В первой половине XX века социальная психология за рубежом развивалась в обстановке, когда происходила дифференциация психологической науки на различные школы и направления. Поэтому и социальной психологией стали одновременно заниматься представители разных уже сформировавшихся школ и направлений, что сказалось на особенностях их подходов к постановке и решению социально-психологических проблем за рубежом. Эти подходы в основном определились к середине XX века и окончательно оформились в начале его второй половины.
Основы социальной психологии закладывались первоначально под влиянием господствовавших в начале XX века направлений психологии: функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма. В дальнейшем доминирующую роль начинают играть модификации этих направлений, а также новые социально-психологические подходы. К числу новых подходов, появившихся в середине XX века и признающихся более адекватными, относятся: необихевиоризм, неофрейдизм, теория поля, групповая динамика, социометрия, трансактный анализ, когнитивизм, теория социальных представлений.
Рассмотрим некоторые из них.
Направления
Ведущие представители
Основные идеи
Функционализм
Д. Дьюи,
Д. Энджелл,
Г. Кэрр
Изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Психоанализ
3. Фрейд, К. Юнг,
А. Адлер,
Г. Салливен,
Э. Фромм
Основу психической жизни человека составляют бессознательные влечения, потребности и образы, формирующиеся в раннем детстве, которые определяют социальное поведение и предпочтения.
Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.
Бихевиоризм
Дж.Уотсон,
Э. Торндайк,
К. Халл, Б. Скиннер
Человек – совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы). Социальными стимулами являются другие люди.
Гештальт- психология
М. Вергхаймер,
В. Келлер,
К. Коффка,
К. Левин,
Ф. Хайдер
Внутренняя системная организация целого (гештальта) какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей.
В рамках данного направления были развиты теории психологического поля и концепция групповой динамики.
Интеракционизм
Дж. Мид,
Г. Блумер,
Р. Мертон
Исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.
Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.
Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Этими значениями, представленными символически, люди обмениваются в процессе коммуникации и проигрывания ролей.
Когнитивизм
Д. Бродбент,
Р. Аткинсон,
У. Найссер,
Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли, Л. Фестингер,
Ч. Осгуд
Трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).
Проблема когнитивизма – принятие решений человеком.
Представители когнитивной школы обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.
Гуманистическая психология
Г. Олпорт,
А. Маслоу,
К. Роджерс
Человек – уникальная, открытая, устремленная в будущее система. Он стремится свободно реализовать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту в направлении своего идеала.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление