КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поиски путей развивающего обучения в советской школе 50-х—60-х годов
ОБОГАЩЕНИЕ ИДЕИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ К. Д. УШИНСКИМ В середине XIX века в педагогике ясно обозначились два направления: формальное и материальное. Сторонники формального направления считали, что главное внимание школы должно быть направлено не на знания, а на развитие способностей учащихся, их мышление. Главное—совершенствование способностей учащихся. Сторонники материального образования признавали основным критерием отбора образовательного материала степень его полезности, пригодности к жизни. Первые считали, что необходимо развить учащихся через классическое образование, вторые — через реальные, «полезные» знания. В этом споре свое толкование пути развития школы дал К. Д. Ушинский (1824—1870 гг.), который отстаивал гармоническое развитие личности ребенка на научно-психологической основе. Под развивающим обучением Ушинский понимал созревание внутренних сил ребенка, связанное с готовностью к учению (развитие внимания, памяти, воли, речи, мотивации учения и т. п.). Это созревание происходит через самодеятельность ребенка, которую, помогая ребенку, стимулирует учитель. Ушинский выступал против формального и реального образо вания, утверждая, что школа должна вооружать учащихся такими знаниями, которые, содействуя их умственному развитию, были бы полезными в предстоящей жизни. Ушинский отстаивал развитие учащихся, но через знания, связанные с окружающей действительностью, которые лучше обеспечивают это развитие. При этом он огромное значение придавал наглядности в сочетании со словом учителя, ибо, ребенку, мыслящему звуками, красками, формами, тогда легче анализировать, обобщать и сравнивать, а вызванный интерес напрягает мысль, что содействует развитию ребенка. В 50-е годы система обучения в советской школе не подтвержд-дала ведущую роль обучения в развитии, возможность всесторонне развивать всех детей. Идеологизированное содержание образования не отвечало уровню науки и культуры и требованиям жизни, система умений и навыков не подводила детей к творческой деятельности, не развивала самостоятельность. Традиционное обучение обеспечивало лишь сумму знаний, которые быстро устаревали, а методы обучения не способствовали развитию познавательной самостоятельности учащихся. Критика школы началась очень осторожно с пересмотра методов обучения. М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили новую классификацию методов обучения, ориентировавшую учителей на постепенное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, поисковый и исследовательский). В 60-е годы началась перестройка системы начального образования усилиями научных коллективов. В. В. Давыдов доказал, что уже в начальной школе детей можно учить не индуктивным, а дедуктивным путем, идя от общего к частному, от абстрактного к конкретному, например, в математике через сравнение ребенком величин («больше», «меньше», «равно»), записываемых им вначале только знаками, потом знаками и рисунками сравниваемых предметов, наконец знаками и буквами. Д. Б. Эльконин доказал возрастание интеллектуальных возможностей младших школьников в зависимости от содержания обучения. Л. В. Зан-ков создал дидактическую систему начального обучения, высокоэффективную для общего развития школьников, в которой обучение осуществляется на. пределе возможных трудностей учащихся, и тем самым обеспечивается развитие мыслительных способностей учащихся и их творческих возможностей. Познания детей расширяются в переплетении новых знаний с ранее изученными. Важнейшим компонентом этой системы является характер взаимоотношений учителя и учащихся, где ребенку предоставляется возможность индивидуально себя проявить, опереться на личный опыт и собственные оценки изучаемого, где царит доброжелательная и доверительная атмосфера. В центр обучения поставлена личность ученика, внимание к его развитию, учет внутренних закономерностей этого развития, внимание к индивидуальности, к внутреннему миру ребенка. Учитель судит о своей работе по фактическому продвижению учащихся в развитии. Этим и определяется его лицо. Тема: Система свободного воспитания. План 1. Ж. Ж. Руссо — основоположник теории свободного воспитания. 2. Свободное воспитание в педагогическом опыте Л. Н. Толстого. 3. Последователи теории свободного воспитания в России. 4. Отзвуки теории свободного воспитания в советской школе 20-х годов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |