КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И. Г. Песталоцци— основоположник системы развивающего обучения
I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИДЕИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Идея развития ребенка занимала многих выдающихся педагогов прошлого. Она родилась в связи с утверждением капитализма, 20 в эпоху гуманизма, когда на повестку дня встал вопрос о ценности человека, его праве на развитие и проявление своих способностей. Центральная идея гуманизма — актуализация через гуманистические занятия возможностей, заложенных в личности ребенка. На этой основе строилось развивающее обучение. Но, чтобы раскрыть возможности ребенка, обеспечить его развитие, обучение и воспитание должны соответствовать его природе, т. е. должны быть природосообразными. Идею развивающего обучения отстаивали многие известные педагоги прошлого, она в разной мере проникала в другие системы образования, но наиболее полное воплощение эта идея получила в учении швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. Строя свою систему развивающего обучения, И. Г. Песталоцци (1746—1827 гг.) исходил из того, что в каждом человеке надо воспитывать высокую нравственность и человечность. Воспитание человечности предполагает развитие сил и способностей, заложенных в ребенке, которые сами стремятся к гармоничному раскрытию, но воспитание призвано этому процессу самораскрытия всячески помогать. Ум хочет мыслить, глаз—видеть, ухо — слышать, рука— хватать, нога — ходить, а сердце — любить. Этому саморазвитию можно помочь воспитанием, доведя способность мыслить до совершенства, руку — до мастерства, сердце — до высочайшей любви не только к близким людям, но ко всему человечеству. Песталоцци стоял за гармоническое самораскрытие личности ребенка в обучении, а поэтому учебный процесс насытил трудом, физической культурой и культурой нравственной. Он рассматривал обучение детей как искусство помочь естественному стремлению ребенка к развитию. Сделать это может только любящий воспитатель, овладевший искусством обучения. Начальной стадией познания в процессе обучения у Песталоцци выступала наглядность, ибо она отвечает естественному стремлению ребенка тянуться к предметам. Наглядность возбуждает и оживляет присущее умственной способности ребенка стремление к саморазвитию. Это самораскрытие через наглядность, связанное с работой мысли, идет по ступеням: от случайных наблюдений к выделению объекта и его восприятию, затем от восприятия к ясному представлению и, наконец, от ясного представления к четкому понятию, т. е. выводу. Чтобы обеспечивалось умственное развитие ребенка, Песталоцци разработал свою методику обучения детей по элементам, предусматривающую индуктивный путь познания и продвижение ребенка от простого к сложному, от легкого к трудному. Наглядность и обучение по элементам Песталоцци связывал с развитием духовных сил ребенка и работой его мысли, памяти, вниматель ности, наблюдательности и других психических процессов. Этим самым он впервые поставил дидактику на психологическую основу. Песталоцци тесно связывал обучение с воспитанием. Обучение не только развивает мышление ребенка, но и способствует воспитанию человека, возбуждая деятельную любовь к людям и проявление нравственных качеств. Песталоцци выдвинул принцип воспитывающего обучения. В нравственном плане, чтобы развить ребенка, надо относиться к нему как отец, как мать, т. е. любить его. Быть человеком — значит развить свои задатки до возможного совершенствования. Нравственное воспитание Песталоцци строит также индуктивным путем и по элементам: ребенок психологически ближе к матери, а поэтому первоначально надо привить ему любовь к матери, через нее прививать любовь к родственникам, через них—к односельчанам, через односельчан — к соотечественникам, а через последних — ко всему человечеству. Для нравственного самораскрытия личности нужно, чтобы школа была связана с жизнью, наполнена трудом, свойственным простым людям (сельскохозяйственным и ремесленным), школа должна жить по типу большой сельской семьи. Нравственное поведение закрепляется через упражнения, только в действии, а поэтому в школе Песталоцци дети много трудились, побуждались к благородным поступкам. Труд Песталоцци рассматривал не только как средство развития, воспитания и существования ребенка, но и как фактор социализации, способствующий занятию им достойного места во взрослой жизни.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |