КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос Роль психологических воздействий в воспитании
► Воздействие — это целенаправленный перенос движения, информации или других материальных агентов от одного участника взаимодействия к другому. Во взаимодействии возможен физический контакт, передающий импульс движения (например, физическое прикосновение), и дистантный, при котором информация сообщается в виде сигналов, имеющих определенный смысл. Судить о значимости тех или иных воздействий можно по тому, как изменяются эмоциональные состояния или поведение человека. Соответственно и воспитание — это такие взаимоотношения, когда педагог влияет на воспитанника с помощью различных воздействий, а тот, в свою очередь, отвечает изменениями на те из них, которые являются для него значимыми. Психологическое воздействие направлено на изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности. При воспитании, содействующем психическому здоровью и самоактуализации, должны реализоваться психологические воздействия, помогающие формированию у школьника высоких нравственных качеств, творческого самосознания, стремления к постоянному личностному росту. Но это происходит далеко не в каждом случае. Психологи выделяют три типа стратегий психологического воздействия, зависящих от специфики теоретических подходов. Исторически первой является объектная (реактивная) стратегия, согласно которой психика человека — пассивный объект воздействия окружающего и его продукт. Данную точку зрения отстаивали представители бихевиоризма. По их мнению, если создать нужные условия, предусмотреть факторы влияния, можно механическим путем, тренировкой развить нравственные качества. Более того, у ребенка следует сформировать навык нравственного поведения, который он проявит потом в той или иной ситуации. Бихевиористы, описывая поведение, пытались найти его движущие силы. В нем различались некоторые составляющие; - целевой компонент (из чего человек исходит); - отношение к объекту (как средство достижения цели); - избирательность (выбор средств, ведущих к цели наиболее рациональным путем). Эти продуктивные идеи необходимо учесть при анализе поступков детей, а также различных коммуникативных ситуаций, в которых оказывается дети и взрослые. Однако именно бихевиоризм стал теоретической платформой императивной стратегии воспитания. Ее основные функции — контроль над поведением и установками человека и их подкрепление. Одним из главных воздействий является принуждение и подавление воли ребенка во что бы то ни стало: воспитанник обязан беспрекословно выполнять требования педагога. Г. А. Ковалев описывает манипулятивную и развивающую стратегии. При первой ребенок видится существом пассивным, «страдательным». Если умело на него воздействовать, из него «можно вылепить что угодно». По сути дела, такой подход также является объектным, а стратегия – монологичной. Считается, что манипулятивная стратегия теоретически подтверждается психоанализом. 3. Фрейд и его последователи полагали сущностью природы человека инстинкты. Проявляясь в агрессии, деструкции, оговорке, они противоборствуют социальным санкциям и запретам. Человек — существо биологическое, а потому злое и аморальное. Эти качества исправляются только с помощью авторитетов и манипулирования. Как писал Э. Шостром, «манипуляция — это псевдофйлософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других». По его мнению, существуют 8 типов манипулятора, стремящегося подчинить себе взаимодействующую с ним личность: 1. Диктатор. Преувеличивает свою силу и власть, пытается приказывать, сломить волю другого, постоянно дает поручения. 2. Прилипала. Преувеличивает свою зависимость, исподволь заставляет других делать все за себя. Может притвориться больным, интеллигентным, брошенным, обиженным и пр. 3. Калькулятор. Постоянно хочет знать про всех все, контролировать их жизнь, обсуждать ее. Хитрец, шантажист, аферист. 4. Жертва диктатора (тряпка). Преувеличивает свою зависимость, поэтому якобы забывает что-то, не высказывается, очень мнителен и конформен. 5. Судья. Излишне критичен, никому не верит, собирает улики, промахи, мстит. 6. Защитник. Постоянно подчеркивает поддержку, снисходителен, преувеличивает свою заботу о других, тем самым не дает инициативы другому. 7. Хулиган. Управляет другими посредством своей агрессивности, недоброжелательности и угроз. Окружающие его боятся. 8. Славный парень. Надоедает добротой, квазизаботливостью, занудством, морализаторством. Проникая в самые потаенные механизмы психики человека, можно управлять ею как угодно, причем даже вопреки желаниям самого индивида. Следовательно, подобная стратегия опасна, поскольку зомбирует людей и предписывает им поступать определенным образом. Ее активно используют многие группы. Это скинхеды, исповедующие бредовые идеи о национальном превосходстве людей; ваххабиты, считающие ислам лучшей религией в мире; криминальные авторитеты, вовлекающие несовершеннолетних в преступления, и пр. Манипулятивная стратегия строится на вытеснении (страхов), внушении (это необходимо сделать) и подавлении совести как внутреннего цензора или стремления к саморазвитию. Развивающая основана на другом — на вере в конструктивное, активное начало в человеке. Это диалогическое направление, оно базируется на личностном подходе во взаимодействии педагогов и воспитанников. Характер психологических воздействий ярко проявляется в авторитете взрослых. Авторитет (от лат. autoritas — «власть», «влияние») означает, что родитель (или человек, обладающий в глазах детей значимостью), йользуясь своей властью или статусом, влияет на ребенка, который цризнает за ним право принимать ответственные решения и изменять поведение. Такой взрослый (родитель или учитель) наделяется идеальными нравственными чертами, что создает эталон для подражания. Вместе с тем авторитет бывает и ложным, т. е. он держится на ложных основаниях, а потому недолговечен. Существует несколько его разновидностей: Авторитет подавления заключается в том, что послушание ребенка достигается путем прямого насилия над ним. Воздействия исключают совместную деятельность; запреты, оскорбления, угрозы и т. п. провоцируют хитрость, уход от ответственности, несамостоятельность. Чаще всего такая функция принадлежит главе семьи, которого ребенок боится. Авторитет расстояния проявляется в периодическом взаимодействии родителя и ребенка. Время от времени отец интересуется делами сына, но чаще тогда, когда мать рассказывает о его проступках. В этом случае ребенок стремится отгородить свой мир от других. Авторитет чванства. Родители убеждают детей в своей «особенности». Уважение и любовь, таким образом, вызывает не сами отец и мать, а их эфемерная «важность». Наиболее действенным образом влияют не они со своими слабостями и силой, а временное благополучие. Как только родители оказываются «как все», их воздействия на детей не дают эффекта. С ними перестают считаться и начинают их игнорировать. Авторитет педантизма. Его специфика в том, что указания, даваемые родителями, должны быть неукоснительно выполнены. Авторитет резонерства сказывается в бесконечном увещевании и морализировании. В итоге образуется смысловой барьер: ребенок слушает, но не слышит («в одно ухо влетает, а в другое вылетает»), отвлекается, ему надоедает бесконечная нудная проработка. Авторитет подкупа отличается тем, что все воздействия чем-то сопровождаются — обещаниями за хорошую учебу поехать за границу, купить компьютер. Происходит взаимный обмен: учеба за вознаграждение. А. С. Макаренко указывает на авторитет дружбы, доброты, «рубахи-парня». Все это однобоко, поскольку в процессе воспитания развивает императивные или манипулятивные стратегии, которые, в свою очередь, и стимулируют появление ложных авторитетов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |