КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текущее финансовое планирование
Система текущего планирования финансовой деятельности организации основывается на разработанной стратегии и политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, позволяющих определить на предстоящий период все источники финансирования развития организации, сформировать структуру доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода. Текущее планирование – это составная часть перспективного плана, конкретизация его показателей. На основе утвержденного стратегического плана и уточненных внешних параметров годового плана руководители подразделений готовят комплексные годовые планы деятельности. В них указываются мероприятия, которые необходимо осуществить, функциональные стратегии, в рамках которых они будут проводиться, ответственные подразделения, сроки выполнения, потребность в ресурсах, планируемые результаты и показатели эффективности намеченных мероприятий. Пример годового плана подразделения представлен в таблице. Таблица 10 Годовой план подразделения
Источник: www.fd.ru Журнал «Финансовый директор» № 7-8 (июль-август) 2007 Организации применяют систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, большей гибкости в управлении и контроля за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей, исполнения требований законов и контрактов. Бюджетирование является важным фактором повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности организации; технология финансового планирования, учета, анализа и контроля деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений, имеющая целью разработку и принятие оптимальных управленческих решений. Схема бюджетирования деятельности организации представлена на рисунке 15.
Рис.15. Схема бюджетирования деятельности организации Функциями бюджетирования являются: а) планирование финансово-хозяйственной деятельности; б) координация и согласование деятельности различных подразделений предприятия; в) стимулирование руководителей всех уровней в достижении соответствующих целей; г) контроль текущей деятельности; д) основа для оценки выполнения плана различными подразделениями; е) средство обучения менеджеров. Основные элементы бюджетирования: - организационное обеспечение, - процесс, - технология. Организационное обеспечение занимается внутрифирменной организацией подразделений и служб предприятия, которые несут ответственность за поддержание процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение всего процесса. Процесс бюджетирования разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных. Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность центров ответственности. Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты. Бюджет предприятия - это его финансовый план, который выражает в цифрах запланированное на будущее его финансовое состояние, количественно определяет результаты маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения намеченных целей. В бюджетах определяются конкретные числовые показатели финансово-хозяйственной деятельности организации, последовательность и сроки совершения операций на предстоящий год с разбивкой по кварталам, месяцам, декадам, неделям. По видам деятельности различают следующие бюджеты: - операционные бюджеты - включают показатели деятельности подразделений компании, связанные с выполнением текущих производственно-коммерческих функций; - инвестиционные бюджеты - содержат показатели, связанные с приобретением и выбытием долгосрочных активов; - финансовые бюджеты - охватывают показатели, отражающие изменение объема и состава собственного капитала, заемных средств предприятия и финансовых инструментов; - сводные бюджеты обобщают показатели операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. По широте номенклатуры затрат выделяют: - функциональный бюджет – разрабатывается по одной, иногда по двум статьям; - комплексный бюджет – разрабатывается по широкой номенклатуре затрат. По методам разработки различают: - стабильный бюджет – не изменяется в зависимости от изменения объемов деятельности организации; - гибкий бюджет – предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат в виде норматива расходов, которые взаимосвязаны с объемными показателями деятельности субъекта. Сквозная система бюджетов состоит из функциональных бюджетов – операционных, инвестиционных и финансовых. Систему бюджетов предприятия (основной бюджет) составляют: - операционные бюджеты; - бюджеты инвестиций; - финансовые бюджеты. Структура основного бюджета показана на рисунке.
Рис.16. Структура основного бюджета предприятия Планирование текущей деятельности заключается в построении генерального бюджета (master budget), который представляет собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта представлен на рисунке.
- операционный бюджет - финансовый бюджет Рис.17. Генеральный бюджет хозяйствующего субъекта Формирование годового бюджета производится в рамках финансовой структуры – совокупности функциональных центров и центров финансовой ответственности (ЦФО) с учетом их полномочий и ответственности по планированию, исполнению и контролю показателей бюджета. Аналитические центры создаются для централизованного управления статьями сводного бюджета компании: нормирования, планирования, контроля и анализа возникающих отклонений. Они устанавливают для ЦФО целевые значения ключевых показателей деятельности и нормативы. В процессе годового планирования ЦФО формируют планы и исполняют их, выполняя закрепленные за ними операции. В течение бюджетного периода все хозяйственные операции ЦФО выполняются в соответствии с утвержденным бюджетом. Исполнение бюджета контролируется, при этом различают предварительный и последующий контроль. Предварительный контроль – авторизация должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия, заявок на оплату, договоров на закупку и прочих документов, которые влияют на исполнение бюджета. Последующий контроль включает: проведение выборочных проверок достоверности представляемой отчетности, выполнения установленных правил и процедур. Вся процедура бюджетирования должна быть организована таким образом, чтобы на последнем этапе руководство получало три основные бюджетные формы: - бюджет доходов и расходов; - бюджет движения денежных средств; - прогнозный баланс. Бюджетом доходов и расходов определяется экономическая эффективность предприятия, в бюджете движения денежных средств непосредственно планируют финансовые потоки, а прогнозный баланс отражает экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. Для сопоставления и анализа данных разных периодов процесс бюджетирования должен быть постоянным и непрерывным. Непрерывность бюджетирования выражается в "скольжении". Используя "скользящий" бюджет, предприятие регулярно может учитывать внешние изменения, изменения своих целей, а также корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными, чем при статичном бюджетировании. Все процедуры и принципы текущего финансового планирования должны найти свое отражение в едином для всей организации Регламенте бюджетирования. В этом документе должны быть определены порядок согласования бюджетов и их консолидации, формы документов, схемы документооборота, а также сроки рассмотрения и принятия решений по всем уровням сбора бюджетной информации.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |