КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее представление о коррекционной педагогике и этапы её становления
Опорный конспект. (Составлен на основе материалов главы «Предмет и задачи, принципы и методы дефектологии» / Лапшин В. А., Пузанок В. П. Основы дефектологии: Учебное пособие - M., 1991-с.8-с.17). Наличие в человеческом обществе людей, имеющих отклонения в развитии и поведении, дефекты (недостатки) в развитии частей тела или отдельных органов и отношение общества к дефектам, аномалиям в развитии человека прошли долгий и сложный путь: Настороженность – неприятие – агрессия – преследование – внимание – интерес – сострадание – милосердие – исследование - лечение (коррекция). Как пример различного отношения к людям с аномалиями могут быть исторические факты: избавление общины от физически недоразвитых, немощных – Спарта; Рим; казни, пытки, тюрьмы, костры, охота на ведьм - Европа в средние века; юродивые (божьи люди) в России - почитание, уважение, помощь, милосердие. В XIV -XV в.в. в Европе проведены первые исследовании людей с аномалиями: · Феликс Платтер (1537-1614 гг) г. Базель - врач, психиатр, осуществляет наблюдение за душевнобольными в монастырях, специальных домах «местах ужаса и безнадежности».В книге «Медицинская практика» (1625г.) дана им классификация больных - (mentis imbecillitas) - лица с различными нарушениями интеллекта, (mentis alienatio) лица с врождённым помешательством - глупостью, плохо соображают имеют физические недостатки. · Ян Амос Коменский (1592 - 1670 гг.) - чешский педагог, священник. В «Великой дидактике» (1630 г.) дана им подробная классификация учащихся (6 типов), среди них «ученики с острым умом и стремящиеся к знаниям, необузданные и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и большей частью считают безнадежными;... ученики тупые с извращённой натурой; большей частью эти ученики безнадёжны» · Но...«возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отстающих, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: изчеловеческого образованиянельзя исключить никого; кроме нечеловека» (Я. Коменскинский). · Первые попытки создания специальных школ для обездоленных детей осуществляет И. Г. Песталоцци (1746 - 1827 гт.), швейцарский педагог: · «учреждения для бедных» (1774 г.) в г. Нейгофе (дети-сироты, обиженные судьбой). · сиротский приют (1833 г.) в Бургдофе - создаёт немецкий педагог Фридрих Фребель (1782 - 1852 гг.). · В конце XVIII и в XIХв. большой вклад в разработку проблемы аномального детства вносят врачи: французский врач Ф. Пинель (1714-1826) дает классификацию душевных болезней; его ученик Ж. Эскпроль. (1772-1840) вводит понятие «идиотия», «умственная отсталость», «имбецилизм»; немецкий психиатр Э. Крепелин (1856-1926) ввел понятие «задержка психического развития», «олигофрения»; бельгийский психиатр Ж. Демор (1867-1941) наряду с медицинской отсталостью выделяет педагогическую отсталость ребенка, зависящую от семьи и социальных условий. · Разработка основ специальной педагогики для детей с аномалиями осуществляет: Мария Монтессори (1870 - 1952 гг.) - детский психиатр, педагог. Основатель дошкольного воспитания. В своей книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики.» (1912 г.) она раскрывает основы воспитания ребенка. Под воспитанием понимала активное содействие нормальному развитию жизни ребенка. Как сторонник сенсорного развития ребёнка (развития органов чувств), она считала: «Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он уточнял свои, чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением» (М. Монтессори). · Овид Декроли (1871 — 1932 гг ) - прогрессивный бельгийский врач, психолог, педагог, представитель движения «За новое воспитание». В 1901 г. в окрестностях Брюсселя открыл институт для умственно отсталых детей, в 1907 г. - школу для нормальных детей от 3 до 18 лет. Он изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей; * разработал методику обучения чтению и рисованию; * создал серию многочисленных тестов для исследования развития детей различных социальных слоев общества; * он автор оригинальной системы дидактических игр: 1. сенсорные игры (зрительно-моторные и слухо-моторные); 2. арифметические; 3. игры, связанные с понятием времени; 4. игры грамматические для развития речи. · В основе его педагогики лежит теория интересов и потребностей,которые определяются инстинктами; основа педпроцесса в удовлетворение этихинтересов и потребностей (в пище, одежде, защите перед лицом опасности, в труде в общине идля общины и т.д.). Для осуществления идеи - создал метод «центра интересов» - знания добываются детьми в ходе деятельности вокруг определённой темы интересов. · Основы российской коррекционной педагогики: Уходит корнями в православие, христианскую религию. Первым наставлением в этом плане можно считать «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям» -«Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуше по силе кopмитe и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубити человека». В 1551 г при Иване IV Грозном в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения о нищих, больных и тех, которые «одержимы бесом и лишены разума», их рекомендовано отправлять в монастыри При Петре I запрещалось направлять «дураков» в монастыри без их предварительного освидетельствования (бояре пытались таким образом спасти своих чад от воинской службы). «Дураками» считать только тех, кто «отповеди ученитьне могут; не годятся ни в какую службу и науку; недвижимое к пустому приводят, беспутстворасточают». Им было запрещено жениться и наследовать имущество. · В 1775 г. при Екатерине II издан был указ «Об учреждении Приказов общественного призрения», положивший начало создания в России лечебных учреждении и благотворительных заведений · Внимание российской общественности к душевно больным детям было обращено в середине XIX в. · В повести А. И. Герцена «Доктор Крутов» (1847 г) ведется рассказ о типичном сельском слабоумном мальчике Левке Косом, который вызывает чувство сострадания к нему и потребность в оказании ему помощи, милосердия Добролюбов Н. А. В статье «Ученики с медленным пониманием» («Журнал для воспитателей» - 1858 г.) повествует об их бедственном положении: «Ни одному разряду учеников не приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми... А между тем они - то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя» В конце XIXb. начале ХХв. в России проводятся целенаправленные исследования медиков и педагогов (А. В. Владимирская, А.Ф. Лазурский, В. П. Кащенко и др.) детей с аномалиями в психофизическом развитии. Открываются вспомогательные школы, частные школы - пансионы для умственно отсталых детей. · В первые годы советской власти (1918 г.)» г. Москве на базе «Школы -санатория для дефективных детей» (В. П. Кащенко) создается «Дом изучения ребёнка», а затем медико-педологическая клиника-научно-методический центр Наркомпроса в области дефективности (рук. В П. Кащенко). В довоенные и послевоенные (60-70 г.) годы огромный вклад в разработку данной проблемы вносит А. П. Лурия, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, А. С, Выготский, Т.Д. Власова и др.(Более подробно этот вопрос раскрыт в кн. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения древнейших времен до середины XX в.- М. 1995).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |