Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение философской мысли. Античная философия




Каждую науку целесообразнее всего изучать, начиная с ее исто­рического аспекта, и это особенно справедливо в отношении фило­софии. Философское учение заключает в себе, синтезирует содержа­ние всей предшествующей, обобщающей философской мысли чело­вечества. История философских идей становится в определенных пре­делах органической составной частью философской теории. Таким образом, философия в ее историческом развитии предстает как еди­ное целое, хотя и разделенное на качественно различные этапы.

Философские позиции на отдельных этапах исторического про­цесса нельзя жестко оценивать только как истинные либо только как ложные. Нужно уметь обнаружить и вычленить заключенные в каждой системе философских взглядов позитивные моменты, идеи, понять значение выдвигаемых теоретических и практических про­блем. В философии неразрывно связано вечное и временное, одно­стороннее, обобщенное, абстрактное и всеобще-конкретное, про­шлое и будущее.

Сегодня особенно остро осознается значимость общечеловечес­ких ценностей, что подтверждает правоту философов, утверждавших самые высокие идеалы, гуманистическую идею человека как самой высокой ценности и высшей цели, моральные абсолюты, внутреннее единство объективного знания и нравственности. На это необходимо ориентироваться, приступая к изучению истории философии. Этот же подход служит основанием для выделения центральных проблем в рамках определенного культурно-исторического типа философии. Рассмотрение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет в то же время дать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их жизни. Так, античная философия возникает и развивается в «понятийном поле», полюсами которого являются, с одной стороны, онтологизм (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»), а с другой - зарождающийся антропологизм, т.е. стрем­ление увидеть человеческое начало как определяющее во всем, что окружает человека, как своеобразный центр в мире Космоса.

Предмет размышления древнегреческих философов VI-V вв. до н.э. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Гераклит и др.) был ограничен природой и свойствами четырех сфер, ее составляющих, - земли, воды, огня, воздуха. Поставив вопрос о первоначале, философия осуществила прыжок в царство абстрактного и всеобщего, ведь вода и воздух, другие стихии природы - это образы, символы рождающегося всеобщего. Но как объединить мир и человека, а в человеке - его телу и душу? Эти вопросы нельзя решить, отожде­ствив первоначало с отдельной вещью, материальной стихией и даже с материей вообще. Так возникает проблема бытия, поставленная элейской школой философов.

Демокритом был сделан шаг к понятию материи, означающей не сами по себе тела и состояния, а то общее, что им присуще. В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пус­тота.

Если Демокрит смотрел на человека через призму атомизма, пы­таясь объяснить его поведение только естественными, природными причинами, то Платон занял другую позицию. Он вошел в историю как противник тех, кто пытался и пытается объяснить мир исходя из него самого, из его собственного устройства.

При изучении философии Платона необходимо прежде всего уяс­нить смысл его учения об идеях. Идеи - вечные образцы, вечные сущности, по которым строится вся множественность вещей, обра­зованных из бесформенной, текучей материи. Термин «идея», кото­рый выражал лишь созерцаемую умом форму или причину чувст­венных вещей, стал обозначать бытие идеальное, нечувственное, и даже сверхчувственное. Гипотеза постигаемых умом форм, или идей, стала учением философского идеализма. В нем в преувеличенном виде нашел отражение важный момент человеческого бытия - со­зидательная роль идей и идеалов.

В отличие от Платона, Аристотель полагал, что истинную сущ­ность отдельного предмета составляют не родовые понятия, а он сам, его единичное бытие. Каждый предмет состоит из материи и формы, т.е. из материального субстрата и организующей его струк­туры. Каждая вещь имеет причинное происхождение и целевое на­значение. Материя есть чистая возможность, которая должна быть оформлена соответствующим образом. Именно форма выступает как причинно-целевая программа. Ее реализация происходит как про­цесс движения во времени и пространстве. Аристотель - основопо­ложник формальной, классической логики и этики как науки о мо­рали, выступающей основой науки о политике и государстве. Для Аристотеля человек - «общественное, политическое животное». В центре его этического учения - общее благо, счастье, добродетели, лучшие нравственные качества человека: справедливость, умение на­ходить оптимальную меру поступка, «золотую середину», чувство дружбы.

Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо об­ратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил на­чать с себя: «Познай самого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отноше­ние души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софис­тами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впер­вые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности челове­ка - сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый фило­софский девиз: «Человек есть мера всех вещей».

Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рас­сматривают стоики, - это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Важно ценить жизнь как высшее на­слаждение. Результатом их этических поисков становится образ муд­реца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.