КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос психологические условия способствующие эффективности методов воспитания
1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать возрастные и психологические особенности детей. Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к преобладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки несдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны. Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается: ♦ самого себя (подросток занимается самовоспитанием); ♦ сверстников (они воспринимаются как референтная группа); ♦ взрослых (происходит переоценка их влияния на личность подростка, и только обладающие значимостью оказывают положительное воздействие). Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориентируясь на мнение ровесников. Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок в воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеждать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоциональная напряженность становится минимальной. 2. Следует организовывать совместную деятельность, предполагающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Например, старшие дети могут шефствовать над учащимися начальной школы, провожая их в бассейн. Совместная деятельность может быть различной: сочинение сказок, участие в спектаклях, играх, делах и пр. 3. Необходимо сформировать способы нравственного поведения учащихся по отношению к другим людям. Если деятельность общественно значима и видны ее результаты, а школьник понимает их необходимость, возникает обязательность и ответственность. 4. Необходима атмосфера увлеченности, чтобы совместная деятельность оказалась значимой. Например, подростки, участвующие в археологических экспедициях или десантах по местам воинских захоронений, заражаются вместе со взрослыми одной страстью — познать историю, или же они объединены памятью о трагических событиях войн. Педагог создает такую деятельность, которая соответствует потребностям детей и их активности в ее осуществлении. Здесь востребованными становятся оценки, даваемые учащимися самими себе. 5. Не менее важной является адекватность требований, предъявляемых педагогом, уровню саморазвития и самовоспитания школьников. 6. Воздействия педагога должны быть гуманными, щадить самолюбие ребенка, не травмировать его и соответствовать ведущим психическим функциям. Это означает, что с детьми дошкольного возраста воздействия чаще всего осуществляются в игровых формах; они более эмоциональны, поскольку нравственные принципы в этом возрасте осмыслить еще трудно. Когда же младший школьник обретает некий нравственный опыт, психологические воздействия педагога опираются на это, на память ребенка. У подростка ведущая функция — мышление; следовательно и педагогические воздействия должны быть построены на размышлении и рефлексии, чтобы «провоцировать» самовоспитание, имеющее существенное значение для развития личности. ► Самовоспитание — преднамеренная деятельность человека, преследующая целью его совершенствование. Оно не должно отклоняться от общественных норм, быть социально полезным. Самовоспитание складывается из: ♦ самопознания; ♦ отношения к себе; ♦ саморегуляции. Сфера самопознания — это: 1) самооценка; 2) самонаблюдение; 3) самокритика; 4) локус контроля (за чем должен наблюдать школьник в себе самом Сфера отношения к себе — это: 1) самочувствие; 2) самолюбие; 3) честолюбие; 4) самоуверенность; 5) скромность; 6) наглость; 7) достоинство. Саморегуляция — это: 1) сдержанность; 2) самообладание; 3) самоконтроль; самодисциплина.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |