Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое планирование




 

В 1960-х годах в США и большинстве стран Западной Европы начался «бум стратегического планирования», который базировался на доминирование концепции предприятия как «открытой системы» на микроуровне, а также на развитие прогнозирования и индикативного планирования на государственном уровне. Встала потребность разрабатывать реальные и надежные планы будущего развития предприятий с учетом ситуации, что сложилась, определять перспективы на основе альтернатив развития, ориентироваться прежде всего на рыночные и финансово-экономические перспективы, например на объемы реализации и дохода (предприятия и индивида), прибылей, рентабельности капиталовложений, эффективности и тому подобное. Предприятие становилось более зависимым от спроса потребителей в определение перспектив своего расширения и последующего существования. Решение этих проблем обусловило переход от долгосрочного к стратегическому планированию, которое за своими основными признаками было более гибким (рис. 1.4).

 

Дж. А. Стайнер определил факторы, что содействовали развитию стратегического планирования в течение 1960—1980 лет [76]:

• рост размеров предприятий благодаря повышению комплексности и диверсификации деятельности;

• научно-технический прогресс;

• развитие связей с другими организациями;

• рост конкуренции на внутренних и внешних рынках в результате их заполнения;

• развитие методологии и инструментария планирования;

• наличие необходимой оргтехники и квалифицированных кадров; «лидирование предприятий, которые больше внимания уделяли стратегическому планированию.

 

Многие авторы публикаций из проблем менеджмента отмечали на изменениях, что происходили в восприятие действительности владельцами и руководителями предприятий: от оптимистичного взгляда в будущее, которое обещало широкие возможности развития, к реалистичному пониманию того, что будущее — не за всеми параметрами лучше прошлого.

 

Подробнее сущность и способы построения системы стратегического планирования лин. часть IV.

Рис. 1.4. Сравнительная характеристика долгосрочного и стратегического планирования [7]

 

Стратегическое планирование как явление и процесс предвидения будущего и подготовки к будущему истолковывается достаточно широко:

• как интегральный процесс подготовки и принятия решений определенного типа

• как формулировка целей и определение путей их достижения

• как обеспечение подготовленности предприятия для конкурентной борьбы на рынках и тому подобное.

 

В контексте этой темы нужно акцентировать внимание на том, что стратегическое планирование — это адаптивный процесс, посредством которого осуществляются регулярная разработка и коррекция системы формализированных планов, пересмотр содержания мероприятий по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценивания изменений, что происходят внешне и внутри предприятия. Стратегическое планирование охватывает систему долго-, средне- и краткосрочных планов, проектов и программ, однако главное смысловое ударение при этом делается на долгосрочных целях и стратегий их достижения.

 

Сначала стратегическое планирование ограничивалось определением целей и стратегий их достижения, то есть определением стратегического поведения предприятия в системе «продукт — рынок».

 

В границах стратегического планирования широко применяются такие категории: «жизненный цикл продукта», цикл спроса на продукцию, что изготовляется, период, нужный для достижения целей, и тому подобное. Все это сформировало потребность в более гибких подходах к определению горизонтов планирования, во взвешенном сочетание балансирования разных по продолжительности действий для достижения целей, а также обусловило последующее повышение роли стратегического анализа в деятельности предприятий. Ведь такой анализ дает возможность четко определять, которые именно сферы и направления деятельности требуют долго-, а которые — среднесрочных сроков их осуществления в конкретных условиях, что сложились и будут складываться во внешней среде. При этом растет и количество доступных предприятию альтернативных вариантов развития, в результате чего открывается более широкий выбор действий на перспективу.

 

Стратегический анализ среды предприятия создает фундаменты для прогнозирования возможностей развития ситуации. В стратегическом планирование широко применяются сценарии планирования «портфеля предприятия», широкий арсенал методов маркетинга и планирования. Венцом развития стратегического планирования стала система «планирования, программирования, бюджетирования», что широко использовалась в наиболее совершенном виде в Пентагоне. Очень близкая к ней система «прогноз — программа — план», что начала внедряться в прежнем СССР после в 1979 году согласно с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР№ 695.

 

Планирование набирало все более органической формы с ориентацией на определение целей (с рыночными и «производственными» характеристиками) и альтернативные мероприятия по их достижению; переход на «запасные», подготовленные варианты уже не воспринимается как нарушение «нормального хода событий»; успех определяет достижение комплекса социально-экономических факторов, установленных как критерии на долгосрочный период.

 

Применение стратегического планирования обусловило необходимость интеграции разных видов плановой деятельности, что их осуществляли все подсистемы предприятия, а также последующего развития стратегической деятельности на предприятие, оформленной в виде системы стратегического управления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.