Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становление социальной психологии как науки




Можно условно выделить следующие этапы становления социальной психологии:

1) донаучный;

2) философский;

3) феноменологический;

4) научный.

1. Донаучный. На заре своего развития люди знали и использовали ряд социально-психологических явлений и закономерностей. В различных системах древних воззрений учитывались массовидные настроения, подверженность психическому заражению. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу как регуляторы общественных отношений. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях.

2. Философский. В процессе развития человеческой мысли и практики большинство социально-психологических проблем было осознано в рамках философских взглядов. В античности эти вопросы рассматривал Аристотель, Платон; в новое время Руссо, Гегель, Гоббс, Локк. В данный период происходит постепенное расщепление социально-психологического знания на теоретическое (концептуальное) и практическое (прикладное).

3. Феноменологический (50-60-е гг. XIX в. – 1908 г.).

Развитие социально-психологического знания в этот период связано:

- с развитием языкознания,

- с накоплением значительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии,

- с успехами и потребностями криминологии,

- становлением массового производства и развитием городов.

В рамках данного периода происходило построение таких первых социально-психологических теорий, таких как «психология народов», «психология масс», теория «инстинктов социального поведения».

1. Психология народов. В 1859 г. немецкий языковед Хейман Штейнталь и немецкий философ Морис Лацарус начали издавать на немецком языке журнал по этнической психологии и языкознанию «Психология народов и языкознание». М. Лацарус и Х. Штейнталь сформулировали идею о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.п. Индивидуальное же сознание – лишь его продукт.

Эта концепция была впоследствии разработана в трудах В. Вундта, который написал десятитомный труд с соответствующим названием. В.Вундт разделял психологию на физиологическую психологию и психологию народов. Последняя, по его мнению, должна заниматься анализом продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

2. Психология масс. Истоки данной концепции берут свое начало из исследований Габриэля Тарда, согласно которому основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Родоначальником же этого направления считается французский социолог и психолог Гюстав Лебон (конец XIX в.). В данной концепции основное внимание уделяется исследованию психического склада, характерных свойств, черт, типов и поведения разнообразных толп и масс в относительно стандартных и нестандартных ситуациях. Г.Лебон сформулировал «психологический закон духовного единства толпы», согласно которому в позднейшей фазе формирования организованной толпы в ней происходит нивелирующая деперсонализация и деиндивидуализация людей, в силу чего на основе общих качеств, управляемых бессознательным, образуется временная «коллективная душа» толпы. Также Г. Лебон выделил такие особенности поведения человека в толпе, как:

1) обезличивание (господство инстинктивных импульсивных реакций);

2) преобладание чувства над разумом (подверженность различным влияниям);

3) утрата чувства личной ответственности (контроля над страстями).

Г. Лебон указывал, что в результате промышленной революции, роста городов и средств массовой коммуникации современная жизнь все больше определяется поведением толп, которые всегда представляют собой слепую, разрушительную силу.

3. Теория инстинктов социального поведения Макдугалла. Разработана англо-американским психологом Вильямом Макдугаллом (1871-1938). Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании.

Теория инстинктов разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. Макдугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи с чем его теория получила название биологизаторской.

Основная идея данной концепции заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. Внутренним выражением инстинктов являются, главным образом, эмоции (чувства). В связи с этим им были выделены шесть социальных инстинктов, определяющих чувства:

1) инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом;

2) инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения;

3) инстинкт воспроизведения рода, связанный с чувством любви;

4) инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности;

5) инстинкт строительства и чувство созидания

5) стадный инстинкт, связанный с чувством принадлежности к социальной группе и др.

Наибольшее значение Макдугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность.

4. Научный. Началом существования социальной психологии как особой дисциплины принято считать 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях, которых содержался термин «социальная психология» («Введение в социальную психологию» и «Социальная психология»).

Дальнейшее развитие социальная психология получила после Первой мировой войны (1914-1918), когда в работах американца Ф. Олпорта и немца В. Меде была сформулирована программа превращения этой науки в экспериментальную дисциплину. В тот период социальная психология, как и другие области обществознания, оказалась вовлеченной в решение ряда социальных проблем. В связи с бурным развитием экономики в Европе и в США перед этой областью исследований ставится решение ряда специфических задач, связанных с необходимостью повышения производительности труда рабочих, развитием средств массовой коммуникации, усилением значения пропаганды и агитации, а также с разработкой в самом широком плане способов и методов управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 19755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.