КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отзвуки теории свободного воспитания в советской школе 20-х годов
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ Последователями Л. Н. Толстого были И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий. А. У. Зеленко и С. Т. Шацкий в начале XX века создавали детские колонии. Самая известная из них — «Бодрая жизнь», детский коллектив которой жил на полном самоуправлении. Жизнь детей в колонии была построена на взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным и социальным развитием. Шацкий призывал быть внимательным к детям, к организации среды в их воспитании, опираться на реальный опыт детей, на их самообразовательную работу и самовоспитание в коллективе. Свободное воспитание лучше всего осуществлять, живя на равных вместе с детьми, и в тесной связи с семьей, т. е. с учетом влияния среды на формирование личности ребенка. В начале XX века крайнюю форму свободного воспитания развивал К. Н. Вентцель. Он отвергал традиционное обучение с классно-урочной системой, расписанием занятий, стабильными учебными планами и программами и стоял за слияние симпатии воспитателя с воспитанником, считал, что только так можно раскрыть индивидуальность воспитанника, его творческие силы, обеспечив на основе его активности гармоническое и всестороннее раскрытие его способностей, интересов и склонностей. Сторонники Вентцеля в 1906 году открыли в Москве «Дом свободного ребенка». Жизнь в нем была построена на принципе свободной общины детей, родителей и педагогов путем совместного самоуправления. Учебные занятия и труд строились исключительно на интересах детей, что на практике приводило к анархии в занятиях и в определенной степени стесняло свободу ребенка. Учителя воздействовали на детей опосредованно, через организацию среды, одновременно осуществляя по отношению к ним индивидуальный подход. По существу обеспечивалось стихийное саморазвитие детей на основе их личного опыта, неорганизованное удовлетворение случайной детской любознательности. Отзвуки свободного воспитания находили свое воплощение в советской школе 20-х годов. Большое распространение получила самопроизвольная клубная деятельность детей, построенная на самодеятельной основе. Школа строилась на принципе самоуправления детского коллектива, в который входили учителя и ученики. Учитель считался «старшим братом», «старшим товарищем» учащихся. Дело доходило до крайностей, когда дети руководили всей жизнью своей школьной организации, а в помощь себе из числа преподавателей выбирали несколько советчиков, к которым обращались за содействием, когда сами не могли решить какой-нибудь вопрос. Советчики должны были приходить только тогда, когда их позовут. Тот педагог, которому учащиеся не доверяли, мог быть ученическим самоуправлением удален из школы. В школах были отменены отметки, экзамены, домашние задания, наказания. Учителя не были подготовлены к такой работе, у них не было ясного представления о своей роли в ученическом коллективе, в его самоуправлении и часто самоустранялись от воспитательной работы. В школах падала дисциплина, анархия захлестывала школьную жизнь, в этих условиях у учащихся не было системы знаний. В 30-е годы были приняты меры по «стабилизации» школы и она все больше преобразуется в традиционную, с жестко установленным уроком, предписанными программами и учебниками. Жизнь школы строго регламентируется сверху, чрезмерно усиливается ее идеологизация, учитель превращается в государственного чиновника, обязанного неукоснительно выполнять предписания сверху, идея развития ребенка подменяется задачей усвоения знаний, умений и навыков. Командный, административно-бюрократический дух школы приводил к ее отставанию от жизни. Тема: Система элитарного образования. План 1. Д. Локк — родоначальник элитарного образования. 2. Элитарность в системе образования И. Ф. Гербарта. 3. Биологизаторские теории и элитарность. 4. Элитарное образование в странах Западной Европы и США.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |