Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение




 

Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах миро­здания, судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о со­вести, о добре и зле. Эти и другие "вечные" вопросы, заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых челове­ку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти "вечные" вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.

Истоками философии и религии в древнем мире были мифы. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхестественное. По­добная целостность, нерасчлененность сознания была исторически не­обходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общест­венной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались "вечные" вопросы - о происхождении мира и человека, о жиз­ни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.

Религия - это такая форма мировоззрения, в которой мир в соз­нании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, ес­тественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверх­чувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям - интеллект, вере - логика.

Философское знание обосновывает соответствующее мировоззре­ние.

Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу - рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в кото­рую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Со­крат (470-399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла челове­ческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу - исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Предназначение философии - создание целостного миропонима­ния, объяснение объективной реальности и предельных оснований чело­веческих действий в системе логических категорий и законов.

В чем же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная особенность философии - наличие в ней зна­чительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим ас­пектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражение). Она рефлексирует саму духовную дея­тельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, пре­дельным основанием духовной культуры.

В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от науч­ной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

Философия всегда обращается к достижениям других наук, опи­раясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи фи­лософии и науки В.И. Вернадский заметил: "Точное и глубокое логиче­ское изучение понятий есть основа и самая суть философского мышле­ния. Это та сила- анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку".

Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, т.о., результаты богатого и разнообразного опыта духов­но-практического освоения человеком действительности (обыденного,

религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщенно схематизированное отра­жение действительности.

Знание о знании, познание "посредством понятий" (Гегель) дает возможность сформулировать общие принципы видения мира в его отношении, взаимодействии с человеком, и тем самым выявить уни­версальные законы многообразных взаимоотношений "человек - окру­жающий мир", теоретические методы их познания, способы и формы построения, проверки и доказательства достоверности результатов по­знавательной деятельности.

В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к ма­терии. Основной во­прос философии имеет две стороны - что является первичным, материя или сознание, и познаваем ли мир.

В зависимости от решения основного вопроса философии фило­софы разделились на два направления - материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что пер­вична материя, а сознание человека вторично.

Идеалисты же считают, что первично сознание, - либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).

В отношении познаваемости мира сознанием человека также су­ществуют различные точки зрения - от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеа­листами.

Среди функций философии прежде всего выделяют мировоз­зренческую. Она состоит в том, что давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом

мире.

Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, мо­ральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.

Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы сущест­вования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира, и, следовательно, выступает как стратегия процес­са познания в каждой отдельной области знания.

Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структу­ры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой - оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения "человек-мир", а также определяет общую логику по­знавательного отношения человека к действительности.

Итак, философия - это исторически изменяющаяся система фун­даментальных идей, это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте и роли в этом мире.

Философия как форма самосознания и способ духовно-практичес­кого освоения мира является основой творческого потенциала личности. Становление и развитие философско-мировоззренческой культуры про­исходит, таким образом, в процессе специального овладения философи­ей, ее проблематикой и историей. И, как отмечал французский философ Р. Декарт, «философия (поскольку она распространяется на все доступ­ное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.