КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура интеллекта
Эксплицитные теории интеллекта Имплицитные теории интеллекта Это совокупность обыденных или житейских представлений об интеллекте. Стернберг задавал людям вопрос: «Чем отличается умный человек от глупого». В результате этого массового опроса он выделил 3 фактора интеллекта: вербальный фактор (уровень развития вербальных способностей у человека), фактор решения проблем (способность человека решать различные задачи или чисто житейские проблемы), фактор социальной компетенции (способность грамотно общаться с другими людьми, оказывать на них влияние, умение гармонично строить отношение с другими людьми). Эти исследования были проверены, и факторы подтвердились. Отличия наблюдались в степени значимости этих факторов: у американцев на первом месте стоит фактор решения проблем, у японцев и финнов – фактор социальной компетенции. Т.о. в рамках имплицитных теорий выделилось 2 составляющие интеллекта: предметный или проблемный интеллект и социальный интеллект. 1. Априорные теории. Основой теорий являются не эмпирические данные, а научные догадки автора (Гилфорд, Кетелл). 2. Апостериорные теории основаны на эмпирическом материале и основаны на результатах эмпирического обобщения (Спирмен, Терстоун). Однозначного определения понятия «интеллект» в психологии не существует. Выделяют 3 различных подхода к определению интеллекта: j Интеллект – это один из видов приобретения знаний (Полони). Интеллект отождествляется с обучаемостью. j Интеллект – это применение знаний при решении различных жизненных задач (Пиаже). j Интеллект – это общая способность к приспособлениям к новым жизненным условиям (Штерн). Эти определения взаимодополняют друг друга. Попытку обобщить все эти 3 подхода предпринял Векслер. Он определял интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Дружинин определяет интеллект как способность, определяющая общую успешность адаптации человека к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действий, т.е. в уме, при доминирующей роли сознания над бессознательным. В психологии нет единства знаний по этому вопросу. Структурные модели интеллекта: ü Двухфакторная теория интеллекта Спирмена. Все интеллектуальные тесты (ментальные тесты) в действительности измеряют одну базовую интеллектуальную способность. Это базовая способность или G-фактор. Его функцию выполняет уровень ментальной или умственной энергии, присущий конкретному человеку. Успешность любого интеллектуального акта или любой интеллектуальной работы определяют 2 фактора: общий G-фактор или генеральный фактор и специфический фактор или S-фактор. S-факторы специфичны для каждого вида деятельности. Успешность выполнения деятельности зависит от комбинации G-фактора и S-фактора. G-фактор максимально полно проявляется при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальная роль этого фактора при решении простейших, в частности, сенсомоторных задач. Для диагностики G-фактора лучше использовать сложные задачи на выявление структурных отношений. Иерархическая модель Спирмена: G-фактор ® А-факторы (арифметический или математический фактор), М-факторы (механический или пространственный фактор), Л-факторы (лексический или вербальный фактор) ® S-факторы (тестовые задания). Все последователи Спирмена ставили вопрос об определении G-фактора. Барт предложил на роль G-фактора внимание, потому что внимание является необходимым условием для выполнения любого вида деятельности и является чисто психологическим понятием. Сюда он включал и мотивацию. Айзенк предположил, что роль G-фактора должна выполнять скорость переработки информации нервной системой. ü Мультифакторная теория интеллекта Терстоуна. Любой интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества факторов. Отрицается факт существования общего фактора. Терстоун выделил 12 факторов интеллекта, но подробно описал только 7 факторов: ü Словесное понимание проявляется в понимании текстов, словесных аналогий, при интерпретации пословиц, поговорок, афоризмов. В целом, его можно было бы назвать вербальным мышлением. ü Речевая беглость проявляется в скорости поиска и нахождения речевых формулировок, в нахождении рифмы, подборе названий. ü Числовой фактор проявляется в скорости и точности арифметических вычислений. ü Пространственный фактор разделяется на 2 подфактора: мысленное манипулирование зрительными представлениями (объектами) в трехмерном пространстве, успешность и скорость восприятия пространственных отношений. ü Ассоциативная память проявляется в скорости и прочности механической памяти. ü Скорость восприятия – это скорость и прочность восприятия отдельных деталей или установление сходства и различия в любых образах. ü Индуктивный фактор – это способность к обобщению, установлению закономерностей и т.д. Выделенные Терстоуном факторы оказались, на самом деле, связанными друг с другом. А это свидетельствует о существовании общего G-фактора. ü Трехмерная структурная модель интеллекта Гилфорда. Интеллект человека содержит 3 основных измерения: содержание задачи (информация, которой оперирует человек при решении различных задач), операции (что конкретно мы делаем с исходной информацией), результаты решения исходной задачи. ü Содержание задачи представлено 4 типами информации: образная информация, символы (буквы, числа, какие-либо знаки), семантическое содержание (слова, смыслы), поведение (сведения о личностных особенностях людей и причинах их поведения). ü Операции подразделяются на 5 типов: познавательные функции (мыслительные операции), память, дивергентное мышление, конвергентное мышление, оценивание. ü Результаты могут быть представлены в 6 основных вариантах: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, применение. Модель интеллекта была представлена в графической форме. ü Структурная модель интеллекта Кетелла. Он выделяет 3 вида интеллектуальных способностей: общие факторы (связанный или кристаллизованный интеллект и свободный или текучий интеллект), порциальные факторы и фактор операций. Под связанным интеллектом понимается совокупность знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных человеком в процессе социализации. Проявлениями связанного интеллекта являются способность к вербальной логике (словарный запас, понимание текстов), способность к количественной невербальной логике (операции с числами). Свободный или текучий интеллект не зависит от социализации, от приобщенности человека к культуре. Это природные или биологически обусловленные способности. Уровень свободного интеллекта определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. Этот уровень проявляется при решении разного рода перцептивных задач, прежде всего, задач на выявление пространственных отношений. Свободный интеллект напоминает пространственный фактор у Спирмена. Порциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры полушарий головного мозга. Разновидность порциальных факторов является визуализация, т.е. оперирование зрительными образами. Фактор операций – приобретенные человеком навыки для решения конкретных задач (S-фактор). ü Теория интеллекта М.А. Холодной – ментальная теория интеллекта. Исходным понятием является понятие ментального опыта. Это особая психическая реальность, определяющая свойство или особенности интеллектуальной деятельности человека, а также его личные качества и особенности социального взаимодействия. Интеллект – это особая форма организации ментального опыта. Структура интеллекта соответствует структуре и организации ментального опыта. Четырехуровневая модель структуры интеллекта: Ø Когнитивный опыт – это понятийные и смысловые структуры, т.е. самые общие когнитивные образования человека (вербальное мышление). Ø Метакогнитивный опыт представлен разными формами контроля над своим поведением: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль и общая познавательная активность. Метакогнитивный опыт выполняет функцию саморегуляции интеллектуальной активности. Ø Интенциональный опыт представлен предпочтениями человека, системой его убеждений, умонастроениями. Ø Интеллектуальные способности: конвергентная способность, креативность, обучаемость, когнитивный стиль. Конвергентные способности отражают уровневые свойства интеллекта – уровень развития у человека основных познавательных функций (внимание, память, вербальное и невербальное мышление). К конвергентным способностям относятся комбинаторные свойства интеллекта – способность человека к выявлению разного рода связей и отношений; процессуальные свойства интеллекта – конкретные приемы интеллектуальной деятельности. Креативность проявляется в беглости (скорость и легкость возникновения новых идей), оригинальности, восприимчивости (открытость новому опыту), обучаемости (имплицитная и эксплицитная обучаемость) и познавательном стиле (индивидуально своеобразные способы и приемы восприятия и переработки информации). Критическое замечание Дружинина: очень широкая трактовка интеллекта (метакогнитивный интеллект относится к регуляторной сфере психики, а интенциональный опыт – к мотивационной сфере психики). Основные направления исследований в области психологии интеллекта (М.А. Холодная): ü Феноменологический подход: интеллект трактуется как способность человека к использованию индивидуальной базы знаний. ü Генетический подход: интеллект рассматривается как средство адаптации к условиям окружающей среды. ü Социо-культурный подход: интеллект рассматривается как продукт или следствие социализации, как результат различных культурных влияний. ü Процессуально-деятельный подход: интеллект рассматривается как особый вид мыслительной деятельности, основное внимание уделяется изучению его процессуально-динамических характеристик, прежде всего, мышления (распространен в отечественной психологии). ü Образовательный подход: интеллект рассматривается как результат целенаправленного обучения. ü Функционально-уровневый подход: интеллект рассматривается как система разноуровневых познавательных процессов (мышление, память, ощущения, восприятия). ü Регуляционный подход: интеллект рассматривается как средство самоконтроля и саморегуляции. Для диагностики интеллекта во всех подходах используются тестовые методы. Прогностические возможности тестирования достаточно низкие. Тестовые показатели не коррелируют с реальной продуктивностью. Сверхпороговые значения IQ приводят к тому, что человек испытывает личностные проблемы, связанные с его эмоциональными способностями, коммуникативными качествами и ценностными ориентациями.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |