Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностная психология




В рамках этой (отечественной) методологии взаимодействие рассматривается прежде всего как процесс общения.

Теория общения, как вида деятельности, отражена, прежде всего, в трудах Мясищева и Г.М.Андреевой.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности.

Процесс общения включает как минимум три различных процесса (функции):

ü коммуникацию (обмен информацией),

ü интеракцию (обмен действиями)

ü социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Рассмотрим содержание этих функций и средств их реализации.

Коммуникативная функция отражается в обмене участниками общения информацией, при этом межличностная коммуникация имеет свои принципиальные характеристики:

а) оба партнера коммуникативного акта выступают в роли активных его субъектов, в той или иной мере сориентированных друг на друга;

б) подобный коммуникативный акт не сводится к простому процессу передачи или обмена информацией, что порождает возникновение психологических барьеров различного типа;

в) такая коммуникативная активность может быть реализована лишь с помощью специфических средств межличностного контакта (основные виды - вербальный и невербальный);

Средства коммуникации:

Вербальные (смысловая информация) Невербальные (70-80% информации)  
Информирование: Смысловое, Предикативное: метафора, намеки, мат, сленг Визуальные: мимика, жесты, внеш.вид, походка, позы и т.п.  
Аудиальные: Паралингвинистические: тембр, диапозон, темп речи, тон речи Экстралингвинистические: паузы, кашель, смех, плач, восклицания  
Слушанье: активное,пассивное, эмпатическое  
Тактильные: прикосновения, рукопожатия, объятия, поцелуи и т.п.  
Ольфакторные: естественные и искусственные запахи  

Эффективность средств коммуникации:

• Вербальная коммуникация – 7% (до 20%);

• Невербальная – 93% (около 80%)

• Визуальные сигналы – 57%

• Аудиальные сигналы – 41%

• Тактильные и Ольфакторные – 2%

Интерактивная функция общенияпредставляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров. Традиционно выделяют два типа взаимодействия между людьми: кооперация (конструктивное воздействие) или конкуренция (деструктивное воздействие).

Средства реализации интерактивной функции (влияния)

Можно выделить три вида средств влияния: конструктивные, деструктивные и «неопределенные» - проявляющиеся по ситуации.

Конструктивное воздействие Деструктивное воздействие Неопределенные (ситуативные)
Убеждение, Просьба, Предложение Стимулирование Манипуляция Принуждение Нападение Уловки Внушение Заражение Подражание Харизма Габитарное влияние

Перцептивная функция общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание.

Эта функция необходима нам для того, чтобы:

Во-первых, понять причину тех или иных реакций человека;

Во-вторых, уметь прогнозировать возможные реакции;

В-третьих, иметь возможность управлять реакциями, т.е. поведением.

Решение этих задач не возможно без умения интерпретировать поведение оппонента, т.е. поиска ответа на вопрос «Почему…?».

Интерпретация поведения может осуществляться на уровне «примитивной психологии» (по Хайдеру) или на уровне профессиональной психологии.

Понимание причин поведения другого человека на уровне примитивной (бытовой) психологии происходит посредством трех основных средств:

ü Идентификация (уподобление) – восприятие другого человека по принципу идентичности себе.

ü Рефлексия (осознание опыта) – осознание или знание того, каким воспринимают партнера другие люди.

ü Каузальная атрибуция (лат. Causa – причина, attribuo – придаю, наделяю) – приписывания другому человеку, как причин его поведения, так и личностных черт.

Эти механизмы активны в процессе взаимодействия одновременно.

Закономерности реализации перцептивной функции общения:

1. Длительное знакомство с человеком. Следствием этого является более-менее достоверное знание о возможных реакциях человека на те или иные раздражители (опыт). Т.Е. поведение в тех или иных ситуациях. В случае неординарности поведения мы ищем причину в ситуации. (Пример 1).

2. Единичный случай взаимодействия. Каузальная атрибуция в этом случае базируется на следующих составляющих опыта:

· Мое поведение в подобных ситуациях (идентификация);

· Поведение других в подобных ситуациях: все, кого я знаю, ведут себя так-то (рефлексия).

Для этого типа ситуаций характерно искать причины в самом субъекте. Очевидно, что достоверность интерпретаций поведения прямо пропорциональна опыту, имеющемуся у интерпретатора.

Перцептивная функция в особой степени проявляются при формировании первого впечатления о человеке

ВЫВОДЫ:

Таким образом, психологическая теория общения раскрывает механизмы информационного обмена, взаимовоздействия партнеров и восприятия партнерами друг друга.

Сопоставление теории поведения (бихевиоризма) и теории общения (коммуникативной деятельности) показывает, что они взаимодополняют друг друга:

ü Процесс стимулирования (S) адекватен коммуникативной функции (информированию) и интерактивной функции.

ü Процесс субъективизации стимула отражен в функциях коммуникации (слушание) и перцепции.

 

Эти две концепции взаимодействия лежат в основе изучаемого курса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.