КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегическое управление
В мае в 1971 году в Питтсбурзи (США) была проведена расширенная конференция по вопросам стратегического управления, где в 14 развернутых докладах были подбиты итоги развития стратегического подхода к управлению западными и восточными компаниями, а также определены основные направления развития стратегического управления. Год 1973-й считается началом регулярного теоретического исследования и практического внедрения стратегического управления. С тех пор это направление в теории и практике управления непрестанно развивается, исследования в этой отрасли осуществляются во всем мире, большинство процветающих организаций достигли своих результатов благодаря внедрению системы стратегического управления. Так, большинство корпораций США и Западной Европы имеют квалифицированный персонал, что прошел специальную подготовку из стратегического управления. Переход к стратегическому управлению дал возможность преодолеть рассмотренные дальше ограничения стратегического планирования.
1. Стратегическое планирование, сфокусированное на принятие оптимальных стратегических решений, тогда как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и/или новых технологий. Перефразируя Питера Друкера, можно сказать, что стратегическое планирование — это прежде всего управление разработкой и выполнением планов, а стратегический менеджмент — управление, направленное на достижение результатов посредством применения широкого спектра инструментов относительно каждого из элементов производственно-управленческой системы организации.
2. Стратегическое планирование — аналитико-прогнозный процесс, а стратегический менеджмент — процесс организационный, где в определенном варианте соединяются все функции управления, каждая из них должна развиваться стратегически.
3. В стратегическом планирование используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и организационные, психологические, социологические и политические факторы. Таким образом, стратегическое планирование отвечает на вопрос «что делать?», а стратегический менеджмент, который включает в себя стратегическое планирование как неотъемлемую свою функцию, — на вопрос «как?», «когда?» и «кто это будет делать?».
4. Стратегический менеджмент состоит из взаимосвязанных процессов: формулировка стратегий; развития деловых способностей компании; управление внедрением стратегий [6].
С тех пор произошло разграничение функций текущего и стратегического управления, начали закладываться основы развития последнего.
Основные характеристики «регулярного», сориентированного на текущую деятельность и стратегического управления (что, впрочем, не вычерпывает всех сторон этих подходов к управлению), приведено в табл. 1.2. Они отличаются концептуально. Таблица 1.2 Характеристика основных отличий текущего («регулярного») менеджмента и стратегического управления
Концепция управления — это система идей, принципов, представлений, что предопределяют цель функционирования организации, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер отношений между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также определяют необходимую степень учета влияния внешней среды на развитие предприятия.
Теория управления отмечает наличие разных концепций, что доминировали на разных этапах развития теории и практики управления. Определенная последовательность существует и в развитие концепций стратегического управления.
Исследование эволюции развития концепций стратегического менеджмента в разных странах дает основания говорить о наличие разных подходов к разработке стратегий и о многозначительности толкования состава элементов системы стратегического управления (табл. 1.3). Таблица 1.3 Характеристика подходов к разработке стратегий [27] Каждая школа акцентирует внимание на определенных моделях и методах разработки стратегий, однако практика использования стратегического управления гласит, что, с одной стороны, нет единственного «идеального» подхода, а из второго — существуют элементы, что их используют все авторы. Исходной идеей, что отбивает сущность концепции стратегического управления, иметься идея о необходимости учитывать взаимосвязь и взаимовлияние внешней и внутренней среды во время определения целей предприятия; стратегии в этом случае выступают как инструменты достижения целей, а для реализации стратегий необходимо, чтоб все предприятие функционировало в стратегическом режиме. Исходя из этого, можно дать такое определение стратегического управления, которое полнее всего раскрывает сущность концепции стратегического управления.
Стратегическое управление — это реализация концепции, в которой соединяются целевой, системный, ситуационный и интегральный подходы к деятельности предприятия, что дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие с последними, разрабатывая и реализуя систему стратегий («стратегический набор»).
Концепция стратегического управления, которая положена в основу стратегического мышления, имеет такие характерные особенности:
1. Базируется на определенном сочетание теорий менеджмента относительно деятельности предприятия (в частности на системном и ситуационном анализе, целевом и инновационном подходах к управлению и тому подобное); предприятие при этом рассматривается как открытая социально-экономическая и материально-вещественная система. Использование только одной из отмеченных основ не дает возможности достичь нужных результатов — развития предприятия в долгосрочной перспективе.
2. Ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. Благодаря этому удается создавать адекватные имеющимся условиям системы стратегического управления, что будут отличаться одна от другой в зависимости от особенностей предприятия и характеристик внешней среды.
3. Концентрирует внимание на необходимости сбора и применения баз стратегической информации. Анализ, интерпретация и применение информации для принятия стратегических решений дают возможность определить содержание и последовательность действий относительно изменений на предприятие благодаря уменьшению неопределенности ситуации.
4. Помогает прогнозировать последствия решений, что принимаются, влияя на ситуацию соответствующим распределением ресурсов, установлением эффективных связей и формированием стратегического поведения персонала. 5. Предусматривает применение определенных инструментов и методов развития предприятий (целей, «дерева целей», стратегий, «стратегического набора», стратегических планов, проектов и программ, стратегического планирования и контроля и тому подобное).
6. Создает предпосылки для создания такой системы управления, которая дает возможность функционировать организации в стратегическом режиме, что, в свою очередь, обеспечивает ее существование в долгосрочной перспективе.
Приведенные характеристики не вычерпывают сущности концепции стратегического управления, но дают возможность определить наиболее существенные ее составляющие, что и будет рассмотрен дальше.
Существуют много описаний последовательности выполнения отдельных этапов стратегического управления (некоторые достаточно детальные, другие — очень обобщенные), однако с тем, что нужно определить миссию (сферу деятельности), проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, сформулировать цели и стратегии их достижения, разработать и выполнить стратегические планы, проекты и программы, — соглашаются все. На практике процесс стратегического управления не имеет таких точных, отделенных один от другого этапов: нарушается последовательность, поскольку большинство работ выполняется одновременно, наблюдается возвращение к уже «пройденным» этапам для уточнения; граница между отдельными видами работ является несколько размытой (например, это утверждение является очень актуальным для этапов установки целей и определения стратегий их достижения). Однако, стратегическое управление, что представляет собой комплексный инновационный процесс, не может происходить изолировано от того, что происходит на предприятие: кризисные ситуации, конфликты или, напротив, прорывы в ту или другую сферу знаний и деятельности. Стратегическое управление не может рассматриваться как работа исключительно менеджеров высшего уровня управления.
Учитывая необходимость поддержки стратегической ориентации предприятия стратегическое управление превращается в процесс непрерывный и динамический, а следовательно, одноразовый анализ и диагностика не могут быть основой такого процесса, поскольку предоставляют ограниченную определенным отрезком времени информацию. Стратегическое управление не претендует на то, чтоб дать одно решение на все времена, оно, как и любой инструмент влияния на объект управления, имеет свои ограничения (табл. 1.4). Таблица 1.4 Ограничение относительно использования стратегического управления на предприятие и пути их преодоления
Изменения в законодательстве, ценах на энергоносители и другие виды товаров и услуг, в технологии, организационных формах предприятий и формах их собственности, наличие конкуренции не только с отечественными фирмами гласят, что мы живем в мире, который быстро изменяется и не в тех направлениях, которые нам были бы по нраву. Предприятия сталкиваются с неопределенностью, непредвиденными ситуациями, когда эволюционный подход, экстраполяционные прогнозы и планы, которые построены по «приростными» методами, не могут обеспечить правильной ориентации в среде и подготовки предприятия к будущему, а следовательно, и выживание.
Стратегическое управление — многоплановый, формально-поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, что содействуют балансированию отношений между организацией (включая ее отдельные части) и внешней средой, а также достижению определенных целей.
