Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отзвуки теории свободного воспитания в советской школе 20-х годов

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Последователями Л. Н. Толстого были И. И. Горбунов-Поса­дов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий.

А. У. Зеленко и С. Т. Шацкий в начале XX века создавали дет­ские колонии. Самая известная из них — «Бодрая жизнь», детский коллектив которой жил на полном самоуправлении. Жизнь детей в колонии была построена на взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным и социальным развитием. Шацкий призывал быть внимательным к детям, к организации среды в их воспитании, опираться на реальный опыт детей, на их самообра­зовательную работу и самовоспитание в коллективе. Свободное воспитание лучше всего осуществлять, живя на равных вместе с детьми, и в тесной связи с семьей, т. е. с учетом влияния среды на формирование личности ребенка.

В начале XX века крайнюю форму свободного воспитания раз­вивал К. Н. Вентцель. Он отвергал традиционное обучение с класс­но-урочной системой, расписанием занятий, стабильными учебны­ми планами и программами и стоял за слияние симпатии воспи­тателя с воспитанником, считал, что только так можно раскрыть индивидуальность воспитанника, его творческие силы, обеспечив на основе его активности гармоническое и всестороннее раскрытие его способностей, интересов и склонностей. Сторонники Вентцеля в 1906 году открыли в Москве «Дом свободного ребенка». Жизнь в нем была построена на принципе свободной общины детей, роди­телей и педагогов путем совместного самоуправления. Учебные занятия и труд строились исключительно на интересах детей, что

на практике приводило к анархии в занятиях и в определенной степени стесняло свободу ребенка. Учителя воздействовали на де­тей опосредованно, через организацию среды, одновременно осу­ществляя по отношению к ним индивидуальный подход. По суще­ству обеспечивалось стихийное саморазвитие детей на основе их личного опыта, неорганизованное удовлетворение случайной дет­ской любознательности.

Отзвуки свободного воспитания находили свое воплощение в советской школе 20-х годов. Большое распространение получила самопроизвольная клубная деятельность детей, построенная на самодеятельной основе. Школа строилась на принципе самоуправ­ления детского коллектива, в который входили учителя и ученики. Учитель считался «старшим братом», «старшим товарищем» уча­щихся. Дело доходило до крайностей, когда дети руководили всей жизнью своей школьной организации, а в помощь себе из числа преподавателей выбирали несколько советчиков, к которым обра­щались за содействием, когда сами не могли решить какой-нибудь вопрос. Советчики должны были приходить только тогда, когда их позовут. Тот педагог, которому учащиеся не доверяли, мог быть ученическим самоуправлением удален из школы. В школах были отменены отметки, экзамены, домашние задания, наказания. Учите­ля не были подготовлены к такой работе, у них не было ясного представления о своей роли в ученическом коллективе, в его са­моуправлении и часто самоустранялись от воспитательной работы. В школах падала дисциплина, анархия захлестывала школьную жизнь, в этих условиях у учащихся не было системы знаний.

В 30-е годы были приняты меры по «стабилизации» школы и она все больше преобразуется в традиционную, с жестко установ­ленным уроком, предписанными программами и учебниками. Жизнь школы строго регламентируется сверху, чрезмерно усили­вается ее идеологизация, учитель превращается в государствен­ного чиновника, обязанного неукоснительно выполнять предписа­ния сверху, идея развития ребенка подменяется задачей усвоения знаний, умений и навыков. Командный, административно-бюро­кратический дух школы приводил к ее отставанию от жизни. Тема: Система элитарного образования.

План

1. Д. Локк — родоначальник элитарного образования.

2. Элитарность в системе образования И. Ф. Гербарта.

3. Биологизаторские теории и элитарность.

4. Элитарное образование в странах Западной Европы и США.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поиски путей развивающего обучения в советской школе 50-х—60-х годов | Элитарность в системе образования И. Ф. Гербарта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.