Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления исследований в зарубежной социальной психологии




В первой половине XX века социальная психология за рубежом развивалась в обстановке, когда происходила дифференциация психологической науки на различные школы и направления. Поэтому и социальной психологией стали одновременно заниматься представители разных уже сформировавшихся школ и направлений, что сказалось на особенностях их подходов к постановке и решению социально-психологических проблем за рубежом. Эти подходы в основном определились к середине XX века и окончательно оформились в начале его второй половины.

Основы социальной психологии закладывались первоначально под влиянием господствовавших в начале XX века направлений психологии: функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма. В дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психологические подходы. К числу новых подходов, появившихся в середине XX века и признающихся более адекватными, относятся: необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля, групповая динамика, социометрия, трансактный анализ, когнитивизм, теория социальных представлений.

Рассмотрим некоторые из них.

Направления Ведущие представители Основные идеи
Функционализм Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр Изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Психоанализ 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм Основу психической жизни человека со­ставляют бессознательные влечения, по­требности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют соци­альное поведение и предпочтения. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.
Бихевиоризм Дж.Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер Человек – совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздейст­вия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди.
Гештальт- психология М. Вергхаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин, Ф. Хайдер Внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического об­разования определяет свойства и функции образующих его частей. В рамках данного направления были развиты теории психологического поля и концепция групповой динамики.
Интеракционизм Дж. Мид, Г. Блумер, Р. Мертон Исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира оп­ределяется значениями, которые они им придают. Этими значениями, представлен­ными символически, люди обмениваются в процессе коммуникации и проигрывания ролей.
Когнитивизм Д. Бродбент, Р. Аткинсон, У. Найссер, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли, Л. Фестингер, Ч. Осгуд Трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.
Гуманистическая психология Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс Человек – уникальная, открытая, устрем­ленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту в направлении своего идеала.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.