КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет философии. Зарождение философской мысли
Зарождение философской мысли. Античная философия Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение Предмет философия ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ ФИЛОСОФИЯ Мазилов А.И. Лекции для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 100101 «Сервис», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров», 260501 «Технология продуктов общественного питания», 080105 «Финансы и кредит», 100200 «Туризм»
Казань Лекция №1 План Становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и принципы, составляющие сущность процессов, явлений и самого мира как системы, целостности. Сегодня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия - это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и духовного бытия. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и выступающими основоположением любого знания. Философия опирается на принципы универсальной связи, единства и развития. В процессе развития философии как учения о мире сложилась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /учение о человеке и обществе/. Философия отвечает требованиям научного знания по предмету, наличию категориального аппарата, методу, функциям. Но философия отлична от частнонаучного знания: 1. Её предметом являются универсальные, всеобщие законы и принципы бытия. 2. Философия исследует проблему субстанции мира как причины и сущности ее форм, систем и процессов природы, общества и сознания. 3. Содержанием категорий философии являются универсальные существенные связи бытия. 4. Философия является методологией научного познания -способом освоения мира на основе универсальных принципов и законов, теоретическим основанием синтеза частнонаучных знаний в научную картину мира. В процессе развития знаний о мире происходит взаимообогащения философии и частных наук. Соотношение философского и естественнонаучного знания заключается в следующем: с одной стороны, философия, предметом которой является всеобщее, выступает теоретическим обобщением эмпирического, конкретного знания естественных наук. С другой стороны, философия выступает методологией естественных наук, вырабатывая подходы к рассмотрению эмпирических фактов. В этом состоит диалектичность, взаимозависимость и взаимодействие философии и естествознания, абстрактного и конкретного знания. Любое научное знание, опирающееся на законы и принципы, представляет собой единство теории и метода; с одной стороны, сама теория, логика которой определена этими законами, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем. Теория - система идей, взглядов, направленных на познание, объяснение явлений, процессов объективного мира - отвечает на вопрос, что является предметом исследования, раскрывает его природу, сущность, всесторонние связи. Основным требованием является ее истинность и практическая ценность. Метод - способ и средство познания и практического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Метод отвечает на вопрос: как познать мир? Философия как развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы помогает: • определить стратегию, направление научных исследований; • фундаментальные философские проблемы, раскрывающие сущность, основу, причину, связи мира как целостности, являются основанием /непосредственно или опосредованно/ содержания научных понятий, идей, теорий; • научные предвидения и прогноз опираются на философскую методологию; • научные методы опираются на принципы и законы философии как теории и методологии. Таким образом, на протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы: 1. проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира. 2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира. 3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. 4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера. 5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Философия, т.о., выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |