Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Роль психологических воздействий в воспитании




► Воздействие — это целенаправленный перенос движения, информа­ции или других материальных агентов от одного участника взаимодей­ствия к другому.

Во взаимодействии возможен физический контакт, передающий импульс движения (например, физическое прикосновение), и дис­тантный, при котором информация сообщается в виде сигналов, имею­щих определенный смысл. Судить о значимости тех или иных воз­действий можно по тому, как изменяются эмоциональные состояния или поведение человека.

Соответственно и воспитание — это такие взаимоотношения, ко­гда педагог влияет на воспитанника с помощью различных воздейст­вий, а тот, в свою очередь, отвечает изменениями на те из них, кото­рые являются для него значимыми.

Психологическое воздействие направлено на изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности. При воспитании, со­действующем психическому здоровью и самоактуализации, должны реа­лизоваться психологические воздействия, помогающие формированию у школьника высоких нравственных качеств, творческого самосозна­ния, стремления к постоянному личностному росту. Но это происходит далеко не в каждом случае.

Психологи выделяют три типа стратегий психологического воз­действия, зависящих от специфики теоретических подходов.

Исторически первой является объектная (реактивная) страте­гия, согласно которой психика человека — пассивный объект воздей­ствия окружающего и его продукт. Данную точку зрения отстаивали представители бихевиоризма. По их мнению, если создать нужные условия, предусмотреть факторы влияния, можно механическим пу­тем, тренировкой развить нравственные качества. Более того, у ребенка следует сформировать навык нравственного поведения, кото­рый он проявит потом в той или иной ситуации.

Бихевиористы, описывая поведение, пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляю­щие;

- целевой компонент (из чего человек исходит);

- отношение к объекту (как средство достижения цели);

- избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рациональным путем).

Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступ­ков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в кото­рых оказывается дети и взрослые.

Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформой им­перативной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога.

Г. А. Ковалев описывает манипулятивную и развивающую стратегии. При первой ребенок видится существом пассивным, «страдательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вылепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объект­ным, а стратегия – монологичной.

Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверж­дается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущ­ностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, де­струкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью автори­тетов и манипулирования.

Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофйлософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролиро­вать как себя, так и других». По его мнению, существуют 8 типов ма­нипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность:

1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается приказывать, сломить волю другого, постоянно дает поручения.

2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь заставляет других делать все за себя. Может притвориться больным, интеллигентным, брошенным, обиженным и пр.

3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролировать их жизнь, обсуждать ее. Хитрец, шантажист, аферист.

4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость, поэтому якобы забывает что-то, не высказывается, очень мнителен и конформен.

5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, промахи, мстит.

6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен, преувеличивает свою заботу о других, тем самым не дает инициативы другому.

7. Хулиган. Управляет другими посредством своей агрессивности, недоброжелательности и угроз. Окружающие его боятся.

8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, занудством, морализаторством.

Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, можно управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедующие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххабиты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авторитеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр.

Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), внушении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутреннего цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке.

Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников.

Характер психологических воздействий ярко проявляется в авто­ритете взрослых.

Авторитет (от лат. autoritas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), йользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который цризнает за ним право принимать ответственные решения и изме­нять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подра­жания.

Вместе с тем авторитет бывает и ложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей:

Авторитет подавления заключается в том, что послушание ре­бенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия ис­ключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоя­тельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, ко­торого ребенок боится.

Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодей­ствии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется дела­ми сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других.

Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особен­ности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благопо­лучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия на детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают их игнорировать.

Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, да­ваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены.

Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка.

Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за грани­цу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за возна­граждение.

А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «руба­хи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания раз­вивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.