Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия математической статистики

 

Основными характеристиками полученных результатов исследования являются средняя арифметическая и среднее квадратическое отклонение, которые позволяют обобщить данные, сравнить их, установить преимущества одной психолого-педагогической системы над другой.

Средняя арифметическая представляет собой частное от деления численных значений выбранного показателя на их число и вычисляется по формуле:

N

ХСА = ∑ Xi / N,

i=1

где: ХСА – средняя арифметическая;

Xi – отдельные результаты измерения (оценки);

N – количество результатов измерения (оценки).

Примером средней арифметической может служить средний балл успеваемости класса по учебному предмету. Суммируются баллы (оценки) всех учеников класса и полученная сумма делится на количество учеников в классе. При этом необходимо иметь ввиду, что средняя арифметическая применяется в тех случаях, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость. Например, улучшение показателей успеваемости каждого ученика ведет к повышению успеваемости всего класса.

Среднее квадратическое отклонение широко применяется как мера разброса для различных характеристик. Оно подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина. Вычисляется среднее квадратическое отклонение по формуле:

N

σ = √ ∑ (Xi - ХСА)2 / N - 1,

i=1

где: σ – среднее квадратическое отклонение;

N

∑ (Xi - ХСА) - сумма отклонений отдельных результатов измерений от средней арифметической;

i=1

N – 1 – количество измерений минус единица для тех случаев, когда количество измерений

менее 100.

Дисперсия используется в качестве характеристики индивидуальных результатов разброса значений исследуемой переменной вокруг среднего значения. Представляет собой средний квадрат отклонений значения исследуемой переменной от среднего значения. Вычисляется по формуле:

N

σ2 = ∑ (Xi - ХСА)2 / N - 1,

i=1

где: σ2 – дисперсия;

ХСА – средняя арифметическая;

Xi – отдельные результаты измерения (оценки);

N – количество результатов измерения (оценки).

Вычисления дисперсии и среднего квадратического отклонения удобно производить с помощью таблицы. Рассмотрим это на примере. Допустим знания ученика по учебному предмету члены комиссии оценили следующим образом: 1 – хорошо, 2 – отлично, 3 – хорошо, 4 – хорошо, 5 – удовлетворительно.

N члена комиссии Значение показателя Xi Среднее арифметическое ХСА Отклонение от среднего Xi - ХСА Квадрат отклонения от среднего (Xi - ХСА)2
           
       
       
       
    -1  
N Сумма квадратов отклонения ∑ (Xi - ХСА)2 i=1  
N Дисперсия σ2 = ∑ (Xi - ХСА)2 / N - 1 i=1   0,5
N Среднее квадратическое отклонение σ = √ ∑ (Xi - ХСА)2 / N - 1 i=1   0,7

Медиана – это мера среднего положения, характеризующая значение параметра на упорядоченной шкале, построенной по признаку возрастания или убывания. Соответствует середине исследуемой совокупности. Вычисляется по формуле:

Ме = (N – 1) / 2,

где: Ме – численное значение медианы или место расположения значения медианы;

N – общее количество субъектов (объектов) исследования.

Определяют медиану, как правило, для порядковых и количественных признаков. Например, по результатам исследования установлено, что по учебному предмету оценены знания учеников:

5 человек – отлично;

20 человек – хорошо;

26 человек – удовлетворительно;

6 человек – неудовлетворительно.

Общее количество субъектов исследования (учеников) N = 57. Середина исследуемой совокупности, медиана Ме = (57+ 1) / 2 = 29. Следовательно, можно сделать вывод, что более половины учащихся учится ниже уровня «хорошо», т.е. медиана больше «удовлетворительно», но меньше «хорошо».

Корреляция – зависимость (связь) между двумя и более переменными. Мера этой зависимости, степень и величина этой связи оценивается с помощью коэффициента корреляции. В педагогике и психологии наиболее часто применяются коэффициенты Пирсона и Спирмена. Вычисления этих коэффициентов на примерах: см. Образцов, стр. 149-152.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И методику исследовательского поиска | Многомерные методы анализа данных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.