Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежные социально-психологические теории личности.




I. Психоаналитический подход к пониманию личности (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).

1. 3. Фрейд (психодинамическая теория личности) был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Глав­ная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное.

Именно в бессознательном находятся ос­новные детерминанты личности – психическая энергия, побуж­дения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либи­до, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрей­ду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя пси­хические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытесне­ны из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинк­там, а с другой – подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряже­ния и усилению удовольствия.

Сверх-Я служит хранилищем мораль­ных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняют­ся в область бессознательного или предсознания.

Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализа­ция, сублимация, проекция и избегание. Однако, несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случай­ных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т. п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека.

2. К. Юнг (аналитическая теория личности) предложил идею существова­ния наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так назы­ваемые архетипы, т. е. некие общие формы мысленных представ­лений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессоз­нательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человече­ство в целом.

Юнг выделяет несколько основных (для понимания структу­ры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона – это то, какими мы представляем себя миру: ха­рактер, который мы принимаем, наши социальные роли, одеж­да, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго – центр сознания, он создает ощущение последовательно­сти и направления в нашей сознательной жизни.

Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые от­рицаются индивидом как несовместимые с его персоной или про­тиворечащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом нахо­дятся под влиянием этих архетипов.

Самость – центральный архетип порядка и целостности лич­ности.

По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно про­тивостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целост­ность, которая и есть самость.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внеш­нему миру. Никто не является чистым интровертом или экстра­вертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентации.

3. А. Адлер (Индивидуальная теория личности) Краеугольным камнем индивидуальной психологии является целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность.

Основные концепции и принципы индивидуальной психологии Адлера:

1) чувство неполноценности и компенсация;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) творческое «Я»;

5) социальный интерес;

6) порядок рождения;

7) фиктивный финализм.

II. Ролевая теория личности.

Основные положения этой теории были сформулированы Г. Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и др.

Ролевая концепция личности возникла в американской соци­альной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получи­ла распространение в различных социологических течениях, преж­де всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индиви­ду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе мно­жества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую одежду);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая одежда);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию дру­гих (Видимо, я буду так одеваться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Американский психолог Дж. Мид в своих работах показал, что процесс усвоения социальных ролей начинается еще в детстве и проходит в три этапа:

1) имитация, когда ребенок подражает поведению взрослых, не понимая смысла своих действий;

2) индивидуальная игра, когда ребенок в ходе индивидуаль­ной игры осваивает первые социальные роли (играя в «доч­ки-матери», усваивает социальную роль «родитель», играя в «доктора» или «магазин», усваивает профессиональные роли и т.д.), понимает смысл поведения, импровизирует и отрабатывает варианты действий;

3) групповая игра, когда человек, включаясь в коллективную игру (футбол, волейбол, и т.д.), учится ориентироваться на мнение группы. Здесь отрабатывается на малом социаль­ном масштабе смысловое содержание понятий «норма», санкция». Правила игры – прообраз законодательной базы, мнение группы играющих – прообраз общественного мне­ния, которое расценивается человеком как мнение «значи­мого другого». В ходе игры ребенок понимает, что нельзя не учитывать мнения «значимого другого». Таким образом, групповая игра готовит ребенка к взрослой жизни.

Характеризуя ролевую теорию личности необходимо обратиться к характеристике 2-х понятий: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус это определенная позиция, занимае­мая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, кото­рый должен выполнять человек в социальной группе, обществе, и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуще­ствления этих функций.

Таким образом, понятие социальный статус характеризует место личности в социальной стратификации общества, в системе общественных взаимодействий, ее деятельности в различных сфе­рах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Социальный статус отражается как во внутренней пози­ции (в установках, ценностных ориентацияхл т.д.), так и вовнешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и иных знаках социальной принадлежности).

Каждого человека характеризует не один, а несколько стату­сов. Р.Мертон ввел понятие «статусный набор», которое применя­ется для обозначения всей совокупности статусов данного челове­ка. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный, или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отож­дествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что глав­ный статусобусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Но не обязательно должность, профессия оп­ределяют главный статус человека. Это могут быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное происхождение (дворянин) и т.д. В общем, главным для жизнедеятельности че­ловека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения лич­ности.

Также выделяются следующие виды статусов человека:

1) социально-групповой и личный статус.

Социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой со­циальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, про­фессии и т.д.). Этот статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества.

Личный статус – это положение индивида в малой группе(семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе свер­стников и т.д.). Этот статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы

2) предписанный и достигаемый статусы.

Предписанный статус определяется как навязанный обще­ством, вне зависимости от усилий и заслуг личности.Он обус­ловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т.д.

Достигаемый (приобретенный) статус определяется усили­ями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеус­тремленностью или оказывается следствием удачи и везения.

Рассматривая понятие «социальный статус», необходимо сказать и о понятии «социальная роль». Социальная роль – это модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному ста­тусу.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро­левого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения.

Ролевое ожидание – это совокупность всех требований, ко­торые предъявляют к нам окружающие.

Ролевое исполнение – это реальное поведение человека в оп­ределенной роли, которое он выстраивает на свое личное усмот­рение, что связано уже с интересами, ценностными ориентациями и способностями человека.

С одним и тем же статусом связано выполнение нескольких социальных ролей.

В процессе выполнения социальных ролей личности могут возникать определенные трудности (ролевые напряжения) и кон­фликты (ролевые конфликты), связанные с противоречиями меж­ду различными нормативными социальными ролями или между разными элементами одной и той же социальной роли.

Ролевое напряжение обычно возникает в связи с трудностя­ми выполнения, совмещения ролевых обязательств и несоответ­ствием внутренних установок личности требованиям роли (например, современные женщины испытывают трудности в одно­временной реализации социальных требований быть «хорошей хозяйкой», «хорошей матерью», «хорошей женой», «хорошим спе­циалистом»).

Ролевые конфликты – проявление более острого противоре­чия между ролями или различны ми сторонами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исклю­чающие друг друга(например, совмещение роли «солдат» и роли «верующий»).

III. Бихевиористский подход к пониманию личности.

Слово «бихевиоризм» происходит (от английского) – поведение. Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: стимул (S) и реакция (R). Сознание и прочие субъективные понятия отрицаются. Сторонники бихевиориз­ма стремятся иметь дело только с наблюдаемыми фактами. В этом смысле поведение, каким бы сложным оно ни было, может исследоваться как и любой другой наблюдаемый феномен.

Мы с вами в курсе общей психологии говорили о выделении 2-х основных направлений в рамках бихевиористского подхода:

1) Рефлекторное направление – теория оперантного научения (Б. Скиннер)

2) Социальное направление социально-когнетивная теория личности (А. Бандура) и теория социального научения (Дж. Роттер).

Теория оперантного научения. Оперантное обусловливание – это способ образования условных связей (рефлексов), при котором простейшая оперантная реакция как единица процесса поведения (научения) сопровождается соответствующим подкреплением. При этом взаимодействие организма со средой происходит по следующей трехкомпонентной схеме:

1) событие, по поводу которого происходит реакция;

2) сама реакция;

3) подкрепляющее последствие.

В трехкомпонентной схеме (единице научения) стимул и реакция, по сравнению с пвловской схемой (S-R), меняются местами: подкрепление (стимул) следует за реакцией(R-S). Таким образом, подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им.

Он выделял следующие виды подкрепляющих стимулов:

1) Первичные подкрепители – прямые физические вознаграж­дения.

2) Вторичные подкрепители – нейтральные стимулы, кото­рые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег – один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точ­ки зрения Б. Скиннера, - только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизнен­ного опыта.

Социально-когнитивная теория личности. А. Бандура пришел к выводу, что поведение человека детерминировано не только внешними, но и внутренними факторами. Таким образом, согласно Бандуре, личность представляет собой совокупность социальных навыков и рефлексов, с одной стороны, и систему внутренних факторов (самоэффективность, субъективная значимость и т.п.), с другой стороны. В социально-поведенческой структуре личности Бандура выделяет три компонента:

1) самоэффективность – выступает в качестве конструкта «могу – не могу»;

2) самооценка – рассматривается как достойное одобрения, поощряемое или, наоборот, недостойное одобрения, наказуемое поведение;

3) саморегуляция – это оценка деятельности.

Теория социального научения. В центре внимания теории социального научения Дж. Роттера лежит прогнозирование поведения человека в сложных ситуациях. Он выделил четыре переменных, анализ которых позволяет предвидеть будущий результат действий индивида:

1) потенциал поведения – вероятность определенных действий в тех или иных жизненных ситуациях;

2) ожидание – субъективную вероятность повторения прошлого поведения в аналогичных ситуациях;

3) ценность подкрепления – зависит от ожидания и соотносится с мотивацией;

4) социальная психологическая ситуация – описывается с точки зрения самого человека, т.е. она субъективна.

Роттер впервые предложил понятие локуса (локализации) контроля, разработал его технологию. Локус контроля это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Локус контроля бывает экстернальным – внешним или интернальным (внутренним). Оба вида являются устойчивым свойством индивида, формируются в процессе его социализации.

IV. Понимание личности с позиций гуманистической психологии.

1. Клиеническое направление (феноменологическая теория личности). К. Роджерс при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности – стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь – более удовлетворяющей ее.

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Самоактуализация личности происходит и в межличностной общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания, могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения.