Так же как тяжело представить себе два одинаковых предприятия, невозможно создать тождественные системы стратегического управления. Характерные особенности системы стратегического управления определенного предприятия зависят от взаимодействия таких факторов: • отраслевой принадлежности; • размеров предприятия (в зависимости от отраслевых особенностей); • типа производства, уровня специализации, концентрации и кооперации; • характеристик производственного потенциала; • наличия (отсутствия) научно-технического потенциала; • уровня развития управления; • уровня квалификации персонала и тому подобное.
Разные подходы к построению системы стратегического управления нуждаются в четком представление о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий, которые в общем виде можно сформулировать соответственно цели стратегического управления.
Цель стратегического управления — это построение такой динамической системы, которая давала бы возможность обеспечивать своевременное определение миссии, целей и стратегий, разработку и выполнение системы планов (как инструментов реализации стратегических ориентиров), усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, что являются основой для повышения его конкурентоспособности и существования в долгосрочной перспективе.
Учитывая сказанное приведем принципиальную схему стратегического Управления предприятием (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Концептуальная схема стратегического управления организацией
Выводы. Текущему планированию и бюджетированию присущие краткосрочность (на один год) и внутренняя направленность без учета внешних условий функционирования предприятия: рынков, конкуренции, состояния экономики, демографии, НТП и тому подобное. Это их основной недостаток, что не дает возможности обеспечивать надежное развитие фирмы.
Долгосрочное планирование базируется на гипотезе о возможности человека предусматривать и контролировать будущее. Формальные процедуры долгосрочного планирования возникли в результате развития процесса бюджетирования. Долгосрочное планирование, раскрывая перспективы развития, опиралось на разные варианты экстраполяции, а в дальнейшем и на более сложные модели ожидаемого экономического роста отдельных стран, возможностей развития рынков и тому подобное.
Стратегическое планирование как явление и процесс предвидения будущего и подготовки к будущему истолковывается достаточно широко: а) как интегральный процесс подготовки и принятия решений определенного типа; бы) как формулировка целей и определение путей их достижения; в) как обеспечение подготовленности предприятия для конкурентной борьбы на рынках и тому подобное. Стратегическое планирование — это адаптивный процесс, посредством которого осуществляются регулярная разработка и коррекция системы более или менее формализированных планов, пересмотр содержания мероприятий по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценивания изменений, что происходят внешне и внутри предприятия.
Переход к стратегическому управлению дал возможность преодолеть ограничение стратегического планирования, а именно: стратегическое планирование сфокусированное на принятие оптимальных стратегических решений, тогда как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов — новых рынков, новых товаров и/или новых технологий; стратегическое планирование — это прежде всего управление разработкой и выполнением планов, а стратегический менеджмент — управление, направленное на достижение результатов посредством применения широкого спектра инструментов относительно каждого из элементов производственно-управленческой системы организации; стратегическое планирование — аналитико-прогнозный процесс, а стратегический менеджмент — процесс организационный, что в определенном варианте соединяет все функции управления, каждая из них должна развиваться стратегически; в стратегическом планирование используются экономические и технологические переменные, а в стратегическом менеджменте учитываются еще и организационные, психологические, социологические и политические факторы. Следовательно, стратегическое планирование отвечает на вопрос «что. делать?», а стратегический менеджмент, что включает у себя стратегическое планирование как свою исходную функцию, еще и на вопрос «как?», «когда?» и «кто это будет делать?»; стратегический менеджмент состоит из взаимосвязанных процессов: формулировка стратегий; развития потенциала компании; управление внедрением стратегий и развитием способностей [6].
Теория управления отмечает на существование разных концепций, что доминировали на разных этапах развития теории и практики управления. Концепция управления — это система идей, принципов, представлений, что предопределяют цель функционирования организации, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер отношений между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также определяют необходимую степень учета влияния внешней среды на развитие предприятия. Стратегическое управление — это реализация концепции, в которой соединяются целевой, системный, ситуационный и интегральный подходы к деятельности предприятия, что дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие за счет разработки и реализации системы стратегии («стратегического набора»).
Цель стратегического управления — это построение такой динамической системы, которая бы позволяла обеспечивать своевременное определение миссии, целей и стратегий, разработку и выполнение системы планов (как инструментов реализации стратегических ориентиров), усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, что являются основой для повышения его конкурентоспособности и существования в долгосрочной перспективе.
Возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений на использование стратегического управления, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач. Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации - это не детальное описание ее внутреннего состояния и положения во внешней среде, а скорее совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы входить и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет ли организация в будущем в конкурентной борьбе или нет. Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур, схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Стратегическое управление - это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом на практике Стратегическое управление - это: симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям; высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов; активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей. В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начала осуществляться процесс стратегического управления. Требуется введение и осуществление стратегического планирования, которое в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду. Службы маркетинга; связи с общественностью и т.д. приобретают исключительную значимость и требуют существенных дополнительных затрат. В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения в условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию не поддающуюся принципиальной корректировке. В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. Однако этого совершенно недостаточно, так как стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. На самом Деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организациях и т.п. При этом в случае стратегического управления процесс выполнения оказывает активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливает значимость фазы выполнения. Поэтому организация в принципе не сможет перейти к стратегическому управлению, если у нее создана пусть даже и очень хорошая подсистема стратегического планирования, но при этом нет предпосылок или возможностей для выполнения стратегии.
Вопросы к лекции 1 1. Что такое научное предвидение? От чего зависит степень предвидения развития явлений и процессов? 2. Как влияют степень структурированности и уровень неопределенности ситуации на выбор методов обоснования управленческих решений? 3. Чем объясняется переход от «управления за отклонениями» к стратегическому управлению? Определите условия, по которым разные типы управления были целесообразными (см. табл. 1.2). 4. Чем можно объяснить осложнение процесса управления на предприятии? 5. Определите отличия между долгосрочным, краткосрочным и стратегическим планированием. Можно ли сравнить долгосрочное планирование 1960—1970-х годов в СССР и странах с развитой рыночной экономикой? Обоснуйте ответ. 6. Раскройте сущность, основные отличия и ограничение бюджетирования, долгосрочного и стратегического планирования, «регулярного» менеджмента и стратегического управления. 7. Какие ограничения стратегического управления есть, на ваш взгляд, наиболее существенными и почему все же его целесообразно применять на рыночно-ориентированных предприятиях? 8. Иметься ли отличие между адаптацией и управляемым развитием предприятия? Какие концепции управления наиболее приемлемы для больших и средних организаций? 9. От чего зависят перечень и содержание этапов стратегического управления? Пользуясь рис. 1.5, определите, какие элементы стратегического управления существуют на украинских предприятиях, а которых — им недостает и почему? Обоснуйте свой ответ. 10. Что нужно сделать руководителям организаций и предприятий Украины, чтоб перейти к стратегическому управлению развитием? Способная ли решить проблему внедрения стратегического управления отдельная организация? Литература: 1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. Гл. 1.2. 2. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М: Экономика, 1991. 3.Кинг У, Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная 4.Клейнер Г. Б„Тамбовцев В.Л., Качалов Р, М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность, - М.: Экономика, 1997. 5.Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990. Гл. 17. 6.Маркова В. Д., Кравченко И. А. Бизнес-планирование. -Новосибирск: 7.Мескон М.и др. Основы менеджмента. - М: Дело, 1992. Гл. 9-10. 8.Основы предпринимательской деятельности/Под ред. В. М. Власовой.-М, 1994. Гл. 20. 9.Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М, 1986. 10.Стерлим А., Тулин И. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. - М.: Наука, 1990. 11.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е. 12.Стратегическое планирование / Под ред Уткина Э.А. - М.: 13.Шершнева З.Э., Оборська СВ. Стратегічне управління: Навч. 14.Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |