КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многоаспектность психологической диагностики как области знаний о психологии человека и практической деятельности психолога-профессионала
В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определённой долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный. Внимание к психологической диагностике, возникшее сегодня в разных сферах жизнедеятельности человека, объясняется тем, что её считают совокупностью методов и средств для измерения психических состояний и свойств, то есть инструментом. Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.п. поэтому ключевые задачи психодиагностики сводятся: · к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкрет-ного человека или установления различий в психической орга-низации разных групп людей; · к расширению сфер практического использования имеющихся и создаваемых психодиагностических средств. Такое инструментальное видение психологической диагностики традиционно и наиболее распространено. С точки зрения многих исследователей, психодиагностика отличается от других психологических дисциплин не особой предметной областью, а способами получения фактов, на основании которых психолог-диагност решает поставленные перед ним задачи. В определённой мере инструментальное отношение правомерно и имеет основания для развития и совершенствования. Оно прежде всего отражает историю возникновения и становления психодиагностики, её тесную связь с экспериментальной психологией и тестологией. Кроме того, подчёркивается исключительно ценная практическая направленность. Можно предполагать, что именно инструментальная ценность и создаёт настоящий бум вокруг психодиагностических средств и методов. Инструментальная роль психодиагностики возрастает во много раз при профессиональной подготовке практических психологов. Основной особенностью деятельности практического психолога является её полипроблемность, то есть необходимость одновременно решать большой круг как непосредственно психологических, так и, казалось бы, далёких от психологии проблем. Практический психолог должен быть максимально методически вооружён, чтобы оперативно найти выход из многих профессиональных проблемных ситуаций и проверить большое количество диагностических гипотез. Тем не менее сведение психологической диагностики только к методам и средствам выявления пусть даже важных для практики психических феноменов значительно ограничивает её возможности как научной дисциплины. Инструментальный подход во многом подменяет специфический по своему психологическому содержанию предмет психодиагностики методическим, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать. К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее. Его суть составляет признание психологической диагностики в качестве самостоятельной научной дисциплины, главное назначение которой – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. Так же, как и инструментальное направление, конструирующее ориентировано в основном на методики, на средства диагностики. Содержание диагностируемых феноменов психической жизни конкретного человека играет вспомогательную роль. С позиций конструирующего подхода, наиболее важные задачи психодиагностики заключаются: · в конструировании новых психодиагностических средств и в мо-дификации уже имеющихся; · в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования; · в создании методических приёмов выявления и измерения интег-ральных психических образований – таких, как психическое здо-ровье, психическое развитие, адаптированность, индивидуалис-тичность и т.п.; · в разработке психодиагностических технологий. Конструирующее направление имеет большое значение для повышения социальной и научной ценности психологической диагностики, так как постоянно обогащает специалистов новыми средствами обследования и тем самым расширяет возможности познания психологии современного человека. Сейчас никто не сомневается в необходимости создания средств для исследования самых разнообразных феноменов психической реальности, даже таких, которые долгое время считались непсихологическими, например, свобода, добро, правда, совесть и т.п. не смотря на это, психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария. Выход за пределы инструментального и конструирующего подходов, центрированных главным образом на методах и методиках связан с признанием уникальности психодиагностического способа познания внутреннего мира человека, специфики психодиагностического мышления. В этом смысле важно, что психологическая диагностика возникла и развивалась как один из способов психологического познания. Общественное признание она получила, прежде всего, благодаря своеобразной способности познавать психологию человека в его практической деятельности и реальных жизненных ситуациях. Более того, перевод двух греческих слов, составляющих понятие «психодиагностика» (psyche – душа и diagnostikos – способный распознать), подтверждает правомерность рассматриваемой позиции. В буквальном смысле слова «психодиагностика» – это способность распознавать душу. Признание за психодиагностикой способности в распознавании психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестаёт быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека. Психолог-диагност, в отличие от психолога-теоретика или психолога-исследователя, выявляет и, измеряет, прежде всего, разнообразные индивидуальные особенности, которые он выражает в виде определённых числовых эквивалентов. Выявление и измерение индивидуального своеобразия обеспечивает переход к выявлению общего, т.е. психического в человеке вообще. Фактически психодиагност на основании рассуждений и умозаключений переходит от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельного человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще. В связи с этим диагностическое мышление предполагает: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; установление связи между единичными проявлениями психиче-ского феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявле-ниях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами. В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Термин «номотетический» происходит от латинского «norma» – образец. Номотетический подход подразумевает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Термин «идеографический» происходит от греческого «idea+gramma» – идеограмма. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка. Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Названные подходы имеют ряд различий, связанных с пониманием объекта распознания и измерения, направленности измерения и методов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |