Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Конституционные принципы местного само­управления




Под конституционными принципами местного само­управления понимаются закрепленные в Конституции Российской Федерации основные начала, лежащие в ос­нове организации и функционирования институтов ме­стного самоуправления. К ним относятся следующие принципы.

Во-первых, самостоятельность решения населением вопросов местного значения, которая означает прямой запрет для органов государственной власти и государ­ственных должностных лиц осуществлять в любых фор­мах функции местного самоуправления, а также обра­зовывать органы местного самоуправления и назначать должностных лиц местного самоуправления.

Во-вторых, многообразие организационных форм ме­стного самоуправления с учетом исторических, нацио­нальных, культурных и иных местных традиций. Дей­ствующая Конституция дала простор для свободного экспериментирования с моделями организации местно­го самоуправления. Пользуясь этой базовой нормой, можно было апробировать в регионах различные извес­тные миру модели построения местного самоуправле­ния, отобрав те, которые более всего соответствуют ме­стным условиям и лучше всего обеспечивают реализа­цию задач, стоящих перед местным самоуправлением.

В-третьих, соразмерность полномочий местного само­управления материально-финансовым ресурсам. Принцип признания и равной защиты муниципальной собствен­ности (наряду с частной и государственной) относится к основам конституционного строя России, закрепленным в ст. 8 Конституции РФ. Объектами муниципальной соб­ственности могут быть земля и другие природные ресур­сы. Согласно ст. 132 Конституции РФ закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно управ­лять муниципальной собственностью, формировать, ут­верждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Перечисленные конституцион­ные нормы призваны обеспечить независимость эконо­мической и финансовой базы органов местного самоуп­равления, ее соответствие стоящим перед ними задачам.

В-четвертых, организационная обособленность орга­нов местного самоуправления от органов государствен­ной власти, которая заключается в том, что местное са­моуправление признается в качестве самостоятельного уровня власти, определенной формы демократии. Имен­но исходя из этого принципа определяется специфика взаимоотношений между органами государственной вла­сти и органами местного самоуправления, а также му­ниципальных образований между собой.

В-пятых, законность в организации и деятельности местного самоуправления. На деятельность органов ме­стного самоуправления распространяется закрепленный в ст. 15 Конституции РФ принцип законности: «Органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федера­ции и законы».

Права и свободы человека в соответствии со ст. 18 Конституции РФ должны определять смысл и содержа­ние деятельности органов местного самоуправления. Обеспечить соответствие деятельности органов местно­го самоуправления этой высокой цели призвано консти­туционное право граждан и юридических лиц на обжа­лование в суд решений и действий (или бездействия) органов местного самоуправления.

В-шестых, гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления гарантируют от­крытый характер функционирования органов местного самоуправления систематическое информирование на­селения об эффективности принятых в интересах мест­ного сообщества решений.

В-седьмых, запрет на ограничение прав местного са­моуправления. Статья 133 Конституции РФ содержит расширенный перечень гарантий прав местного сообще­ства, включающий в себя:

· право на судебную защиту;

· право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых орга­нами государственной власти;

· запрет на ограничение прав местного самоуправле­ния, установленных Конституцией и федеральными законами.

В связи с этим на государственные органы возлага­ются функции обеспечения, охраны и защиты местного самоуправления. К ним, в частности, относится разра­ботка правовой основы местного самоуправления. Зако­нодательная деятельность государственных органов по обеспечению местного самоуправления дополняется дея­тельностью правоприменительной. Так, различного рода организационные мероприятия, связанные с регистрацией уставов местного самоуправления, формированием бюджетов, компенсацией дополнительных расходов, распре­делением собственности, установлением административ­ных границ между муниципальными образованиями и др., обеспечивают условия для реального самоуправле­ния и предупреждают ограничение его прав.

Неизменно присущей демократическому государству функцией является судебная защита местного самоуп­равления. Ее конституционное закрепление подтверж­дает юридический характер права на самоуправление, принадлежащего территориальным сообществам. Есть немало примеров рассмотрения судами различных ин­станций, включая Верховный Суд РФ, исков, связан­ных с защитой прав местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.