Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 Расходы бюджета на социальную защиту населения и социальную сферу

1. Система расходов на социальную защиту населения

2. Государственная социальная помощь семьям с детьми и малообеспеченным семьям

3. Другие расходы бюджеты на социальную защиту населения

4. Пенсионное обеспечение в Украине

5. Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи

6. Расходы на удержание домов-интернатов для стариков и инвалидов

7. Другие расходы на социальное обеспечение

8. Финансовое обеспечение расходов на охрану здоровья и физическую культуру

 

  1. Система расходов на социальную защиту населения

 

Важным показателем, который характеризует деятельность государства в условиях рыночной экономики, есть удельный вес совокупных затрат государства в валовом внутреннем продукте. Этот показатель определяет место государства в системе рыночного отношения и определенной мерой тип рыночной модели страны. Самая же структура расходов государства и их частица в ВВП есть индикаторами приоритетности той или другой функции государства. На сегодня наибольший удельный вес в бюджетах демократических государств имеют расходы на социальные потребности, которые свидетельствует об исключительной роли социальной функции государства.

В Украине расходы на социальные целые составляют свыше 50 процентов сведенного бюджета. Наибольший удельный вес в расходах на социальные целые составляют расходы на социальную защиту населения.

На основе социальных стандартов должны определяться размеры основных социальных гарантий, минимальных размеров заработной платы и пенсии по возрасту, других видов социальных выплат и помощи.

Формирование государственных социальных стандартов и нормативов следует осуществлять за такими принципами:

- обеспечение определенных Конституцией Украины социальных прав и государственных социальных гарантий достаточного жизненного уровня для любого;

- законодательного установления важнейших государственных социальных стандартов и нормативов;

- дифференцированного за социально-демографическими признаками подхода к определению нормативов;

- научной обоснованности норм потребления и обеспечение;

- социального партнерства; гласности и общественного контроля при их определении и применении;

- учет требований норм международных договоров Украины в сфере социальной защиты и трудовых отношений;

- постоянный государственный мониторинг в сфере применения и финансового обеспечения государственных социальных стандартов и нормативов.

 

2. Государственная социальная помощь семьям с детьми и малообеспеченным семьям

 

В Украине государство устанавливает гарантированный уровень материальной поддержки семей с детьми путем предоставления государственной денежной помощи с учетом состава семьи, его доходов и века детей, который направлен на обеспечение приоритета государственной помощи семьям с детьми в общей системе социальной защиты населения.

Граждане Украины, в семьях которых воспитываются и проживают несовершеннолетние дети, имеют право на государственную помощь в случаях и при условиях, предусмотренных законом.

Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, а также лица, которые получили статус беженца, имеют право на государственную помощь наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных законом или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины.

Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми и перечень документов, необходимых для назначения помощи, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Соответственно этому назначаются такие виды государственной помощи семьям с детьми:

- помощь в связи с беременностью и родами;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- помощь по уходу за ребенком к достижению ею трехлетнего века;

- помощь на детей, которые находятся под опекой или заботой;

- помощь малообеспеченным семьям с детьми.

Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и объединение граждан за счет собственных средств могут вводить дополнительные виды помощи и устанавливать доплаты к государственной помощи семьям с детьми.

Социально-экономические превращения в государстве, которые направленные на формирование многоукладной экономики на рыночной основе, послужили причиной значительного снижения уровня жизнь население, которое обусловило потребность в внедрении нового вида помощи, который направлен на поддержку малообеспеченных семей. Особенностями новой социальной помощи было определено, что она, во-первых, есть целевой, то есть будет предоставляться тем, кто требует ее наибольшее, тем, кто имеет низкий доход. Во-вторых, внедрены предоставления помощи не конкретному лицу, а семьям - именно малообеспеченная семья будет находиться в центре внимания при выяснении нуждаемости.

 

3. Другие расходы бюджеты на социальную защиту населения

 

Одним из путей обеспечения адресной социальной поддержки наименее защищенных семей и граждан в условиях постепенного повышения частицы покрытие населением себестоимости жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей есть реализация Программы жилых субсидий.

Индексация - это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов граждан, который дает возможность частично или полностью возместить им подорожание потребительских товаров и услуг. Индексация есть частью государственной системы социальной защиты граждан, направленной на поддержание покупательной способности их денежных доходов.

Для индексации денежных доходов населения используется индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги. Такой индекс вычисляется на основании статистических наблюдений за изменением цен в розничной торговле, на рынках и т.п. и не более поздний 10 числа месяца, который наступает за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, которые получаются ими в гривнах на территории Украины и не имеют разового характера: пенсии; социальная помощь (семьям с детьми, из безработицы, временной нетрудоспособности и т.п.); стипендии; оплата работы (денежное обеспечение); суммы возмещения вреда, причиненной работнику увечьем или другим повреждением здоровья, а также суммы, которые выплачиваются лицам, которые имеют право на возмещение вреда в случае потери кормильца и т.п.

 

 

4. Пенсионное обеспечение в Украине

 

Пенсионное обеспечение всегда играло заметную роль в деятельности любого государства. С принятием законов Украины "О пенсионном обеспечении", "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел", "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы", "О государственной службе" и ряды других законодательств практически завершился процесс создания единой всеобъемлющей системы пенсионного обеспечения в Украине.

Пенсионное обеспечение в Украине - это государственная система, которая с главной составной системы социальной защиты населения. Реализацию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения осуществляет Министерство работы и социальной политики и Министерство финансов Украины. Управление финансами пенсионного обеспечения осуществляет Пенсионный фонд Украины, а оборот средств в пенсионной системе происходит через банковские учреждения и отделение связи.

Система охватывает всех неработоспособных граждан преклонного века, инвалидов, лиц, которые утратило кормильца, выплаты которым проводятся в форме пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, компенсационных выплат, дополнительных пенсий.

Средства на реализацию Государственной пенсионной программы формируются за счет поступлений от:

- обязательных взносов предприятий, учреждений, организаций;

- обязательных взносов граждан;

- дополнительного и специального собрания;

- средства государственного бюджета;

- других поступлений.

 

5. Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи

 

Социальная защита лишенных семейного воспитания детей осуществляется в Украине специальными учреждениями - приютами для несовершеннолетних. Создание этих учреждений предусмотрен Законом Украины "Об органах и службах в делах несовершеннолетних и специальные учреждения для несовершеннолетних", а деятельность их регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении типичного положения о приюте для несовершеннолетних и служб в делах несовершеннолетних" от 09.06.97 г. № 565.

Приют для несовершеннолетних - это учреждение социальной защиты, созданный для временного пребывания в нем несовершеннолетних детей веком от 3 до 18 лет. Дети, которые попадают - приюта, получают необходимую медпомощь, обеспечиваются одеждой и питанием.

Во время пребывания детей в приюте изучается их психологическое состояние, условия жизни и воспитание в семьи, индивидуальные особенности развития, причины оставления ними школы, бегства из семьи и т.п.. Находясь в приюта, дети могут посещать школу, привлекаться к работе в приюта.

Работники приютов проводят работу из установления лица несовершеннолетнего. Если лицо ребенка в конце концов установлен, принимается решение про его дальнейшую судьбу: приют извещает родителям о местонахождении ребенка или ставит вопросы относительно лишения родителей родительских прав, привлечение их к административной или уголовной ответственности. Таким образом, приюты для несовершеннолетних есть необходимыми теперь учреждениями социальной защиты несовершеннолетних, возвращение их к нормальной жизни.

Расходы на централизованные молодежные мероприятия осуществляются на основании Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодые", а также Указа Президента Украины, которыми были утвержденные национальные, государственные программы относительно реализации государственной политики по вопросам положения молодые, семьи и детей. К таким программам принадлежат: Национальная программа планирования семьи; Национальная программа "Украинская семья"; Программа предотвращения торговли женщинами и детьми. Расходы на осуществление централизованных молодежных мероприятий составляют ежегодно около 75 процентов затрат государственного бюджета.

 

6. Расходы на удержание домов-интернатов для стариков и инвалидов

 

Финансирование затрат на удержание домов-интернатов для стариков и инвалидов осуществляется за счет средства местных бюджетов. Особенности финансирования этих учреждений обусловленные спецификой их финансово-хозяйственной деятельности. В этих учреждениях старые люди и инвалиды находятся на полном государственном обеспечении: получают питание, одежда, обувь и прочие вещи первой потребности, пользуются медицинскими и культурно-образовательными услугами.

Эта категория граждан получает часть предназначенной им пенсии. Так, одиноким пенсионерам, которые проживают в домах-интернатах для стариков и инвалидов, выплачивается 25 процентов от предназначенной пенсии, но не менее чем 20 процентов от минимальной пенсии по возрасту на месяц. В том случае, если размер их пенсии превышает стоимость удержания в этих домах-интернатах, выплачивается сумма разности между пенсией и стоимостью удержания, но не менее чем 25 процентов от предназначенной пенсии и не менее чем 20 процентов от минимальной пенсии по возрасту на месяц.

Если у пенсионера, который проживает в доме-интернате для стариков и инвалидов, являются нетрудоспособные члены семьи, которые находятся на его содержании, то пенсия выплачивается в таком порядке: 25 процентов, но не менее чем 20 процентов от минимальной пенсии по возрасту получает сам пенсионер, а другая часть пенсии, но не более чем 50 процентов от предназначенной, выплачивается указанным членам семьи.

 

Финансирование домов-интернатов осуществляется в границах сумм, утвержденных за сметами доходов и расходов. Объем расходов этих учреждений зависит от производственных показателей (количество кроватей, количество дней функционирования 1 кровати, внешняя кубатура зданий и сооружений, внутренняя площадь помещений и т.п.) и норм расходов. Затраты на заработную плату обслуживающего персонала определяются по штатной росписи, типичными штатами и прудами заработной платы, которые устанавливаются в тарификационном списке. Затраты на другими категориями расходов (на медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, приобретение оборудования и инвентаря, приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, других материалов и предметов, оплату услуг по удержанию домов-интернатов, оплату коммунальных услуг и энергоносителей и т.п.) определяются в такому же порядка, как и за учреждениями здравоохранения.

В домах-интернатах для людей преклонного века и инвалидов могут создаваться и функционировать подсобные хозяйства и мастерские, доходы которых будут использоваться на улучшение культурно-бытовых условий пенсионеров. На финансирование домов-интернатов могут направляться другие внебюджетные средства, добровольные пожертвования предприятий, организаций и учреждений разных форм собственности, граждан, средство благотворительных фондов и т.п..

 

7. Другие расходы на социальное обеспечение

 

Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения, осуществляется в границах ассигнований, определенных в государственном бюджете на эту цель за соответствующими направлениями в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

С целью оптимизации объемов расходов на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, а также учитывая ограниченность средств на финансирование указанных мероприятий и с целью избежания увеличение задолженности из социальных выплат гражданам, которые пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы, необходимо осуществить такие мероприятия:

- ускорить принятия Концепции защиты население Украины в связи с Чернобыльской катастрофой и уточнение, исходя из требований этой концепции, статуса территорий, которые могут быть отнесенные к зонам радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, и вместе с тем перечня населенных пунктов, отнесенных к этим зонам;

- усовершенствовать действующее теперь законодательство по вопросам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. В частности внести изменения и дополнение к Закону Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы" с целью приведения в порядок выплат компенсаций и предоставление льгот гражданам, которые наиболее пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы (инвалидам и потерпевшим детям).

Важными социальными расходами бюджета являются расходы на мероприятия, связанные с возвращением крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые было незаконно депортировано из Украины, денежная помощь беженцам и удержание пунктов временного размещения беженцев. Для обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые возвратилось в Украину, осуществляется строительство жилья, электросетей, водопроводов, газопроводов, путей, учреждений культуры, образования, здравоохранения. Основанием для осуществления такой деятельности есть Постановление Кабинета Министров Украины от 18.03.96 г. № 331 "Об осуществлении мероприятий по решению социально-экономических, этнических и гуманитарных проблем в Автономной Республике Крым", которым утверждена "Программа первоочередных мероприятий по расселению и обустройства крымских татар и лиц других национальностей, которые возвратилось и проживают в АРК".

 

8. Финансовое обеспечение расходов на охрану здоровья и физическую культуру

 

Забота о здоровье людей - одна из важнейших социальных функций государства. Право на медпомощь закреплено в Конституции Украины. Оно гарантировано безвозмездной медпомощью, которая предоставляется гражданам, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья, развитием и усовершенствованием техники безопасности, производственной санитарии, проведением профилактических мероприятий и мероприятий из оздоровления окружающей среды.

Основы законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, организационные, экономические и социальные основы здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой области с целью обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранение факторов, которые ухудшают их здоровье, предупреждение и снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшение наследственности.

В государственной системе здравоохранения в последние годы ощутимый дефицит средства. Бюджетное финансирование лечебно-профилактических мероприятий осуществляется в ограниченных размерах, которые значительно усложняет их функционирование. За многими направлениями лечебной и профилактической деятельности медпомощь есть платной. Происходит нерегулированное и неконтролируемое роста цен на медицинские услуги. Распространяется неофициальный рынок предоставления медпомощи.

В результате обостряются проблемы медицинского обслуживания населения. Они могут превратиться на источник острого социального напряжения и требуют большого внимания со стороны государства. Медицинское обслуживание населения может развиваться, ориентируясь на страховые принципы предоставления медпомощи.

Сегодня финансирование здравоохранения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, бюджетов местного самоуправления, фондов медицинского страхования, благотворительных фондов и любых других источников, не запрещенных законодательством.

В соответствии с бюджетной классификацией к расходам на физическую культуру и спорт принадлежат:

1. Финансирование мероприятий из физической культуры и спорта

2. Финансовая поддержка общественных организаций

Мероприятия по физической культуре и спорту финансируются за счет государственного, местных бюджетов, средства профессиональных союзов, добровольных спортивных обществ, благотворительных взносов и пожертвований.

 

Литература

Основная:

1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.

 

Дополнительная:

1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.)

2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с.

3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр.

4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с.

5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с.

6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с.

7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с.

9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с.

10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8 Расходы бюджета на экономическую деятельность государства и науку | Тема 10 Расходы бюджета на оборону и управление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.