Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика системы образования в России




Ключевые понятия: управление, функции управления, служба управления, управленческая культура, повышение квалификации, аттестация.

Основные принципы образовательной политики Российской Федерации. Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функцио­нирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы госу­дарственной политики. Именно они регламентируют деятель­ность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные про­граммы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с этим законом госу­дарственная политика основывается на принципах, утверждаю­щих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз­вития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Поддерживать единое культурное и образовательное про­странство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но за­щищать и развивать национальные культуры, региональные куль­турные традиции и особенности.

Создавать условия для общедоступности образования, при­способления системы образования к уровням и особенностям раз­вития и подготовки обучающихся, воспитанников.

2. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государ­ственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

3. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внима­тельно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управле­ния образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и рели­гиозных движений и организаций не допускается).

4. Носить демократический, государственно-общественный ха­рактер управления образованием.

Понятие системы образования. Система образо­вания до 1992 года включать в себя два вида учреждений: образова­тельные учреждения и органы управления образовательными учре­ждениями.

С принятием нового закона в системе образования значитель­ную роль стали играть государственные образовательные стандар­ты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управ­ления начали регламентировать деятельность учреждений образо­вания и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построен­ными на основе государственных образовательных стандартов. Бо­лее того, образовательные стандарты стали ведущей характеристи­кой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации пред­ставляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных стандартов образователь­ных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образо­вания на каждом конкретном уровне образования в данном обра­зовательном учреждении.

Образовательная программа любого образовательного учре­ждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стан­дарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стан­дартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.

Вторая часть образовательной программы создается на осно­вании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе.

Общеобразовательные программы направлены на формирова­ние общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и ос­воения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования (I-IV классы);

- основного общего образования (V-IX классы);

- среднего (полного) общего образования (X-XI классы).

По своим организационно-правовым формам образователь­ные учреждения могут быть государственными, муниципальны­ми, негосударственными (частными, учреждениями обществен­ных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют раз­личные образовательные программы и работают с учащимися раз­ного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

- дошкольные;

- общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);

- профессиональные (начального, среднего, высшего и после­вузовского профессионального образования);

- дополнительного образования (детей, взрослых);

- специальные (коррекционные) для обучающихся с отклоне­ниями в развитии;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразде­ляться на виды (внутри своего типа).

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориенти­рованного на формирование широко образованной интелли­гентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.

Лицей может открываться на базе профильного выс­шего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышен­ной подготовки по отдельным предметам, осуществления ран­ней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осоз­нанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдель­ному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной програм­мы школа может привлекать профессорско-преподавательский со­став вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступе­ни с I по XI класс.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад-школа» и др.

Органы управления образованием. Управление образованием построено в трех уровнях.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управ­ления образованием общегосударственного значения. К ним от­носятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации).

Второй уровень органов управления образованием - это уро­вень субъектов Российской Федерации,

К третьему, местному, уровню относятся районные и город­ские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образованием от­носятся вопросы стратегического характера. Основными являют­ся следующие вопросы:

- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

- разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

- установление федеральных компонентов государственных
образовательных стандартов;

- разработка и утверждение типовых положений об образова­тельных учреждениях, установление порядка их создания, реорга­низации и ликвидации.

Особенности управления педагогическими системами. В современных условиях педагогическую систему образовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной системой:

- дидактической, состоящей из подсистем урочной, внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных факультативных занятий;

- воспитательной, включающей в себя подсистемы классной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.;

- материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- подсистема самоуправления школьников;

- административного управления школой.

Наличие административной системы обусловлено необ­ходимостью объединения в единую систему дидактиче­ской, воспитательной, материально-технической подсистем и подсистемы ученического самоуправления.

Система работает эффективно, т.е. решает задачи, свя­занные с разносторонним воспитанием и развитием воспи­танников, при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности.

Другая особенность состоит в том, что в управлении принимают участие все: администрация, учителя, ученики. Такое положение оказывает существенное влияние на со­держание и результаты управленческой деятельности, по­скольку на всех ее этапах управляющий любого уровня вы­нужден считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его решениями.

Управленческие отношения в образовании на всех уров­нях являются также и воспитательными.

Школа имеет множественные связи и отношения с родителями, общественными организациями, государственными учреждениями, является государственной структурой (или тесно связана с государством). Без взаимодействия с семьей, обществом, государством достижение общей цели воспитания невозможно. Процесс взаимосвязи должен быть управляемым. В этом также состоит особенность управления педагогическими системами.

Учитывая, что в образовании состояние школы зависит, прежде всего, от отношений «учитель — ученик», исследователи отмечают также следующие особенности управления в образовательной системе: руководство разными объединениями; преобладание моральных стимулов над материальными; необходимость личного знания управляемым управляемых; высокий уровень компетентности руководителя в области образования.

Практическая управленческая деятельность строится с учетом определенных принципов управления.

Основные принципы управления педагогическими системами:

- демократизация и гуманизация управления педагогическими системами предполагает развитие самостоятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии обсуждения и принятия управленческих решений;

- системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива;

- рациональное сочетание централизации и децентрализации — принцип наименьшего воздействия;

- единство единоначалия и коллегиальности в управлении имеет целью преодоление субъективности, авторита­ризма в управлении целостным педагогическим процессом.

- объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:

- по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

- по функциям управления - аналитическая, оценоч­ная, конструктивная, организационная;

- по источникам поступления - внутришкольная, ве­домственная, вневедомственная;

- по целевому назначению - директивная, ознакоми­тельная, рекомендательная и др.

- принцип делегирования полномочий.

Современная школа как объект научного управления. Управление современной школой как сложной системой требует от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления и перевода в режим развития. Для этого необходимо четко определить:

- вид и цель школы;

-информационное обеспечение (интересы, возможности учеников, запросы их родителей);

-кадровые, материально-технические, психологические условия (для удовлетворения выявляемых потребностей);

- собственный вариант учебного плана;

-режим организации учебно-воспитательной работы(пяти - шестидневная неделя).

Управление школой как педагогической системы с одной стороны, должно сохранять ее целостность, с другой позволять изменять ее в соответствии с поставленными целями, обусловленные потребностями общества, которые необходимо достигнуть в строго определенное время. Цели определяют содержание деятельности педагогической системы школы.

В.А. Сластении отмечает, что одним из основных опре­деляющих структурных компонентов педагогической сис­темы школы является деятельность педагогического кол­лектива и его руководителей. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уров­нями управления.

Первый уровень — директор школы, назначаемый го­сударственным органом после согласования кандидатуры с коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, обще­ственных объединений. Этот уровень определяет стратегиче­ские направления развития школы.

Второй уровень — заместители директора школы, школь­ный психолог, социальный педагог, ответственный за организа­цию общественно полезного труда, помощник директора шко­лы по административно-хозяйственной части; руководители органов и объединений, участвующих в самоуправлении.

Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руко­водители, выполняющие управленческие функции по отно­шению к учащимся в учебной и внеучебной деятельности.

Четвертый уровень — учащиеся, стоящие во главе классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъект­ный характер отношений между учителями и учениками, при которых ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Каждый нижестоящий уровень субъекта управления яв­ляется одновременно и объектом управления по отноше­нию к вышестоящему уровню.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов регулируется на основе Закона РФ «Об образова­нии» и Устава общеобразовательного учреждения.

Функции, методы и формы управления. Процесс управленческой деятельностью выполняет следующие функции:

- определение цели;

- планирование (разработка перспективного плана работы на учебный год);

-организацию (грамотное распределение функциональных обязанностей и построение системы подчинения ответственности);

- регулирование (согласование деятельности служб по разным направлениям для реализации программ);

- мотивацию (создание условий для участия в творчестве, в научно-исследовательской работе, осуществлении инновационных проектов; формирование духа команды, стимулирование социальной активности, оценивание и поощрение за достигнутые результаты);

- контроля (своевременное получение информации о ходе выполнения намеченных планов для анализа и формулирования новых задач);

- педагогического анализа (изучение, анализ формулирование выводов и предложений по совершенствованию процесса обучения, воспитательной работы, материальной базы образовательного учреждения, финансово-экономического обеспечения учебно-воспитательного процесса педагогических кадров, состава воспитанников).

Методы педагогического управления рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализации его функций. Это методы:

- экономического стимулирования педагогических ра­ботников;

- организационно-распорядительные или администра­тивные;

-психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование соци­альных перспектив развития образовательного учреждения);

-общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением);

-общественного влияния (развитие демократии в кол­лективе, толерантности, повышение престижа и имиджа людей, работающих в данном учреждении).

Школьный руково­дитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами и т.п.

Формы организации управления могут иметь разную структуру и направления:

- инструктивно-методические и теоретические семинары,

- педагогические советы,

- методические объединения,

- наставничество,

- школьные конференции,

- педагогические чтения,

- родительские собрания.

Таким образом, в организации управления школой важ­но, чтобы существовала система управленческой деятель­ности.

Управление инновационными процессами. Термин «инновация» означает новшество, изменение, введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу под этим понятием понимают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Инновации в цикле развития школы имеют определенные стадии:

- зарождение идеи,

- целеполагание,

- разработка идеи нового,

- реализация нового,

- распространение.

Совокупность отдельных управленческих инноваций образует общий инновационный процесс в управлении школой.

Инновационный процесс — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждая (каждое) из которых понимается как отдельный, частный инновационный про­цесс. И именно этим процессом необходимо управлять ру­ководителю школы.

В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотноше­ний людей. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста инновационных процессов. Управление ими обеспечива­ет целенаправленный отбор, оценку и использование в профессиональной деятельности новых концепций, тео­рий, идей, технологий, методик, передового педагогического опыта.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развитияобщества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

- обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;

- усилением гуманитаризации содержания образования;

- введением новых учебных предметов, которые требу­ют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения;

- изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

-созданием новых типов учебных заведений, в том чис­ле и негосударственных.

При управлении инновационными процессами в школе с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально.

При управлении инновационными процессами важное место занимает контроль за результатами. Назначением и задачами контроля являются:

- аналитическая оценка достигнутых результатов;

- оценка деятельности всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов;

- формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.

Повышение квалификации педагогов. Руководство повышением квалификации учителей, вос­питателей, школьных руководителей — одно из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Наиболее важными составляющими компо­нентами данной работы являются:

- совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей осво­ение постоянно усложняющегося содержания образования;

- обеспечение более высокого уровня методического ос­нащения учебно-воспитательного процесса в школе и ин­новационной деятельности на всех уровнях;

- совершенствование деятельности педагогических кол­лективов по определению направления развития школ.

Для этой цели организуются:

- краткосрочное тематическое обучение;

- среднесрочные тематические и проблемные семинары;

- длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации.

Задачи аттестации педагогов. Введенная в 1990-е гг. система совершенствования профессиональной подготовки учителей — аттестация является эффективным средством повышения квалификации педагогов и руководителей школ.

Цель аттестации - стимулирование роста профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации платы труда. При этом предполагается установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой.

Задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем профессионализма.

Ее принципы: добровольность, открытость, системность и целостность, объективность.

Аттестация учителей включает экспертную оценку труда — его результативность и качество учебно-воспитательного процесса. Она проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует.

Учителя сами определяют свои возможности аттестоваться на присвоение квалификационной категории, имеют право выбора формы аттестации: демонстрацию серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе или творческий отчет, защиту научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.

Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, оплата устанавливается в зави­симости от образования и стажа.

Иногда аттестация может проводиться по инициативе ад­министрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня квалификации учителя и его соот­ветствия занимаемой должности.

Присвоение категории происходит на основе докумен­тальных материалов (стажа, характеристики и документа об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы.

Технология педагогической аттестации. Проблема аттестации учителей — это проблема верной диагностики и оценки эффективности их воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых.

Диагностика и оценка эффективности деятельности учителя с целью его более достоверной и доказательной аттестации содержит две стороны. Первая – это проверка эффективности образовательного процесса, основой которого является урок, вторая — оценка результата, то есть в первую очередь степени обученности учащихся (диагностика уровня их воспитанности и развития).

Общие требования к оценке труда учителя характеризуются критериями результата и процесса.

Критерий результата это к ачество знаний учащихся по предмету, их воспитанность. Они определяются по:

- запасу фактических знаний по предмету;

- умению пользоваться полученными знаниями;

- пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе;

- степени самостоятельности учащихся;

- умению добывать знания;

- отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности.

Критерий процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо ограничивать ими показатели труда учителя.

С этой целью изучаются:

- работа учителя над повышением своей квалификации;

- качество уроков, учебная и воспитательная работа;

- умение учителя осуществлять индивидуальный под­ход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

- работа с родителями и педагогическая помощь семье в воспитании детей.

Аттестация учителей проводится в три этапа.

Первый этап - создание решением педагогического со­вета аттестационной комиссии в образовательном учрежде­нии и ее утверждение руководителем данного учреждения.

На основании Положения об аттестации оформляется ряд документов личного дела педагогического работника для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, ко­пия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения конт­рольных и других квалификационных работ, аттестацион­ный лист, выписка из приказа руководителя образователь­ного учреждения.

Для получения второй квалификационной категории учи­тель обращается в школьную аттестационную комиссию, для получения первой квалификационной категории - в ат­тестационную комиссию муниципального управления, для получения высшей квалификационной категории — в глав­ную (краевую, областную) аттестационную комиссию.

Второй этап — организация оценки уровня квалифика­ции учителя, результативности его профессиональной дея­тельности.

Третий этап — принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации.

На основании решений аттестационных комиссий руково­дители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий и устанавлива­ют уровень оплаты труда по соответствующим разрядам.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Назовите основные принципы образовательной политики Российской Федерации.

2.Раскройте сущность понятия системы образования.

3.Раскройте структуру органов управления образованием.

4. Представьте современную школу как объект научного управления.

5. Расскажите о функциях, методах и формах управления.

6. Раскройте содержания понятия инновационные процессы. Расскажите об управлении инновационными процессами.

7. Расскажите о задачах и технологии аттестации педагогов.

 

Приложение 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 11907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.