Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие и особенности местного самоуправ­ления в РФ




Местное самоуправление в РФ

Лекция 13

План:

Вопрос 1. Понятие и особенности местного самоуп­равления в РФ.

Вопрос 2. Конституционные принципы местного са­моуправления.

Вопрос 3. Структура и компетенция органов местно­го самоуправления.

Вопрос 4. Гарантии местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации впервые про­возгласила местное самоуправление второй (после госу­дарственной деятельности) формой осуществления пуб­личной власти.

Местное самоуправление — это комплексное, слож­ное, многообразное явление, которое можно рассматри­вать в нескольких аспектах:

1. как основополагающий принцип осуществления вла­сти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового го­сударства;

2. как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сооб­щества;

3. как способ организации и осуществления населени­ем власти на местах.

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определен­ной территории по решению вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятель­ности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления, с другой стороны, оно тесно с ним связано. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наде­ляться законом отдельными государственными полно­мочиями с передачей необходимых для их осуществле­ния материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).

Итак, по своей правовой природе местное самоуправ­ление является одним из видов власти. Это власть особо­го рода, которая от государственной власти в полном смыс­ле этого слова отличается следующими признаками:

· территориальной ограниченностью;

· более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территори­ями (прямое волеизъявление в виде сходов, собра­ний, конференций, местных референдумов, инсти­тута отзыва выборных должностных лиц и т. д.);

· многообразием организационных форм осуществле­ния местного самоуправления;

· децентрализованной формой управления, предпола­гающей известную самостоятельность, автономность местных органов по отношению друг к другу. Местное самоуправление имеет особый субъект, ко­торым является население муниципального образования. Объектом управления являются вопросы местного зна­чения.

Право граждан на местное самоуправление реализу­ется в различных формах в соответствии с законода­тельством и конкретными ситуациями.

Согласно ст. 72 Конституции РФ установление об­щих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов.

Учитывая лаконичность норм главы 8 Конституции РФ «Местное самоуправление», потребовалось принять ряд федеральных законодательных актов, а также за­конов субъектов Федерации о местном самоуправлении, в которых конкретизируются основные конституцион­ные положения и конструируются дополнительные ком­плексы правовых норм, делающие концепцию местного самоуправления более конкретной и совершенной.

В каждом муниципальном образовании принимает­ся свой устав, который должен соответствовать Консти­туции РФ, федеральным законам и законам субъектов Федерации, зарегистрированный в установленном поряд­ке. В уставе указываются: границы, состав территории муниципального образования, вопросы местного значе­ния, отнесенные к ведению муниципального образова­ния, структура и порядок формирования указанных органов, их компетенция, порядок и гарантии непос­редственного участия населения в решении вопросов местного значения.

Взятые воедино, названные комплексы норм (феде­ральные, субъектов Федерации, местные) обеспечивают каждому гражданину возможность постоянного и раз­нообразного участия в местном самоуправлении. Эти кор­мы в настоящее время соответствуют международным стандартам прав человека и гражданина в рассматрива­емой сфере, однако на практике существуют значитель­ные трудности при их полной и последовательной реа­лизации.

Нормативным ориентиром для развития местного самоуправления в России стала Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г., кото­рую Россия подписала в городе Страсбурге 28 февраля 1996 г. 11 апреля 1998 г. Совет Федерации одобрил За­кон о ратификации данного международного докумен­та. Присоединение Российской Федерации к Европейс­кой Хартии не означает стремления к унификации му­ниципальных систем. Речь идет о демократическом пути развития в целом, подразумевающем децентра­лизацию власти как основополагающего признака орга­низации местного самоуправления.

Соответствие российской модели местного самоуп­равления принципам Хартии выражается, в частности:

· выборностью органов местного самоуправления, включая сочетание форм прямой и представитель­ной демократии (законодательные собрания, советы, сходы, референдумы);

· самостоятельностью принятия решений органами ме­стного самоуправления, свободным выбором средств и способов осуществления собственной инициативы в пределах установленной законом компетенции;

· наделением полными и исключительными полномо­чиями представительных органов местного самоуп­равления, гарантией невмешательства в их деятель­ность вне рамок закона;

· расширением компетенции местного самоуправления (делегированием дополнительных государственных полномочий), включая передачу ресурсов для их вы­полнения;

· согласованием государством с органами местного са­моуправления решений, связанных с регулировани­ем некоторых отношений в сфере местного самоуп­равления.

Специфика реализации местного самоуправления в России заключается в том, что Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как одну из основ государственного строя, неотъемле­мое условие осуществления народом принадлежащей ему власти, а также как субъективное право граждан на участие в управлении местными делами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.