Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос психологические условия способствующие эффективности методов воспитания




1. Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать воз­растные и психологические особенности детей.

Например, одна из главных черт подростка — чувство взрослости. Оно появляется при бурном половом созревании, что приводит к пре­обладанию возбуждения над торможением. Поэтому подростки не­сдержанны, импульсивны, эмоционально неуравновешенны.

Это чувство бывает 3-х типов. Оно касается:

самого себя (подросток занимается самовоспитанием);

сверстников (они воспринимаются как референтная группа);

взрослых (происходит переоценка их влияния на личность подростка, и только обладающие значимостью оказывают положительное воздействие).

Подросток стремится к познанию, поэтому многим интересуется. Он хочет сохранить свою независимость, быть значимым в глазах сверстников. Стремится овладеть молодежной субкультурой, ориен­тируясь на мнение ровесников.

Знание этих особенностей позволит педагогу избежать ошибок в воспитании: не морализировать, использовать яркие примеры, убеж­дать, но не принуждать и реже прибегать к наказанию. Необходимо развивать мотивы поведения, а воздействовать лучше, когда эмоцио­нальная напряженность становится минимальной.

2. Следует организовывать совместную деятельность, предполагающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь. Например, старшие дети могут шефствовать над учащимися начальной школы, провожая их в бассейн. Совместная деятельность может быть различной: сочинение ска­зок, участие в спектаклях, играх, делах и пр.

3. Необходимо сформировать способы нравственного поведения учащихся по отношению к другим людям. Если деятельность общественно значима и видны ее результаты, а школьник понимает их необходимость, возникает обязательность и ответственность.

4. Необходима атмосфера увлеченности, чтобы совместная деятельность оказалась значимой. Например, подростки, участвующие в археологических экспедициях или десантах по местам воинских захоронений, заражаются вместе со взрослыми одной страстью — познать историю, или же они объединены памятью о трагических событиях войн.

Педагог создает такую деятельность, которая соответствует по­требностям детей и их активности в ее осуществлении. Здесь востре­бованными становятся оценки, даваемые учащимися самими себе.

5. Не менее важной является адекватность требований, предъявляемых педагогом, уровню саморазвития и самовоспитания школьников.

6. Воздействия педагога должны быть гуманными, щадить само­любие ребенка, не травмировать его и соответствовать ведущим пси­хическим функциям. Это означает, что с детьми дошкольного возрас­та воздействия чаще всего осуществляются в игровых формах; они более эмоциональны, поскольку нравственные принципы в этом воз­расте осмыслить еще трудно.

Когда же младший школьник обретает некий нравственный опыт, психологические воздействия педагога опираются на это, на память ребенка. У подростка ведущая функция — мышление; следовательно и педагогические воздействия должны быть построены на размыш­лении и рефлексии, чтобы «провоцировать» самовоспитание, имею­щее существенное значение для развития личности.

► Самовоспитание — преднамеренная деятельность человека, преследующая целью его совершенствование.

Оно не должно отклоняться от общественных норм, быть соци­ально полезным. Самовоспитание складывается из:

♦ самопознания;

♦ отношения к себе;

♦ саморегуляции.

Сфера самопознания — это:

1) самооценка;

2) самонаблюдение;

3) самокритика;

4) локус контроля (за чем должен наблюдать школьник в себе самом
и в каком направлении ему следует двигаться дальше).

Сфера отношения к себе — это:

1) самочувствие;

2) самолюбие;

3) честолюбие;

4) самоуверенность;

5) скромность;

6) наглость;

7) достоинство.

Саморегуляция — это:

1) сдержанность;

2) самообладание;

3) самоконтроль;

самодисциплина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.