Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа интеллекта

Психогенетика интеллекта

Лоэлин и Николса (1960-70е гг.) провели массовые близнецовые исследования (830 близнецовых пар). Возраст испытуемых был однороден и составлял 17 лет. В этом возрасте близнецы получили высокую степень корреляции. Вывод: на 50 % уровень развития общего интеллекта генетически обусловлен.

Данные психогенетических исследований по проблеме порциального интеллекта были противоречивыми: в одних случаях обнаруживались связи между монозиготами (особенно в области невербальный интеллект), в других не обнаруживались вообще. Егорова обнаружила противоположные факты, проверяя исследования. Т.о. по порциальным фактам картина менее однозначная.

В обзоре Николса были обобщены результаты 211 близнецовых исследований. Общий вывод: на 50 % интеллект обусловлен генотипически, на 30 % уровень развития интеллекта обусловлен средовыми факторами, и на 20 % интеллект имеет двойную детерминацию, т.е. обусловлен взаимодействием среда и наследственности.

Роль среды в развитии интеллекта. Истоки и предпосылки развития интеллекта лежат в условиях семейного воспитания. Наиболее важным средовым фактором в развитии интеллекта детей является интенсивность интеллектуального взаимодействия со значимыми для него взрослыми, например, родителями. Дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях, т.е. интернатах, имеют низкие интеллектуальные показатели по сравнению с детьми, воспитывающимися даже в неблагоприятных семьях. Интеллект старших детей в семье обычно выше, чем у младших, и он тем выше, чем больше разрыв во времени между рождением первого и второго ребенка. В среднем, уровень интеллекта в многодетных семьях, где детей меньше или ребенок единственный.

Психофизиология интеллекта

Основа этого вопроса – работы Теплова, Небылицына, Голубевой и Русалова.

Голубева: исходными физиологическими факторами в развитии интеллекта являются общая активность (уровень активированности) нервной системы и саморегуляция. Однако монозиготные близнецы, обнаруживающие высокую степень сходства по показателям интеллекта, не обнаруживает таковой по показателям активированности.

Баланс в уровне активации правого и левого полушария головного мозга (ассиметрия больших полушарий головного мозга) влияет на показатели интеллекта

Правое полушарие Левое полушарие
1. Высокая активация нервной системы в целом и лабильность нервной системы (сильный тип нервной системы). 2. Преобладание возбуждения над торможением. 3. Непроизвольный тип регуляции. 4. Активность непроизвольной сферы (высокий уровень развития всех непроизвольных психических функций). 5. Наглядно-действенное мышление.   6. Невербальный интеллект. 7. Когнитивный стиль: А. синтетичность (обобщенное восприятие).   8. Экстраверсия. 9. Эмоционально фокусированный стиль совладания со стрессом. 1. Низкая активация и инертность нервной системы (слабый тип нервной системы).   2. Преобладание торможения над возбуждением. 3. Произвольный тип регуляции. 4. Активность произвольной сферы психики.   5. Уровень развития вербального мышления. 6. Вербальный интеллект. 7. Когнитивный стиль: А. аналитичность (склонность к глубокому анализу информации). 8. Интроверсия. 9. Рационально фокусированный стиль совладания со стрессом

Личность и интеллект или личностные аспекты интеллекта

У экстравертов были обнаружены более высокие результаты по невербальным показателям, а интроверты – по вербальным тестам. По уровню общего интеллекта между интровертами и экстравертами особых различий обнаружено не было. Связи с нейротизмом так же не было обнаружено.

Русалов попытался выяснить характер связи между интеллектом и свойствами темперамента. При этом он провел масштабное исследование. В младшей выборке, т.е. у детей, была обнаружена связи между интеллектом и темпераментом. У взрослых эта связь не была обнаружена, но не у всех взрослых она отсутствовала. У взрослых с менее высокими показателями интеллекта существует связь между интеллектом и некоторыми свойствами темперамента. В ходе интеллектуального развития наблюдается дифференциация между интеллектом и темпераментом, и они начинаю образовывать независимые друг от друга факторы.

Творческие способности (креативность)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура интеллекта | Творческие способности или креативность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.