Конгруэнтность означает точное «соответствие опыта, осознания и сообщения». Чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности. Так формулирует закон конгруэнтности К. Роджерс, При этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.

2. Мотивационное направление. А. Маслоу считал, что жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.

Он выделил следующие потребности человека, которые образуют определенную иерархию и развиваются от низ­ших к высшим. Это:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

2) потребность безопасности,

3) потребность в любви и принадлежности,

4) потребность в уважении,

5) потребность в самоак­туализации.

V. Когнитивный подход к пониманию личности.

Джордж Келли – представитель когнитивного направления в психологии, которое выявляет влияние рациональных и интел­лектуальных процессов психики на поведение человека. Оно при­дает особое значение когнитивным процессам – мышлению, осоз­нанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту.

Свою концепцию личности Д.Келли назвал теорией личност­ных конструктов. Она рассматривает человека как ученого-иссле­дователя, который судит освоем окружении, о жизненных ситу­ациях с помощью определенных понятийных систем – моделей интерпретации действительности.Келли обозначил их как «лич­ностные конструкты».

По своему содержанию личностный конструкт – это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать своп опыт.Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуа­ции, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.

Любой из конструктов биполярен: умный – глупый; мужской – женский; религиозный – нерелигиозный; хороший – плохой.

У каждого человека, согласно Келли, имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на две группы: ядерные и периферийные. Ядерные конструкты – их около 50 – находятся на вершине конструктивной системы. Эти конструкты сосредоточены в оперативной памяти, ими человек пользуется особенно частопри взаимодействии с другими людьми. Периферийных конструктов у человека гораздо больше – от нескольких сотен до нескольких тысяч.

Когнитивисты выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложную, у которой имеется большое количество конструктов, и когнитивно простую, т.е. с небольшим набором личностных конструктов.

Дружба, любовь, хорошие взаимоотношения между людьми возможны, когда люди имеют схожие конструкты.

VI. Понимание личности в рамках экзистенциальной психоло­гии.

Объектом исследования экзистенциалистов является человек как субъект и его субъективное переживание своего существова­ния. Представителями экзистенциальной психологии можно счи­тать Э.Фромма, В.Франкла и др.

1) Э. Фромм утветждал, что на поведение человека решающее влияние оказывает та культура, в рамках которой он живет в настоящее время, ее нормы, предписания, процессы, а также врожденные потребности человека. По мнению Фромма, одиночество, изоляция, отчужденность – черты, которые отличают жизнь человека современного общества. С одной стороны, люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над жизнью, иметь право выбора, быть свободными от политических, экономических, социальных и религиозных ограничений; с другой стороны, им необходимо чувствовать себя связанным с другими людьми, не чувствовать отчуждения от общества и природы.

Фромм описал несколько стратегий, которые люди используют, чтобы «убежать от свободы»:

1. Авторитаризм. Тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.

2. Деструктивность – человек преодолевает ощущение собственной неполноценности, унижая, покоряя или даже уничто­жая других;

3. Подчинение – человек избавляется от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение, и вследствие этого теряет свою инди­видуальность, становясь таким, как все, и приобретая, по выра­жению Фромма, «конформность автомата».

Фромм, объясняя поведение людей, выделял пять уникаль­ных жизненных, экзистенциальных (от лат. еxsistentia – сущест­вование) потребностей человека:

1) потребность в установлении связей: чтобы преодолеть ощущение изоляции и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, нести за кого-то ответственность, принимать в ком-то участие;

2) потребность в преодолении – имеется в виду потребность в преодолении людьми своей пассивной природы, для того чтобы стать созидателями своей жизни;

3) потребность в корнях – потребность в стабильности, проч­ности, что сходно с ощущением безопасности, которое в детстве давали связи с родителями, с матерью; потребность в ощущении себя частью мира;

4) потребность в идентичности – потребность тождества че­ловека с самим собой: «я это я»; люди, обладающие ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности, непохожести на других, воспринимают себя как хозяев собственной жизни;

5) потребность в системе взглядов и преданности – людям нужна система взглядов и убеждений, для того чтобы объяснять сложность мира и понимать его, также им нужен объект предан­ности, то, в чем бы для них заключался смысл жизни, они ну­ждаются в том, чтобы посвятить себя кому-то или чему-то (выс­шей цели, Богу).

2) В.Франкл считает основным сугубо человеческим стремлением – стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни – сама жизнь ста­вит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно от­вечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни в прин­ципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Он все­гда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл жизни при любых обстоятельствах.

В поисках смысла человек направляет свою совесть. Совесть – орган смысла. Эту способность Франкл называет самотрансценденцией человека. Смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огром­ные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. В. Франкл, сам прошедший Освенцим и Дахау, утверждал, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуа­ции имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.

Наоборот, отсутствие смысла жизни, экзистенциальный ва­куум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.