КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Понятие и особенности местного самоуправления в РФ
Местное самоуправление в РФ Лекция 13 План: Вопрос 1. Понятие и особенности местного самоуправления в РФ. Вопрос 2. Конституционные принципы местного самоуправления. Вопрос 3. Структура и компетенция органов местного самоуправления. Вопрос 4. Гарантии местного самоуправления. Конституция Российской Федерации впервые провозгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти. Местное самоуправление — это комплексное, сложное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах: 1. как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства; 2. как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сообщества; 3. как способ организации и осуществления населением власти на местах. Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем. С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления, с другой стороны, оно тесно с ним связано. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Итак, по своей правовой природе местное самоуправление является одним из видов власти. Это власть особого рода, которая от государственной власти в полном смысле этого слова отличается следующими признаками: · территориальной ограниченностью; · более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями (прямое волеизъявление в виде сходов, собраний, конференций, местных референдумов, института отзыва выборных должностных лиц и т. д.); · многообразием организационных форм осуществления местного самоуправления; · децентрализованной формой управления, предполагающей известную самостоятельность, автономность местных органов по отношению друг к другу. Местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население муниципального образования. Объектом управления являются вопросы местного значения. Право граждан на местное самоуправление реализуется в различных формах в соответствии с законодательством и конкретными ситуациями. Согласно ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Учитывая лаконичность норм главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», потребовалось принять ряд федеральных законодательных актов, а также законов субъектов Федерации о местном самоуправлении, в которых конкретизируются основные конституционные положения и конструируются дополнительные комплексы правовых норм, делающие концепцию местного самоуправления более конкретной и совершенной. В каждом муниципальном образовании принимается свой устав, который должен соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Федерации, зарегистрированный в установленном порядке. В уставе указываются: границы, состав территории муниципального образования, вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципального образования, структура и порядок формирования указанных органов, их компетенция, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.
Взятые воедино, названные комплексы норм (федеральные, субъектов Федерации, местные) обеспечивают каждому гражданину возможность постоянного и разнообразного участия в местном самоуправлении. Эти кормы в настоящее время соответствуют международным стандартам прав человека и гражданина в рассматриваемой сфере, однако на практике существуют значительные трудности при их полной и последовательной реализации. Нормативным ориентиром для развития местного самоуправления в России стала Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г., которую Россия подписала в городе Страсбурге 28 февраля 1996 г. 11 апреля 1998 г. Совет Федерации одобрил Закон о ратификации данного международного документа. Присоединение Российской Федерации к Европейской Хартии не означает стремления к унификации муниципальных систем. Речь идет о демократическом пути развития в целом, подразумевающем децентрализацию власти как основополагающего признака организации местного самоуправления. Соответствие российской модели местного самоуправления принципам Хартии выражается, в частности: · выборностью органов местного самоуправления, включая сочетание форм прямой и представительной демократии (законодательные собрания, советы, сходы, референдумы); · самостоятельностью принятия решений органами местного самоуправления, свободным выбором средств и способов осуществления собственной инициативы в пределах установленной законом компетенции; · наделением полными и исключительными полномочиями представительных органов местного самоуправления, гарантией невмешательства в их деятельность вне рамок закона; · расширением компетенции местного самоуправления (делегированием дополнительных государственных полномочий), включая передачу ресурсов для их выполнения; · согласованием государством с органами местного самоуправления решений, связанных с регулированием некоторых отношений в сфере местного самоуправления. Специфика реализации местного самоуправления в России заключается в том, что Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как одну из основ государственного строя, неотъемлемое условие осуществления народом принадлежащей ему власти, а также как субъективное право граждан на участие в управлении местными делами.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |