Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Расходы бюджета на экономическую деятельность государства и науку

 

1. Необходимость и состав расходов на развитие экономики

2. Финансирование промышленности и энергетики

3. Расходы на развитие агропромышленного комплекса

4. Финансовая поддержка малого предпринимательства

5. Состав расходов на образование. Расходы на подготовку кадров

6. Расходы на общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дошкольные учреждения

7. Расходы на научно-исследовательские работы

1. Необходимость и состав расходов на развитие экономики

В условиях перехода к рыночному отношению государственное регулирование темпов и пропорций развития экономики есть оправданной. Сущность проблемы состоит в том, что, во-первых, являются области, которые без государственной помощи в условиях трансформации экономики не имеют достаточных финансовых возможностей для развития, но они существенно влияют на общее состояние развития экономики государства. Это прежде всего топливно-энергетические, агропромышленный, металлургический комплексы. Во-вторых, при переходе к рынку только за государственной поддержки могут развиваться наукоемкие и технологически сложные производства.

Необходимость государственной поддержки развития экономики в условиях Украины обусловленная еще и тем, что после провозглашения государственной независимости явилось вопрос о создании собственной экономики, поскольку народнохозяйственный комплекс Украины в условиях союзного государства был чрезмерно интегрирован и не представлял собой в значительной своей части технологически замкнутого производства. Кроме того, структура областей экономики не отвечала потребностям Украины, а была сориентирована на потребности бывшего Союза. Если к тому прибавить высокий уровень милитаризации тогдашней экономики, то значительные ассигнования, которые выделяются из бюджета на развитие народного хозяйства, станут большей частью оправданными.

 

2. Финансирование промышленности и энергетики

 

Расходы на развитие промышленности и энергетики включают такие группы расходов:

1. Расходы на топливно-энергетический комплекс:

- расходы, связанные с реструктуризацией угольной промышленности;

- удержание государственной военизированной горноспасательной службы;

- государственная поддержка угледобывающих предприятий;

- организация и регулирование деятельности в области производства ядерного топлива;

- мероприятия, связанные с выводом из эксплуатации ЧАЭС;

- мероприятия по охране объектов атомной энергетики.

2. Расходы на конверсию и развитие предприятий оборонительного и машиностроительного комплексов:

- расходы на финансирование мероприятий из конверсии предприятий оборонительного комплекса и создания новых видов гражданской продукции;

- средства на развитие отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса;

- расходы специального назначения Держкомпромполітики Украины.

3. Расходы на воспроизведение минерально-сырьевой базы:

- геологоразведочные работы, которые финансируются за счет отчислений добывающих предприятий;

- работы относительно изучения газоносності, разработка методов дегазации угольных пластов, решение проблем поиска, использование метана.

4. Расходы на другие области промышленности:

- консервация мощностей из производства трудной воды и других специальных объектов;

- расходы на реструктуризацию железорудных предприятий из подземной добычи руды.

 

 

3. Расходы на развитие агропромышленного комплекса

 

Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Украины осуществляется за такими направлениями:

- невмешательство органов исполнительной власти в выбор форм хозяйствование и хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, кроме случаев, предусмотренных законами;

- стимулирование развития частного предпринимательства;

- обеспечение субъектам хозяйствования защиты прав собственности на землю, имущество и результаты своей работы;

- государственной поддержки научных исследований относительно создания и внедрения новых экологически чистых ресурсо сохраненных технологий выращивания, углубленной переработки сельскохозяйственного сырья и изготовления из нее конкурентоспособной отечественной продукции;

- проведение закупок сельскохозяйственной продукции к государственным резервам;

- поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, инфраструктуры аграрного рынка, производства стратегически важных видов сельскохозяйственной продукции, направленных на гарантирование продовольственной безопасности государства;

 

- формирование ценового, налогового и кредитного механизмов с учетом специфики сельского хозяйства как области с сезонным характером производства, замедленным оборотом капитала и низкой нормой прибыли;

- дотування производства продукции животноводства, рыболовства и лена;

- содействие расширению отечественной сырьевой базы для производства табачных изделий, а именно введением обязательного использования выращенной и ферментированного в Украине табачного сырья в отечественных сигаретах не лицензированных марок, защищенных знаком для товаров Украины;

- объединение обязательного и добровольного страхования;

- создание условий для обеспечения кредитами сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом сезонности производства;

- содействие развития сети совещательных сельскохозяйственных служб и системы мониторинга аграрного рынка.

