Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология личностей




К проблеме типологии личностей нет единого подхода. Существует множество различных типологий, в основе которых лежат различные основания. Рассмотрим наиболее известные типологии.

1. Типология К.Г. Юнга. Он связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

1) В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания. Эти установки соответствуют двум направлениям психической энергии: интроверсии и экстраверсии.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта.

Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга. Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания.

2) Второй значимый фактор дифференциации психологических типов – максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две – остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание. По данному критерию выделяются следующие типы: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

Каждый из этих типов может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

2. Типология Э. Шпрангера. В данной типологии выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

1) Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

2) Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

3) Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

4) Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

5) Политическая. Доминирующий интерес политического типа - власть. Ему соответствует «человек силы».

6) Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

3. Типология К. Хорни. Она в зависимости от отношения к общению с другими людьми выделила три типа личности:

«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной потреб­ностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважа­емым, чтобы кто-то заботился, - такой человек подходит к оцен­ке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, забо­титься?»

«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим лю­дям как к средству достижения своих целей. Такие люди стремят­ся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

«Отчужденный тип» - для таких людей необходима опре­деленная эмоциональная – дистанция с другими людьми, так как они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они задают втайне себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

4. Типология Э. Фромма. Он выделял пять типов лич ности, основываясь на представлении о существовании у человека пяти уникальных экзистенциальных потребностей: потребности в установлении связей (альтруизме); потребности в преодолении (созидательности); потребности в корнях (потребности ощущать себя частью мира); потребности в идентичности (потребности ощущать себя самим собой); потребности в системе взглядов и в преданности (рационализм и посвящение себя тому, в чём заключается смысл жизни).

Э.Фромм различает следующие человеческие типы:

1) Рецептивный тип – типично стремление быть скорее любимыми, нежели любящими. Люди данного типа пассивны, зависимы, беспомощны и сентиментальны, они могут быть оптимистичными и идеалистичными.

2) Эксплуатирующий тип – характерна нацеленность на то, чтобы брать себе всё, что можно взять силой или изобретательностью. Люди данного типа неспособны к творчеству и предпочитают агрессивный стиль поведения. Им свойственны эгоцентризм, самонадеянность и надменность. Их отличают также уверенность себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

3) Накапливающий тип – это люди, стремящиеся обладать наибольшим количеством материальных благ, власти, любви и бдительно охраняющие свои накопления от поползновений себе подобных присвоить это себе. Представители данного типа консервативны, ригидны, подозрительны и упрямы, но при определённых обстоятельствах могут проявлять предусмотрительность, лойяльность и сдержанность.

4) Рыночный тип – люди этого типа убеждены, что личность есть товар. Они умеют себя продать, для чего поддерживают приятную внешность, умело завязывают нужные знакомства и всегда готовы продемонстрировать любую нужную заказчику черту личности. Обычно они делают лишь то, что им выгодно и удобно, не отличаются щепетильностью в выборе средств достижения цели, весьма поверхностны в общении. Наряду с этим они могут быть открыты, любознательны, щедры. Э.Фромм считает данный тип личности продуктом капиталистического общества.

5) Продуктивный тип - зрелые, здоровые, способные к продуктивному мышлению, любви и труду люди. Благодаря реалистическому мышлению они освобождаются от самообмана. Любовь делает их уважительными, заботливыми и ответственными, бережно относящимися ко всему живому и жизнеутверждающему. Они своим трудом создают всё нужное для жизни и творчески самовыражаются. Коренная социальная реформа, считает Э.Фромм, может делать продуктивный тип личности доминирующим обществе.

5. Типология В.Г. Норакидзе. Он в зависимости от соотношения поведения и внутренних мо­тивов человека выделил три типа личности:

1) Гармоническая личность – нет конфликтов между поведе­нием и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адек­ватность.

2) Конфликтная, противоречивая личность – присущ разлад между поведением и мотивами, т. е. действия противоречат же­ланиям;

3) Импульсивная личность – поступает только по своему же­ланию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне - «человек-флюгер», который действует в соответствии с ближайшей ситуа­цией, хотя и может маскировать свою несостоятельность делови­тостью, демократической коллегиальностью.

6. Р.С. Немов и И.Р. Алтунина приводят следующую типологию личностей, которая, по их мнению, отражает взгляд на личность именно социальных психологов. В рамках данной типологии называются следующие типы личностей:

1) Авторитарная личность – человек, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также человек, который требует беспрекословного послушания, строгой дисциплины и субординации взаимоотношений, призывает к рабскому поклонению авторитетам. Термин «авторитарная личность», однако, не относится к людям, которые находятся у власти и по должности или социальному положению вынуждены в какие-то моменты жизни вести себя авторитарно.

2) Базовая личность – этнопсихологическое понятие, означающее основной тип личности человека, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Базовая личность в данном случае – это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности существующими в рамках данной культуры отношениями.

3) Маргинальная личность – человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится как бы между несколькими разными, трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к различным культурам. Маргинальными личностями нередко становятся те люди, которые долгие годы жили в одной культуре (стране), а затем на значительную часть жизни переселились в другую страну, культура которой существенно отличается от культуры прежней страны. Маргинальная личность сталкивается с необходимостью выбора одной из двух разделяемых ею культур и не представляет себе, какой из них нужно следовать.

4) Личность типа А - человек, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к конкуренции с людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы, и потребностью во внешнем контроле поведения.

5) Личность типа Б – тип, характеризующийся значительно более слабым проявлением качеств, характерных для личности типа А. Человек, чей характер отличается легким взглядом на жизнь. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У людей такого типа отсутствует склонность к конкуренции, соревнованию с другими.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 12238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.