речедвигательного анализатора. Выделяют 3 основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих:

1. Характерны замены одних звуков речи другими при отсутствии отклонений от нормы в строении или функционировании моторного отдела речевого аппарата. Звуковые замены обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

2. Искаженное звучание звуков речи вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т.е. нарушений в строении или функционировании органов артикуляции (межзубный, боковой сигматизм, увулярный «р»).

3. Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной и моторной недостаточностью. При этом невозможность выполнения необходимых для произнесения данного звука артикуляторных движений сочетается с невозможностью слуховой дифференциации его от акустически близких с ним звуков. Смешанные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих преобладают.

Нарушения лексического строя речи проявляются в ограниченности словарного запаса, неточности употребления слов, расширение их значений. Р.М. Боскис отмечает следующие характерные группы смысловых замен:

  • употребление характерного признака вместо всего предмета («борода» вместо «дедушка»);
  • называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («краска» вместо «кисточка»);
  • называние общей ситуации вместо предмета («аптека» вместо «термометр»);
  • называние предмета, сходного по назначению («замок» или «ключ» вместо «крючок»);
  • называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» вместо «метла»);
  • называние действия, связанного с этим предметом («садится» вместо «стул»);
  • использование перифраз для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо «замок»).

Характерны также смешения, пропуски или замены приставок и суффиксов («внеманительно» вместо «внимательно»). Встречаются грубые искажения звукослоговой структуры слов, например, выпадение безударных частей слова («ко» вместо «молоко»).

Несформированность грамматического строя речи обусловлено неточностью слухового восприятия окончаний и предлогов, которые выполняют роль связи слов в предложении. Поэтому нередко наблюдаются неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов («Дети ушли в куда-то далеко»), искажение структуры сложных предложений. Письменная речь во многом отражает недостатки устной речи, что способствует появлению аграмматической, акустической и артикуляторно-акустической дисграфий. Также встречаются дисграфии при нарушениях фонематического анализа и синтеза слов, для которой характерно искажение звукослоговой структуры слов за счет пропусков, перестановок и замен букв или слогов с словах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Особенности письменной речи у детей с нарушением слуха

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Особенности политической системы Украины в 1991 – 2004 гг.
  2. I. Система налогов и сборов и особенности их учета
  3. I. Теоретические основы формирования артикуляционной моторики у детей.
  4. II Составляющие СП, их особенности строения и взаимодействия.
  5. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  6. II. Особенности физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.
  7. II. Психологические особенности различных видов допроса.
  8. II. экономические особенности развития России и Европы.
  9. III. Орган слуха и равновесия
  10. IV . Особенности течения гнойно-воспалительных заболеваний головы, лица, полости рта
  11. VI. 2. Особенности наследования отдельных видов имущества
  12. XIX. 9. Особенности правовой охраны секретных изобретений




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.158.65
Генерация страницы за: 0.017 сек.