 

4. Финансовая поддержка малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство являть важным фактором развития и эффективного функционирования экономики. Место и роль малого предпринимательства в национальной экономике определяются тем, что оно как особый сектор рыночной экономики служит основой мелкого производства, обеспечивает быструю окупаемость затрат, широкую свободу рыночного выбора, определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП, обеспечивает насыщение рынка товарами, услугами и дополнительными рабочими местами, оказывает содействие послаблению монополизма в экономике.

Особое значение малого предпринимательства обнаруживается во время переходного периода к рыночной экономике в стимулировании развития экономической конкуренции, структурной перестройки экономики, формировании новой социальной прослойки предпринимателей-собственников, которые являются социальной подпочвой экономической реформы и обеспечивают стабильность общества и гарантии необратимости движения к рынку. О роли и возможностях малого предпринимательства убеждает опыт промышленно развитых стран, в экономике которых нему, за некоторыми показателями, належит значительное, а временами и ведущее место. На малое предпринимательство в этих странах приходится до 80-90 процентов всех предприятий, до 40-60 процентов производства валового внутреннего продукта.

Становление и развитие малого предпринимательства в Украине происходит в довольно сложных и противоречивых условиях трансформационных изменений. На сегодня в Украине существует почти 200 тысяч малых предприятий, работает близко 1 млн. предпринимателей без создания юридического лица, почти 40 тыс. фермерских хозяйств.

Всего в малом предпринимательстве занят свыше 2,7 млн. человек, или 9 процентов трудоспособного населения Украины. В то же время малое предпринимательство вырабатывает 11 процентов общего объема производства продукции (работ, услуг) в целому по Украине, которая свидетельствует об эффективнее функционировании малого бизнеса сравнительно с большой.

Не следует отвергнуть и международный аспект развития маленького и среднего предпринимательства для Украины. Уровень развития малого предпринимательства может оказывать содействие созданию положительного имиджа Украины, обеспечению эффективной рыночной экономики с целью его интеграции в европейскую и мировую экономические системы. Создание благоприятного предпринимательского климата в Украине должно стать ручательством консолидации усилий относительно усовершенствования уровня отношений и сотрудничества с донорскими организациями и участия в международных проектах. Государственная политика в этой сфере направленная на присоединение Украины к международным программам, подписание двусторонних и многосторонних межгосударственных и межведомственных соглашений относительно поддержки малого предпринимательства.

 

5. Состав расходов на образование. Расходы на подготовку кадров

 

Образование - это общественное явление, которое влияет на все сферы экономической жизни общества и есть весомым элементом на пути достижения высоких темпов экономического возрастания и благосостояния общества. Она представляет собой специфическую область сферы духовного производства, которая занимается формированием знаний и умений подрастающего поколения, его воспитанием, подготовкой кадров.

Переход к рыночному отношению в Украине ставит все высшие требования перед сферой образования, требует постоянного повышения качественного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки каждого работника. Образование имеет значительное влияние на воспроизведение рабочей силы. Это прежде всего влияние на улучшение качества рабочей силы, его способности своевременно приспособиться к новым требованиям, которые ставит рынок. Ведь возрастание образовательного уровня рабочих есть существенной предпосылкой лучшей их адаптации к работе в условиях ускоренного развития науки, техники и современных технологий. Развитие творческого потенциала работника, который зависит от системы общего и профессионального образования, повышение квалификации, переподготовка кадров есть существенными факторами возрастания производительности работы, а также экономического возрастания государства.

Расходы на образование осуществляются за такими группами учреждений и мероприятий:

1. Дошкольное образование

2. Общее среднее образование

3. Учебные заведения для граждан, которые требуют социальной помощи и реабилитации

4. Внешкольное образование

5. Профессионально-техническое образование

6. Высшее образование

7. Последипломное образование

8. Другие учреждения и мероприятия в области образования

В современных условиях хозяйствования уровень квалификации специалистов есть одним из важнейших факторов, которые влияют на экономическое и социальное развитие страны. Становление в Украине рыночного отношения, теснее интеграция страны с мировой экономической системой связанные с необходимостью изменений в профессиональной структуре занятого населения, прежде всего специалистов высшей и средней квалификации.

Среди факторов, которые влияют на уровень затрат на подготовку кадров, можно выделить: состояние экономического развития страны, количество специалистов, которых надо подготовить в высших и средних учебных заведениях, то есть потребность областей экономики в специалистах.

 

6. Расходы на общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дошкольные учреждения

 

Размер затрат на удержание школ определяется сметой доходов и расходов. Исходной базой для определения размера ассигнований за основными статьями сметы школы есть количество учеников и классов. их отображают в смету на две даты: на 1 января и 1 сентября планового года. Количество учеников и классов на 1 января берут за фактическим состоянием на последнюю отчетную дату Количество учеников на І сентября планового года определяют соответственно плану приема и выпуска учеников, а количество детей что пойдут в школу в следующем учебном году, - по данным специального учета, который ведет школа.

Конкретную величину заработной платы педагогического работника рассчитывают, исходя из ставки заработной платы и фактического объема педагогической работы, доплат и надбавок.

Учебная погрузка между учителями, преподавателями и другими педагогическими работниками распределяет руководитель учреждения в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, которые сложились в школе. Объем учебной и другой педагогической работы для учителя по основному месту работы предельными размерами не ограничивается.

Пруду заработной платы каждого учителя определяют по тарификационному списку. На его основе рассчитывают среднюю ставку заработной платы для групп классов. Для этого месячный фонд заработной платы учителей для каждой группы классов, указанной в тарификационном списке, делят на соответствующее количество педагогических ставок.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и наставительно-вспомогательного персонала рассчитывают, исходя из типичных штатов, которые утверждаются в установленном порядке, и должностных окладов.

Школа-интернат - это учебно-воспитательное учреждение, которое предоставляет помощь в обучении и воспитании детей семьям, которые не имеют для этого надлежащих условий. Эти учреждения оказывают содействие реализации потребностей общества и государства в общем среднем образовании соответственно интересам, способностей и наклонов личностей.

Должностные оклады руководящих работников общеобразовательных школ-интернатов повышаются на 0,4 минимальной заработной платы; школ-интернатов для детей и подростков, которые имеют недостатка в физическом или умственном развитии, требуют особых условий воспитания или продолжительного лечения, школ-интернатов для детей-сирот, и детей, которые осталось без заботы родителей, - на 0,66 минимальной заработной платы; детских домов-интернатов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, которые осталось без заботы родителей, с контингентом детей, которые имеют недостатка в физическом или умственном развитии, с задержкой психического развития - на 1,33 минимальной заработной платы.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для ее получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется Конституцией Украины и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство предоставляет всестороннюю помощь семьи в развития, воспитании и обучение ребенка; обеспечивает доступность и безвозмедность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях в границах государственных требований к содержанию, уровня и объема дошкольного образования; проявляет заботу о сохранении и укреплении здоровья, психологическое и физическое развитие детей; оказывает содействие развитию и сохранению сети дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм

собственности.

Дошкольное образование есть обязательной первичной составной частью системы беспрерывного образования в Украине.

 

7. Расходы на научно-исследовательские работы

 

В современных условиях наука становится непосредственно производственной силой, главным условием развития научно-технического прогресса и возрастание на его основе эффективности общественного производства.

В Украине действует широкая сеть научных учреждений, ее центром с Национальная академия наук Украины (НАН Украины). Все научно-исследовательские организации имеют общенаучный и отраслевой профили. Научно-исследовательские организации общенаучного профиля находятся в ведении НАН Украины и занимаются разработкой теоретических проблем, которые имеют общегосударственное значение. К отраслевым принадлежат научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, подчиненные разным министерствам и ведомствам, которые занимаются разработкой проблем прикладного характера.

Реализация приоритетных направлений развития науки и техники осуществляется через систему государственных научных и научно-технических программ, а также государственный заказ на научно-техническую продукцию.

Формирование перечня государственных научных и научно-технических программ обеспечивается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере научной и научно-технической деятельности.

Приоритетные направления развития науки и техники и их обоснование подаются Кабинетом Министров Украины к Верховной Раде Украины каждые пять лет к первому марту последнего года действия предшествующих приоритетных направлений развития науки и техники.

Кабинет Министров Украины на основании утвержденных Верховной Радой Украины приоритетных направлений развития науки и техники организовывает разработка государственных научных и научно-технических программ в порядке, определенному законодательством Украины.

 

Литература

Основная:

1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.

 

Дополнительная:

1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.)

2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с.

3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр.

4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с.

5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с.

6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с.

7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с.

9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с.

10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7 Система расходов бюджета | Тема 9 Расходы бюджета на социальную защиту населения и социальную сферу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.