Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элитарность в системе образования И. Ф. Гербарта

Д. ЛОКК — РОДОНАЧАЛЬНИК ЭЛИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Родоначальником элитарного образования следует считать ан­глийского мыслителя и педагога Д. Локка (1632—1704 гг.). Локк — один из идеологов английской буржуазной революции, от­ражавший интересы аристократии и буржуазии. Элитарность об­разования заключалась в стремлении Локка у ребенка из состоя­тельной семьи сформировать характер, воспитать волю, дать ему реальные, практически полезные знания и воспитание в аристо­кратическом духе, чтобы такой джентльмен-делец мог действовать в любой обстановке. Этого джентльмена, делового человека, по мнению Локка, может воспитать в семье только специально при­ставленный и хорошо подготовленный гувернер. Локк возродил поговорку древних — «В здоровом теле — здоровый дух». На пер­вое место в воспитании джентльмена-дельца он поставил заботу о его физическом здоровье. В умственном воспитании следует опи­раться на любознательность, интерес ребенка и давать ему только те знания, которые пригодятся в жизни (арифметика, бухгалте­рия, финансы, законоведение, история, география, астрономия, французский язык). Он рекомендует также музыку, танцы, манеры хорошего тона, фехтование, верховую езду, легкий ручной, ремес­ленный труд. Локк понимает, что такой круг широких знаний глу­боко усвоить трудно и утверждает, что главное не знания, а уме­ние на их основе мыслить. Он заявляет, что важнее правильно мыс­лить, чем много знать. Локк исключил из образования средневе­ковые предметы: риторику, диалектику, латинский язык. В нрав­ственном воспитании главное—сформировать через примеры и упражнения устойчивые привычки. Локк разработал целое учение о формировании у детей нравственных привычек.

Воспитание джентльмена-дельца из зажиточной прослойки об­щества составляло одно из направлений элитарной системы об­разования.

Другое направление элитарного образования представлял не­мецкий педагог И. Ф. Гербарт (1776—1841 гг.). Гербарт — сторон­ник элитарного образования на основе классического содержания и классно-урочной системы. Он восстанавливает в школе препода­вание латинского и греческого языков, античной истории и антич­ной литературы. Обучение должно служить воспитанию у ребенка многостороннего интереса. Гербарт — сторонник воспитывающего обучения, которое должно на основе формирующихся у ребенка представлений приобщать его к добродетели, красоте и гуманно­сти. В обучении, которое отстаивал Гербарт, имели место типич­ные признаки традиционной системы образования, но теперь уже предназначенные для детей из состоятельных семей. Например, Гербарт четко устанавливает ступени урока: изложение, опрос, об-28

общение, закрепление знаний. Он сторонник специального нрав­ственного воспитания для образования у ребенка нравственного характера, но его система элитарного образования, в отличие от системы Локка, чрезмерно интеллектуализирована, связана с на­коплением у ребенка представлений и оторвана от жизни, рассчи­тана на способных детей из состоятельных семей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отзвуки теории свободного воспитания в советской школе 20-х годов | Элитарное образование в странах западной европы и США
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.