Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Политика управления дебиторской задолженностью в краткосрочном периоде




 

В отличие от производственных запасов и незавершенного произ­водства, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутью технологиче­ского процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупа­телей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в прин­ципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически деби­торская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции про­дажа может быть осуществлена одним из трех способов:

- предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

- оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

- оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

В рыночной экономике именно последний способ является основ­ным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов, основны­ми формами которых являются платежное поручение, аккредитив, рас­четы по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее не выгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставлен­ную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продук­ции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

- срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

- стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытека­ющие отсюда возможные варианты оплаты);

- система создания резервов по сомнительным долгам (предпо­лагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форсмажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необ­ходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельно­стью покупателя);

- система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, система наказания недобросо­вестных контрагентов и др.);

- система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

Эффективная система установления взаимоотношений с покупа­телями подразумевает:

- качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;

- определение оптимальных условий кредитования;

- четкую процедуру предъявления претензий;

- контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Эта система, называемая системой администрирования взаимо­отношений с покупателями, подразумевает:

- регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объ­ему задолженности, срокам погашения и др.;

- минимизацию временных интервалов между моментами завер­шения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных докумен­тов;

- направление платежных документов по надлежащим адресам;

- аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;

- четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебито­ров с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает также обязательное проведение сравнительного анализа величины дебитор­ской задолженности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения организации очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Если балансовые остатки дебиторской задолженности превыша­ют остатки кредиторской задолженности, это может быть отражением следующих обстоятельств:

1) дебиторы платят реже, чем организация должна платить кре­диторам, т.е. оборачиваемость дебиторской задолженности в днях пре­вышает оборачиваемость кредиторской задолженности в днях;

2)средняя однодневная дебиторская задолженность превышает среднюю однодневную кредиторскую задолженность;

3)на балансе организации находится большая просроченная деби­торская задолженность, а просроченная кредиторская задолженность или меньше, или вообще отсутствует.

Сам по себе факт превышения дебиторской задолженности над кредиторской способствует росту платежеспособности организации, но одновременно влияет на увеличение потребности в собственных обо­ротных средствах. В зависимости от уровня платежеспособности и обес­печенности собственными оборотными средствами названный факт может быть как благоприятным, так и неблагоприятным для финансо­вого состояния организации.

Управление дебиторской задолженностью заключается также в создании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.

Сомнительной признается дебиторская задолженность, которая не погашена в установленный срок, а если он не установлен, то в тече­ние необходимого для этого времени, а также задолженность, которая не обеспечена соответствующими гарантиями. Резервы по сомнитель­ным требованиям создаются в конце года на основании данных инвен­таризации дебиторской задолженности.

Организации создают резервы по сомнительным требованиям по расчетам с другими организациями, а также с отдельными физиче­скими лицами. Размер резерва определяется по каждой сумме сомни­тельного требования с учетом финансового состояния (платежеспособ­ности) должника и оценки вероятности погашения им долга в полном размере или частично.

При образовании резерва по сомнительным требованиям органи­зация вправе по своему усмотрению выбирать в учетной политике один из следующих методов:

1. Метод процента от объема реализации, выполненных работ (ока­занных услуг). Сущность данного метода заключается в определении процента сумм безнадежных долгов в общем объеме реализации. Для того чтобы определить процент образования резерва по сомнительным требованиям, необходимо проанализировать объем реализации товаров, выполненных работ (оказанных услуг) и сумму неоплаченных счетов.

2. Метод учета по срокам оплаты заключается в определении про­цента сомнительных требований по сроку оплаты задолженности. Для определения этого процента, необходимо классифицировать все счета к получению по следующим категориям:

- счета, срок оплаты которых еще не наступил;

- счета со сроком оплаты от 1 до 30 дней;

- счета со сроком оплаты от 31 до 60 дней;

- счета со сроком оплаты от 61 до 90 дней;

- счета со сроком оплаты более 90 дней.

Для каждой категории определяется прогнозируемый процент сомнительных долгов.

Формирование политики управления дебиторской задолженно­стью организации (или ее кредитной политики по отношению к поку­пателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам (рис. 6, прил. 3).

Рассмотрим каждый этап более подробно.

1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшеству­ющем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффектив­ности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебитор­ской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задол­женности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженности который рассчитывается по следующей формуле:

где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребитель­скому кредиту);

ОА — общая сумма оборотных активов организации.

На втором этапе анализа определяются средний период инкас­сации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассмат­риваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолжен­ности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот пока­затель рассчитывается по следующей формуле:

где ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в це­лом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рас­сматриваемом периоде.

Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определен­ного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации

в рассматриваемом периоде;

ОР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматри­ваемом периоде;

ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задол­женности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав про­сроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

- коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

КПдз = ДЗпр: ДЗ, (4.14)

где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмот­ренные сроки;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации;

- средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

ВПдз = ДЗпр: Оо, (4.15)

где ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

ДЗпр — средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупа­телями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой дав­ности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз, (4.16)

где Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в деби­торскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличе­ния объема реализации продукции за счет предоставления кре­дита;

ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кре­дитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга поку­пателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа ана­лиза может быть определен и относительный показатель — коэффи­циент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задол­женность. Он рассчитывается по следующей формуле:

Кэдз = Эдз: ДЗрп, (4.17)

где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебитор­скую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в деби­торскую задолженность по расчетам с покупателями в опре­деленном периоде;

ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с поку­пателями в рассматриваемом периоде

Результаты анализа используются в процессе последующей раз­работки отдельных параметров кредитной политики организации.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредит­ной политики отражает условия этой практики и направлено на повы­шение эффективности операционной и финансовой деятельности орга­низации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

- в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

- какой тип кредитной политики следует избрать организации.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидно­сти — товарный (коммерческий) и потребительский кредит. Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализа­ции продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупа­телю продукции на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отрас­левой принадлежностью организации и характером реализуемой про­дукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности организации. Различают три принципиальных типа кредитной политики организации по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики органи­зации направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимиза­ция рассматривается как приоритетная цель в осуществлении ее кре­дитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики организация не стремится к получению высокой дополнительной при­были за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного рис­ка, минимизация сроков предоставления кредита и его размера, ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стои­мости, использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредит­ного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровож­дает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа явля­ется распространение кредита на более рискованные группы покупа­телей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых раз­меров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

- современная коммерческая и финансовая практика осущест­вления торговых операций;

- общее состояние экономики, определяющее финансовые воз­можности покупателей, уровень их платежеспособности;

- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализа­ции за счет предоставления кредита;

- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задол­женности;

- финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

- финансовый менталитет собственников и менеджеров органи­зации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осущест­вления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессив­ный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конеч­ном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестиру­емых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учи­тывать:

- планируемые объемы реализации продукции в кредит;

- средний период предоставления отсрочки платежа по отдель­ным формам кредита;

- средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);

- коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

Идз = Орк х Кс ц х (ППКср + ПРср): 360, (4.18)

где Ид, — необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в деби­торскую задолженность;

Орк — планируемый объем реализации продукции в кредит;

Kt ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленному кре­диту, в днях.

Если финансовые возможности организации не позволяют инве­стировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизмен­ности условий кредитования должен быть соответственно скорректи­рован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих усло­вий входят следующие элементы:

- срок предоставления кредита (кредитный период);

- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продук­цию);

- система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предостав­ления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению сум­мы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного перио­да, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характери­зует максимальный предел суммы задолженности покупателя по пре­доставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредит­ной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объ­ема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финан­сового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредит­ный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приоб­ретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предо­ставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчи­слении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ПСк = ЦСн х 360: СПк, (4.19)

где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %;

СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стиму­лировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кре­дитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за при­обретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью воз­мещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохо­да, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня плате­жеспособности и другие).

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциа­ция условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Креди­тоспособность покупателя характеризует систему условий, определя­ющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финан­совые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

- определение системы характеристик, оценивающих кредито­способность отдельных групп покупателей;

- формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

- выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспо­собности покупателей;

- группировку покупателей продукции по уровню кредитоспо­собности;

- дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциа­ция кредитных условий осуществляются раздельно по различным фор­мам кредита - товарному и потребительскому.

Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспо­собность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осущест­вляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупа­тель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обес­печение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбужде­нии дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- дееспособность покупателя;

- уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

- состав личного имущества покупателя, которое может состав­лять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы про­ведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

- из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);

- из данных, формируемых из внутренних источников (если сдел­ки с покупателем носят постоянный характер);

- из информации, формируемой из внешних источников (ком­мерческого банка, бслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих перегово­ров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его иму­щества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статисти­ческий, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособ­ности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обыч­но выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в макси­мальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограни­ченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопус­тимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

- срок предоставления кредита;

- необходимость страхования кредита за счет покупателей;

- формы штрафных санкций и т.п.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предо­ставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несо­стоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования в организации современных форм рефи­нансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отно­шений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

- факторинг;

- учет векселей, выданных покупателями продукции;

- форфейтинг.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является ABC-система примени­тельно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды де­биторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влия­ния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кре­дитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолжен­ности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

(4.20)

где ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;

ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприя­тием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслужи­ванию дебиторской задолженности;

ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.

Кроме рассмотренных этапов формирования политики управле­ния дебиторской задолженностью, следует также отметить, что необ­ходимо постоянно отслеживать уровень кредиторской задолженности, т.е. анализировать уровень средств, привлекаемых от поставщиков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.