Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Социальная наука в сферах гуманитарной науки, культуры и образования




План:

1. Социальная педагогика в системе человековедческих наук.

2. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.

3. Принципы социальной педагогики.

4. Методы социальной педагогики как науки и области профессиональной деятельности.

 

Социальная педагогика входит в число человековедческих наук, являясь отраслью научно-педагогического знания.

Социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов на социализацию подрастающего поколения. Акцентируя внимание на социальных основах воспитания, социальная педагогика как отрасль педагогики, исследует социальное воспитание в контексте социализации.

Социальная педагогика определяется рядом ученых и как наука, исследующая социальное воспитание личности, воспитательные силы общества и способы их активизации.

Социальная педагогика как наука рассматривает цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни, среды. Тем самым она изучает личность в системе средовых взаимодействий.

Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, включающий в себя общественные (материальные и духовные) условия существования, развития и деятельности людей. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет ее, а вместе с тем и развивает самого себя, свою сущность.

Социальная среда в широком смысле выступает как макросреда, охватывающая экономическую, социальную, политическую и духовную систему отношений; в узком смысле как микросреда – как непосредственное социальное окружение человека (семья, неформальная группа людей, учебный или трудовой коллектив). Наряду с ними выделяется еще мезосреда, или региональные, территориальные, поселенческие и др. общности.

 

Социальная педагогика, как и любая другая наука, имеет свой объект и предмет изучения.

Объектом социальной педагогики является процесс развития человека в социуме. Данный процесс изучается рядом других наук, однако только социальная педагогика рассматривает процесс формирования личности человека в широком социальном аспекте под влиянием всей совокупности социальных факторов.

Предметом социальной педагогики выступает социальное воспитание человека (его содержание, принципы и методы) как фактор развития его личности. Тем самым социальная педагогика выявляет характер и степень влияния социума на развитие личности.

Задачи социальной педагогики как науки делятся на две группы.

1) теоретические задачи:

- выявление, изучение и анализ социально-педагогических явлений и проблем;

- выявление педагогического потенциала социума и условий его эффективного использования;

- изучение характера влияния различных факторов социализации человека;

- выявление, анализ, обобщение передового социально-педагогического опыта и опыта социального воспитания.

Теоретическая функция социальной педагогики реализуется на трех уровнях: описательный (объяснительный), диагностический и прогностический.

2) прикладные задачи:

- выработка рекомендаций о содержании и способах социально-педагогической помощи и сопровождении социально уязвимых групп детей;

- разработка способов социально-педагогической профилактики и реабилитации детей с отклоняющимся поведением;

- разработка методов эффективного педагогического влияния на социум.

Выполняя прикладную функцию, социальная педагогика призвана влиять на определение приоритетов социальной политики страны и региона.

Главная функция социальной педагогики – исследовать проблемы жизнедеятельности человека в конкретных условиях, в отношениях самого индивида со средой с учетом ценностных ориентаций, которые формируют семья, школа, производственная среда, а также на основе изучения позиции самой личности как субъекта самосовершенствования и изменения социума.

 

Принципы социальной педагогики – это ведущие положения, требования, идеи, в соответствии с которыми должны осуществляться процессы социально-педагогического исследования и социально-педагогической деятельности.

Принцип социально-исторической обусловленности предполагает, что источники развития личности следует искать в конкретных социально-исторических и социокультурных условиях развития общества, присущих ему ценностях, идеалах, общественно одобряемых нормах поведения. Он подчеркивает значительную роль конкретной микросреды в формировании личности.

Принцип социальной ответственности подчеркивает необходимость учитывать в воспитании традиции, обычаи, взгляды окружающего человека среды с момента его рождения, которые передаются из поколения в поколение и под влиянием которых происходит процесс формирования личности, психологического склада характера.

Принцип приоритета семьи. Семья рассматривается как основной институт социализации личности, где закладываются базовые жизненные ценности, жизненные идеалы, нормы поведения, общения, отношений к людям, труду и т.д. В рамках иных институтов социализации совершается последующая социализация. Их социальная роль сводится к дополнению и корректировке воспитания, полученного в семье.

Принцип гуманистических ценностей определяет гуманистическую направленность социальной педагогики, которая базируется на приоритете таких нравственных ценностей в воспитании, как доброта, милосердие, понимание, совестливость, справедливость и др.

Принцип социальной активности личности требует рассматривать личность как объект и субъект преобразовательной деятельности, подчеркивает идею активного овладения социальными нормами.

Научные подходы социальной педагогики

1. В основе социально-педагогических исследований и практической деятельности лежит личностно-ориентированный подход, который указывает на приоритет человека в системе взаимоотношений «личность – общество - государство». Он предполагает глубокое знание конкретного индивида, его индивидуальных психологических особенностей, состояния здоровья, нужд, интересов; возможных отклонений в развитии; умение анализировать его деятельность, наблюдать и грамотно оценивать.

2. Социальную педагогику как науку отличает личностно-средовый подход к изучаемым явлениям, событиям, который требует глубокого знания окружающей личность среды, умения учитывать ее позитивные и негативные факторы.

3. Социальная педагогика базируется на личностно-деятельностном подходе, суть которого заключается в том, что преобразование человека и окружающей его среды возможно лишь путем участия индивида в личностно и социально значимой деятельности.

4. Для социальной педагогики, строящей свое содержание на интеграции научных знаний о человеке, характерен междисциплинарный подход, который предполагает совместную работу разнопрофильных специалистов в оказании комплексной помощи человеку.

5. Краеугольным камнем социальной педагогики является межведомственный подход. На практическом уровне он выражается в конкретных технологиях социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества различных ведомств в решении проблемы воспитательного или социального плана.

6. Отличительной чертой социально-педагогического исследования и практической деятельности является проблемный подход, суть которого состоит в том, что объектом анализа и деятельности становится прежде всего проблема конкретного человека (ребенка). Причем эта проблема рассматривается в контексте взаимоотношений и взаимосвязей индивида как с внутренней средой, так и внешней.

7. Социальная педагогика, рассматривая социум как целостное интегративное воспитательное пространство, опирается на системный подход, системный анализ социума, всех его структурных компонентов.

Совокупность обозначенных подходов составляет универсальный социально-педагогический метод познания, что позволяет рассматривать социальную педагогику как методологическую основу построения воспитательных, образовательных и социальных систем.

 

Научный статус той или иной отрасли знания во многом зависит от уровня развития теории, которая дает представление о законах и закономерностях, объективно отражающих область действительности, являющейся предметом изучения данной науки. Система знаний науки отражается в ее понятиях (категориях). Понятия в науке закрепляются не сразу. Рождаясь стихийно как результат осмысления реальной действительности и эмпирического опыта, они становятся частью системы науки. К основным категориям социальной педагогики относятся: социальная педагогика, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальный педагог, защита детства, социализация, социальный институт, сопровождение и др. Ведущими из них являются социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность.

 

В решении своих задач социальная педагогика широко использует достижения таких наук, как общая и возрастная психология, социальная психология, философия, физиология и медицина, юриспруденция и социология, культурология, этнография, дефектология и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.