![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия математической статистики
Основными характеристиками полученных результатов исследования являются средняя арифметическая и среднее квадратическое отклонение, которые позволяют обобщить данные, сравнить их, установить преимущества одной психолого-педагогической системы над другой. Средняя арифметическая представляет собой частное от деления численных значений выбранного показателя на их число и вычисляется по формуле: N ХСА = ∑ Xi / N, i=1 где: ХСА – средняя арифметическая; Xi – отдельные результаты измерения (оценки); N – количество результатов измерения (оценки). Примером средней арифметической может служить средний балл успеваемости класса по учебному предмету. Суммируются баллы (оценки) всех учеников класса и полученная сумма делится на количество учеников в классе. При этом необходимо иметь ввиду, что средняя арифметическая применяется в тех случаях, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость. Например, улучшение показателей успеваемости каждого ученика ведет к повышению успеваемости всего класса. Среднее квадратическое отклонение широко применяется как мера разброса для различных характеристик. Оно подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина. Вычисляется среднее квадратическое отклонение по формуле: N σ = √ ∑ (Xi - ХСА)2 / N - 1, i=1 где: σ – среднее квадратическое отклонение; N ∑ (Xi - ХСА) - сумма отклонений отдельных результатов измерений от средней арифметической; i=1 N – 1 – количество измерений минус единица для тех случаев, когда количество измерений менее 100. Дисперсия используется в качестве характеристики индивидуальных результатов разброса значений исследуемой переменной вокруг среднего значения. Представляет собой средний квадрат отклонений значения исследуемой переменной от среднего значения. Вычисляется по формуле: N σ2 = ∑ (Xi - ХСА)2 / N - 1, i=1 где: σ2 – дисперсия; ХСА – средняя арифметическая; Xi – отдельные результаты измерения (оценки); N – количество результатов измерения (оценки). Вычисления дисперсии и среднего квадратического отклонения удобно производить с помощью таблицы. Рассмотрим это на примере. Допустим знания ученика по учебному предмету члены комиссии оценили следующим образом: 1 – хорошо, 2 – отлично, 3 – хорошо, 4 – хорошо, 5 – удовлетворительно.
Медиана – это мера среднего положения, характеризующая значение параметра на упорядоченной шкале, построенной по признаку возрастания или убывания. Соответствует середине исследуемой совокупности. Вычисляется по формуле: Ме = (N – 1) / 2, где: Ме – численное значение медианы или место расположения значения медианы; N – общее количество субъектов (объектов) исследования. Определяют медиану, как правило, для порядковых и количественных признаков. Например, по результатам исследования установлено, что по учебному предмету оценены знания учеников: 5 человек – отлично; 20 человек – хорошо; 26 человек – удовлетворительно; 6 человек – неудовлетворительно. Общее количество субъектов исследования (учеников) N = 57. Середина исследуемой совокупности, медиана Ме = (57+ 1) / 2 = 29. Следовательно, можно сделать вывод, что более половины учащихся учится ниже уровня «хорошо», т.е. медиана больше «удовлетворительно», но меньше «хорошо». Корреляция – зависимость (связь) между двумя и более переменными. Мера этой зависимости, степень и величина этой связи оценивается с помощью коэффициента корреляции. В педагогике и психологии наиболее часто применяются коэффициенты Пирсона и Спирмена. Вычисления этих коэффициентов на примерах: см. Образцов, стр. 149-152.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |