Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социально-психологического исследования




Классификация методов социальной психологии.

Существуют различные классификации и типологии социально-психологических методов. Рассмотрим некоторые из них.

I. Г.М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку и в свою очередь подразделяются на методы сбора информации и методы ее обработки. К методам сбора информации обычно относят наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Методы же обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы.

Методы воздействия представляют практическую социальную психологию. Причем выделение и классификация методов социально-психологического воздействия особенно важны для методологии социальной психологии.

II. Помимо этой классификации в учебниках по социальной психологии часто приводится классификация методов, в которой выделяются три группы методов: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, анализ документов, оп­рос, групповая оценка личности, социометрия, тесты и др.); 2) методы моделирования; 3) методы управленческо-воспитательного воздействия.

III. Н.И. Шевандрин предлагает более развернутую классификацию методов социальной психологии. Он также указывал, что социально-психологические исследования (в широком смысле) проводятся не только для исключительно научных це­лей («чистой науки»), но также и для решения каждодневных практических проблем общностей людей, руководителей или участников группы и т.д. На этом основании им было выделено семь групп методов.

1. Методы феноменологизации и концептуализации – позволяют провести предварительную работу по выделению и систематизации интересующих социально-психологических феноменов и проблем. Вычле­нение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация – путем соотнесения с имеющимися моделя­ми и теориями.

2. Методы исследования и диагностики – к ним можно отнести такие методы, как: наблю­дение, опрос, тестирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, мо­делирование.

Методы исследования направлены на фиксирование или разностороннее рассмотрение какого-либо феномена.

Методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характе­ристики (например, общительности человека, сплоченности группы или интенсивности взаимодействия между людьми).

3. Методы обработки и интерпретации.

Для обработки по­лученных данных чаще всего используются статистические ме­тоды. Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде.

Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими слова­ми, эти методы позволяют перевести полученные в ходе диагно­стики и обработки данные (числа, закономерности) с языка ма­тематики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чи­сел и закономерностей к психологическим понятиям и сужде­ниям.

4. Методы коррекции и терапии – эти методы позволяют улучшать раз­личные личностные и групповые характеристики, умения, на­выки и т.п.; осуществлять лечение психики людей (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаи­модействия). Выделяют группы: телесной терапии, встреч, тера­пии искусством, гештальттерапии, поведенческого тренинга, психодрамы и др.;

5. Методы мотивирования и управления – это методы, которые побуждают людей к деятельности и обеспечивают оптимальное взаимодействие отдельных личностей и групп (например, планирование).

6. Методы обучения и развития – призваны реализовать социаль­но-психологический потенциал межличностного взаимодейст­вия в процессе решения задач, повышения эффективности ус­воения конкретных знаний, умений, навыков. Эти методы обеспечивают рост уровня межличностной компетент­ности, развитие личностных особенностей членов группы (уве­ренное поведение, межличностная коммуникация или нравст­венный потенциал) или самой группы в целом. С целью обучения и развития применяются такие методы как: дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличност­ной чувствительности и личностного роста и т.п.;

7. Методы конструирования и творчества – они позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для порождения чего-либо нового: разрешения конфликт­ной ситуации, разработки технического устройства, методики обучения и т.п.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга за­дач.

I. Наблюдение – это длительное, планомерное, систематическое и целенаправленное восприятие психологических особенностей человека, проявляющихся во внешнем поведении и деятельности, с целью их последующего описания, анализа и объяснения.

Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели, разработка плана, выбор объекта и ситуации наблюдения; невмешательство в деятельность испытуемых; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Трудности использования метода наблюдения:

- чрезвычайная трудоемкость и большие временные затраты;

- пассивная, выжидательная позиция исследователя;

- необходимость психологической образованности наблюдателя;

- высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений;

- опасность субъективности при сборе, обработке данных и интерпретации результатов;

- невозможность проверки;

- ограниченное использование математических методов обработки данных.

Виды наблюдения:

1. Включенное и невключенное наблюдения.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное вза­имодействие исследователя с изучаемой группой.

Невключенное наблюдение регистрирует социально-психоло­гические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой.

2. Открытое и скрытое наблюдения.

Открытое наблюдение – пользуясь им, исследователь ведет свое наблюдение не скрывая, открыто, а людям, поведение и взаимодействие которых подвергается анализу, как правило, известно, что за ними наблюдают.

Скрытое наблюдение – заключается в том, что люди, поведение которых исследуется, не знают о том, что за ними наблюдают. Чаще всего оно применяется при изучении детей, т.к. применение данного метода в отношении взрослых людей имеет определенные этические и правовые ограничения.

3. Стандартизированное и нестандартизированное наблюдения.

Стандартизированное наблюдение – осуществляется по заранее разработанной схеме, четко предписывающей что необходимо наблюдать, а также форму фиксации и перечень подлежащих регистрации параметров.

Нестандартизированное наблюдение – при его проведении не существует заранее продуманной схемы. Все вопросы, связанные с организацией и проведением наблюдения решаются наблюдателем в ходе его осуществления.

II. Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.

Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать.

Виды эксперимента:

1) Лабораторный эксперимент протекает в специальных усло­виях, используется специальная аппаратура, действия испытуе­мого определяются инструкцией, испытуемый знает, что прово­дится эксперимент, хотя до конца истинного смысла экспери­мента может не знать.

2) Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности. Таким образом, естественный эксперимент сочетает в себя преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая, чем у последнего точность.

3) Формирующий эксперимент. Его особенностью является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.

III. Опрос это специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы.

Все разнообразие опросных методов, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам (формам) - опрос «лицом к лицу» и опосредованный опрос.

1) Опрос «лицом к лицу» - интервью. Такой опрос проводится в устной форме по определенному (заранее составленному) плану при непосредственном контакте исследователя и испытуемого(мых).

Среди разных видов интервью особняком стоит метод фокус-группы. ФГ – это групповое интервью, осуществляемое в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников первичной информации о характере их восприятия (отношение) различных объектов (например, материалов средств массовой коммуникации, рекламы и т.п.). Групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию ее участников, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу. Она развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая недоверие к себе и приверженность старым образцам. Основные усилия ведущего (модератора) направлены на создание и поддержание общей групповой атмосферы доверия, открытости, включенности группоуниверсальных суждений типа «обычно считается» на личные формы высказываний «я считаю», «я думаю» и др. Кроме того, групповая дискуссия требует умения отнестись к своему мнению не как единственно возможному.

2) Опосредованный опрос - это анкетирование. Анкетирование – это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой. При этом особо важно отметить, что никакой другой метод психологии не может сравниться с анкетированием в возможностях охвата огромных масс людей в ограниченное время (по почте, по Интернету и т.п.), что особенно важно в социально-психологических исследованиях.

IV. Метод анализа документов является разновидностью обще­психологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. Предполагается, что через анализ документов можно раскрыть психологические особенности людей или социальных групп, которые составляли эти документы или которым они адресованы. Под понятием «документ» понимаются: письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кино- и видеопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы различных средств массовой информации (газеты, журналы и т. п.). Для количественного анализа таких документов был разработана специальная процедура, названая контент-анализом.

Контент-анализ – это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследовании в области массовых коммуникаций.

V. Тестирование – это метод измерения и оценки психологических характеристик носителей психики с помощью специальных методик, именуемых тестами.

Психологический тест – это стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.

Области применения тестов в социальной психологии:

1) диагностика групп;

2) изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции;

3) изучение социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др).

VI. Социометрия – метод социально-психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Основателем этого метода является Дж. Морено.

Назначение социометрической процедуры заключается в следующем:

1) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

2) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»;

3) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы участвовать в определенном виде деятельности или ситуации.

Результаты исследования социометрии могут быть представлены в виду социоматриц (таблиц), социограмм, графически отражающих структуру отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать:

1) трудность выявления мотивов межличностных выборов;

2) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты;

3) возможность использования лишь в малых группах, имеющих опыт группового взаимодействия.

VII. Референтометрия – методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой – тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична. Таким образом, референтометрическая методика так же, как и социометрия, направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. При этом, если, используя социометрию, мы обращаемся к системе отношений типа «симпатия – антипатия», то совокупность референтометрических выборов по группе позволяет нам анализировать значительно более глубинный слой межличностных отношений, опосредствованных явно ценностными факторами.

VIII. Метод групповой оценки личности (ГОЛ) – это способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге. Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми.

Процедура ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др. Совокупность оцениваемых качеств, зависит от цели использования полученных данных. Число качеств варьирует у разных исследователей в широком диапазоне от 20 до 180. Качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личные качества). Для получения надежных результатов рекомендуется число субъектов оценивания в пределах 7-12 человек.

Адекватность измерения качеств с помощью ГОЛ зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т. д.

3. Методы социально-психологического воздействия.

Методы социально-психологического воздействия – это методы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей и групп.

Одной из наиболее известных и часто приводимых классификаций методов социально-психологического воздействия является классификация А.Л. Журавлева.

Цель воздействия Название группы методов Методы
Оптимизация Оптимизирующие Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплекто­вание совместимых групп
Интенсификация (стимулирование, активизация) Интенсифицирующие Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп
Управление Управляющие Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп
Развитие, формирование Развивающие Групповая подготовка, обучение и воспитание
Предупреждение Профилактические Способы коррекции психологических свойств индивида и группы
Оценка Диагностические Аттестация, самоаттестация
Информирование Информирующие Психологическое консультирование

Все эти методы чаще всего применяются:

1) в средствах массовой коммуникации;

2) в процессе организации и проведения публичных выступлений;

3) в рекламе, пропаганде и агитации;

4) в промышленности;

5) в индивидуальной и групповой психотерапии.

I. В средствах массовой коммуникации в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде и агитации применяются методы, связанные с формированием и изменением социальных установок людей. Эффективность воздействия средств массовой коммуникации на социальные установки людей зависит от:

- восприятия источника информации, отношения людей к нему,

- от содержания и последовательности передачи и получения информации,

- от особенностей аудитории, которой эта информация адресована.

II. В промышленности применяются методы социально-психологического воздействия, включающие в себя оптимальную организацию совместной работы людей, групповых дискуссий, в частности технику брейнсторминга. Брейнсторминг – это особый метод организации совместной творческой работы людей, рассчитанный на повышение их умственной активности и нахождение оптимальных решений сложных производственных вопросов.

III. Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Эти методы представляют собой разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга (тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, и др.)

Тренинг ассертивности – это общее название нескольких психотерапевтических методик, которые используются в работе со специфическими психологическими или поведенческими нарушениями. ТА разработан Э. Солтером и популяризован Дж. Вольпе и А. Лазарусом. Общим моментом, объединяющим все эти нарушения, является отсутствие у людей ассертивности – самостоятельности, независимости, уверенности в себе и т.п. Цель данного тренинга - научить людей открыто и уверенно заявлять о себе, утверждать себя как личность, отстаивать свои права и интересы в системе социальных и межличностных отношений.

Т-группы (тренинговые группы) – группы, создаваемые для воздействия на их членов в системе межличностных отношений с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия. Первые Т-группы возникли как практическое приложение школы динамики групповой К. Левина.

Группы встреч – особый вид групповой психологической работы, в первую очередь фокусирующейся на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях. Основоположником практики групп встреч явился К. Роджерс. Концепция группы встречи базируется на вере в возможность позитивного конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности. Основные параметры межличностных взаимодействий в группах встреч:

- концентрация на чувствах и переживаниях,

- осознание, открытие самого себя,

- чувство ответственности,

- фокусировка на происходящем «здесь и теперь».

Вариантами группы встреч являются т.н. группы группы «Анонимных алкоголиков»

Гештальтгруппы – психотерапевтические группы, создаваемые и используемые в практике гештальттерапии. Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом. Задача гештальттерапии заключается в том, чтобы выработать у людей «правильные гештальты», то есть верное восприятие себя, окружающих людей, обстановки и человеческих отношений.

Психодрама – это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Данная техника была создана Дж. Морено. В ходе психодраматического спектакля разыгрывается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с акцентом на выявлении и разрешении тех психологических проблем, с которыми этот человек столкнулся. Главную роль в таком спектакле обычно исполняет тот член группы, которые предлагает его сюжет. Остальные роли распределяются между другими членами группы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 14803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.