Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностические возможности и ограничения применения наблюдения




Основные способы получения психологической информации в психодиагностике

В практической работе психолог-диагност использует разные способы выявления психологических особенностей человека, необходимые для постановки надёжного и объективного психологического диагноза. Традиционно выделяют:

во-первых, наблюдение за поведением, межличностным взаимодействием, проявлениями психических состояний человека в реальных жизненных и специально смоделированных ситуациях. В некоторых случаях, например, при диагностике проблем развития детей младшего дошкольного возраста или при диагностике состояния клиента в ситуации потери близкого человека, результаты наблюдения могут быть единственным источником психологической информации;

во-вторых, большими возможностями в этом плане обладают методы самоописания, самоотчёта (это прежде всего опросники, различные шкалы самооценки и способы самонаблюдения), поскольку в современной психологической диагностике широкой популярностью пользуется информация об обследуемом, полученная от него самого, то есть субъективные представления человека о самом себе, самооценка, самоотношение;

в-третьих, занимающие существенное место в психологической информации объективные сведения, полученные на основании экспериментальных исследований и тестов. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.

Способы получения эмпирических показателей можно объединить в категорию объективных, субъективных и проективных. Объективная психодиагностика основывается на результатах наблюдения и тестирования, субъективная – на самоописании и самонаблюдении, проективная – на проективных методиках.

Максимально надёжный и объективный диагноз обеспечивает сопоставлением всех видов психологической информации. Каждый из них отражает определённую сторону психологической реальности: субъективные представления человека о себе, поведение в реальных и максимально приближённых к реальности жизненных ситуациях, осознаваемые и неосознаваемые процессы.

 

Наблюдение представляет собой целенаправленное, особым образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение даёт уникальную возможность выявлять психические особенности человека в естественных и специально созданных условиях. Кроме того, с помощью наблюдения выявляются непроизвольные реакции, одновременно регистрируются вербальные и невербальные формы поведения, что приближает психолога к целостному видению феномена.

Важная особенность профессионального наблюдения заключается в том, что сами диагностируемые свойства человека не поддаются непосредственному наблюдению. Психологический диагноз строится на основании внешне проявляемых признаков, которые и фиксируются психологом-наблюдателем. Признаки, на которые психолог-диагност

опирается и в процессе наблюдения, и во время анализа результатов, могут быть различными по своей природе, по полноте раскрытия психологических свойств. Перечень возможных наблюдаемых признаков дан В. К. Гайдой. Несмотря на то, что перечисленные признаки достаточно формальны, и отличаются высокой обобщённостью, на них можно ориентироваться при планировании наблюдения и последующей интерпретации результатов. Оно имеет дело не с самими диагностируемыми свойствами человека, не поддающимися непосредственному наблюдению, а с признаками их внешнего проявления, которые фиксируются психологом-наблюдателем, и на основании которых строится психологический диагноз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.