Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая диагностика в мифах и легендах




В истории развития человечества существует давняя и богатая традиция познания психики человека. Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. В концентрированной форме знания о психодиагностике представлены в народной мудрости. Известна «психодиагностическая» притча о крестьянине, который для определения «профессиональной пригодности» своего единственного сына применил своеобразный тест. Он дал сыну книгу, яблоко и монету и подумал так: если сын начнёт читать книгу, то он станет учёным, если прежде возьмёт яблоко, то будет заниматься сельским хозяйством, если же заинтересуется монетой, то станет торговцем. Однако сын поступил несколько неожиданно: взял книгу и стал её читать, при этом жуя яблоко и играя монетой. Крестьянин задумался и решил отправить ребёнка учиться дипломатии. По сути, народная мудрость запечатлела один из принципов тестов предпочтения, которые широко применяются в современной психологической диагностике.

Одно из первых упоминаний о применении психодиагностических процедур для решения актуальных проблем практики можно найти в литературе о Древнем Египте. Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот, кто способен был выдержать ряд длительных проверочных процедур. На первом этапе «диагностики» большое внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы не только выяснялись важные биографические сведения, но и уровень культуры, общий уровень развития, кругозор, оценивалось так же умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка сохранялось в норме и если желание посвятить себя тайнам жреческого искусства не пропадало, то следовало испытание умением трудиться, слушать и молчать. Затем претендент испытывался огнём, водой и полным одиночеством. Решающим этапом было испытание красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.

За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система тестирования способностей и отбора правительственных чиновников. Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний. Кроме того оценивалось поведение чиновников в быту. Подобная система «профессиональной диагностики» просуществовала довольно долго и затем была усложнена. В неё дополнительно включили обязательные знания гражданского права, военного дела, финансов, сельского хозяйства и географии.

Любопытна и в определённой мере поучительна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Для проверки знаний учителя использовали различные загадки, вопросы, парадоксы. Например, ученика спрашивали: «Была ли борода у бородатого?» Отвечать надо было немедленно. При этом один из наставников целился в ученика из лука. Или наставник мог схватить своего оппонента, трясти его и кричать: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!» В результате создавалась довольно драматичная ситуация. Даже самый простой и нелепый вопрос превращался в проблему жизни и смерти. В зависимости от того, как ученик отвечал на загадки, определялись уровень его просветлённости и меры по углублению знаний чань-буддизма. С помощью такого приёма учителя выявляли симулянтов, которые маскировали свою некомпетентность.

Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора. Пифагор с большим трудом принимал в свою школу новичков. Он считал, что не из каждого дерева можно выточить меркурия. Учёный внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, скрыто наблюдал за поведением претендентов. Особое значение Пифагор придавал походке и смеху молодых людей. Он утверждал, что манера смеяться и ходить может многое сказать о характере человека. Испытание Пифагора состояло из двух этапов. Прежде всего «диагностировалась» стрессоустойчивость претендента. Он должен был переночевать один в пещере. Затем проводилось тестирование интеллекта. При этом предлагалась заведомо нерешаемая задача. Обескураженного новичка вводили в зал, где все, кто уже учился в школе, оскорбляли неудачника и смеялись над ним. Если поведение «жертвы» отличалось присутствием духа, умением держать себя и с достоинством отвечать на выпады, то испытание заканчивалось приёмом в школу.

Возникает предположение, что одно из первых тестирований в нашей стране было проведено в 1666 году Алексеем Михайловичем с целью получения общественного мнения о русской церкви. Перед церковным собором царь поодиночке вызывал к себе всех участников и предлагал письменно ответить на три вопроса:

- имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви;

- достоверны ли печатные греческие книги;

- правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.

О том, как проходило тестирование в России, отчасти можно узнать по рассказу А.П. Чехова «Экзамен на чин». Герою рассказа, для того, чтобы продвинуться по служебной лестнице, необходимо было сдать несколько серьёзных экзаменов. И каждый из педагогов, по мнению героя, специально задавал «каверзные» вопросы.

Если проанализировать все рассмотренные «прошлые» психодиагнос-тические процедуры, то можно увидеть в них признаки, которые использует современный психолог-диагност. Своеобразная приемственность наблюда-ется в следующем.

· Целостный подход к изучению человека. Человек воспринимался диагностами в целом, включая внешний вид, личностные свойства и профессионально важные качества. Сегодня психологическая диагностика продолжает ориентироваться на целостность личности.

· Создание экстремальных ситуаций. Напряжённые условия экзаменов, испытания, ставящие человека на грань между жизнью и смертью, ослабляли психологические защиты и позволяли более точно диагностировать личностные свойства и возможности человека. Современные психодиагностические процедуры также включают в себя элементы напряжения и стрессогенности.

· Тестирование имело социальную направленность и никогда не использовалось для развлечения. Психодиагностика всегда оперативно реагировала на актуальные потребности общества и выступала одним из возможных рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.