КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика системы образования в России
Ключевые понятия: управление, функции управления, служба управления, управленческая культура, повышение квалификации, аттестация. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации. Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов. Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. 2. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится). 3. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается). 4. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Понятие системы образования. Система образования до 1992 года включать в себя два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования. Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: - государственных образовательных стандартов образовательных программ; - сети образовательных учреждений; - органов управления образованием. Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении. Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России. Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы: - дошкольного образования; - начального общего образования (I-IV классы); - основного общего образования (V-IX классы); - среднего (полного) общего образования (X-XI классы). По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов: - дошкольные; - общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования); - профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования); - дополнительного образования (детей, взрослых); - специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Лицей может открываться на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе. Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс. Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад-школа» и др. Органы управления образованием. Управление образованием построено в трех уровнях. Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации). Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации, К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие вопросы: - формирование и осуществление федеральной политики в области образования; - разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования; - установление федеральных компонентов государственных - разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации. Особенности управления педагогическими системами. В современных условиях педагогическую систему образовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной системой: - дидактической, состоящей из подсистем урочной, внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных факультативных занятий; - воспитательной, включающей в себя подсистемы классной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.; - материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса; - подсистема самоуправления школьников; - административного управления школой. Наличие административной системы обусловлено необходимостью объединения в единую систему дидактической, воспитательной, материально-технической подсистем и подсистемы ученического самоуправления. Система работает эффективно, т.е. решает задачи, связанные с разносторонним воспитанием и развитием воспитанников, при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности. Другая особенность состоит в том, что в управлении принимают участие все: администрация, учителя, ученики. Такое положение оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех ее этапах управляющий любого уровня вынужден считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его решениями. Управленческие отношения в образовании на всех уровнях являются также и воспитательными. Школа имеет множественные связи и отношения с родителями, общественными организациями, государственными учреждениями, является государственной структурой (или тесно связана с государством). Без взаимодействия с семьей, обществом, государством достижение общей цели воспитания невозможно. Процесс взаимосвязи должен быть управляемым. В этом также состоит особенность управления педагогическими системами. Учитывая, что в образовании состояние школы зависит, прежде всего, от отношений «учитель — ученик», исследователи отмечают также следующие особенности управления в образовательной системе: руководство разными объединениями; преобладание моральных стимулов над материальными; необходимость личного знания управляемым управляемых; высокий уровень компетентности руководителя в области образования. Практическая управленческая деятельность строится с учетом определенных принципов управления. Основные принципы управления педагогическими системами: - демократизация и гуманизация управления педагогическими системами предполагает развитие самостоятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и их родителей. Это возможно при условии обсуждения и принятия управленческих решений; - системность и целостность в управлении предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности руководства школы и педагогического коллектива; - рациональное сочетание централизации и децентрализации — принцип наименьшего воздействия; - единство единоначалия и коллегиальности в управлении имеет целью преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. - объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: - по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; - по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; - по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; - по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. - принцип делегирования полномочий. Современная школа как объект научного управления. Управление современной школой как сложной системой требует от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления и перевода в режим развития. Для этого необходимо четко определить: - вид и цель школы; -информационное обеспечение (интересы, возможности учеников, запросы их родителей); -кадровые, материально-технические, психологические условия (для удовлетворения выявляемых потребностей); - собственный вариант учебного плана; -режим организации учебно-воспитательной работы(пяти - шестидневная неделя). Управление школой как педагогической системы с одной стороны, должно сохранять ее целостность, с другой позволять изменять ее в соответствии с поставленными целями, обусловленные потребностями общества, которые необходимо достигнуть в строго определенное время. Цели определяют содержание деятельности педагогической системы школы. В.А. Сластении отмечает, что одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления. Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом после согласования кандидатуры с коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы. Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части; руководители органов и объединений, участвующих в самоуправлении. Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся в учебной и внеучебной деятельности. Четвертый уровень — учащиеся, стоящие во главе классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъектный характер отношений между учителями и учениками, при которых ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития. Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов регулируется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава общеобразовательного учреждения. Функции, методы и формы управления. Процесс управленческой деятельностью выполняет следующие функции: - определение цели; - планирование (разработка перспективного плана работы на учебный год); -организацию (грамотное распределение функциональных обязанностей и построение системы подчинения ответственности); - регулирование (согласование деятельности служб по разным направлениям для реализации программ); - мотивацию (создание условий для участия в творчестве, в научно-исследовательской работе, осуществлении инновационных проектов; формирование духа команды, стимулирование социальной активности, оценивание и поощрение за достигнутые результаты); - контроля (своевременное получение информации о ходе выполнения намеченных планов для анализа и формулирования новых задач); - педагогического анализа (изучение, анализ формулирование выводов и предложений по совершенствованию процесса обучения, воспитательной работы, материальной базы образовательного учреждения, финансово-экономического обеспечения учебно-воспитательного процесса педагогических кадров, состава воспитанников). Методы педагогического управления рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализации его функций. Это методы: - экономического стимулирования педагогических работников; - организационно-распорядительные или административные; -психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения); -общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением); -общественного влияния (развитие демократии в коллективе, толерантности, повышение престижа и имиджа людей, работающих в данном учреждении). Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами и т.п. Формы организации управления могут иметь разную структуру и направления: - инструктивно-методические и теоретические семинары, - педагогические советы, - методические объединения, - наставничество, - школьные конференции, - педагогические чтения, - родительские собрания. Таким образом, в организации управления школой важно, чтобы существовала система управленческой деятельности. Управление инновационными процессами. Термин «инновация» означает новшество, изменение, введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу под этим понятием понимают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации в цикле развития школы имеют определенные стадии: - зарождение идеи, - целеполагание, - разработка идеи нового, - реализация нового, - распространение. Совокупность отдельных управленческих инноваций образует общий инновационный процесс в управлении школой. Инновационный процесс — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждая (каждое) из которых понимается как отдельный, частный инновационный процесс. И именно этим процессом необходимо управлять руководителю школы. В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста инновационных процессов. Управление ими обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и использование в профессиональной деятельности новых концепций, теорий, идей, технологий, методик, передового педагогического опыта. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развитияобщества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств: - обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа; - усилением гуманитаризации содержания образования; - введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения; - изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств; -созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных. При управлении инновационными процессами в школе с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. При управлении инновационными процессами важное место занимает контроль за результатами. Назначением и задачами контроля являются: - аналитическая оценка достигнутых результатов; - оценка деятельности всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов; - формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса. Повышение квалификации педагогов. Руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей — одно из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Наиболее важными составляющими компонентами данной работы являются: - совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования; - обеспечение более высокого уровня методического оснащения учебно-воспитательного процесса в школе и инновационной деятельности на всех уровнях; - совершенствование деятельности педагогических коллективов по определению направления развития школ. Для этой цели организуются: - краткосрочное тематическое обучение; - среднесрочные тематические и проблемные семинары; - длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации. Задачи аттестации педагогов. Введенная в 1990-е гг. система совершенствования профессиональной подготовки учителей — аттестация является эффективным средством повышения квалификации педагогов и руководителей школ. Цель аттестации - стимулирование роста профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации платы труда. При этом предполагается установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой. Задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем профессионализма. Ее принципы: добровольность, открытость, системность и целостность, объективность. Аттестация учителей включает экспертную оценку труда — его результативность и качество учебно-воспитательного процесса. Она проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Учителя сами определяют свои возможности аттестоваться на присвоение квалификационной категории, имеют право выбора формы аттестации: демонстрацию серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе или творческий отчет, защиту научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др. Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности. Присвоение категории происходит на основе документальных материалов (стажа, характеристики и документа об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя. Успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Технология педагогической аттестации. Проблема аттестации учителей — это проблема верной диагностики и оценки эффективности их воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых. Диагностика и оценка эффективности деятельности учителя с целью его более достоверной и доказательной аттестации содержит две стороны. Первая – это проверка эффективности образовательного процесса, основой которого является урок, вторая — оценка результата, то есть в первую очередь степени обученности учащихся (диагностика уровня их воспитанности и развития). Общие требования к оценке труда учителя характеризуются критериями результата и процесса. Критерий результата это к ачество знаний учащихся по предмету, их воспитанность. Они определяются по: - запасу фактических знаний по предмету; - умению пользоваться полученными знаниями; - пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе; - степени самостоятельности учащихся; - умению добывать знания; - отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности. Критерий процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо ограничивать ими показатели труда учителя. С этой целью изучаются: - работа учителя над повышением своей квалификации; - качество уроков, учебная и воспитательная работа; - умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания; - работа с родителями и педагогическая помощь семье в воспитании детей. Аттестация учителей проводится в три этапа. Первый этап - создание решением педагогического совета аттестационной комиссии в образовательном учреждении и ее утверждение руководителем данного учреждения. На основании Положения об аттестации оформляется ряд документов личного дела педагогического работника для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения. Для получения второй квалификационной категории учитель обращается в школьную аттестационную комиссию, для получения первой квалификационной категории - в аттестационную комиссию муниципального управления, для получения высшей квалификационной категории — в главную (краевую, областную) аттестационную комиссию. Второй этап — организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности. Третий этап — принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации. На основании решений аттестационных комиссий руководители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий и устанавливают уровень оплаты труда по соответствующим разрядам.
Вопросы и задания для самоконтроля 1.Назовите основные принципы образовательной политики Российской Федерации. 2.Раскройте сущность понятия системы образования. 3.Раскройте структуру органов управления образованием. 4. Представьте современную школу как объект научного управления. 5. Расскажите о функциях, методах и формах управления. 6. Раскройте содержания понятия инновационные процессы. Расскажите об управлении инновационными процессами. 7. Расскажите о задачах и технологии аттестации педагогов.
Приложение 1.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 12007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |