КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Социализация ребенка как ключевая проблема социальной педагогики
План: 1. Понятие о социализации, ее сущность и содержание. 2. Подходы к трактовке сущности процесса социализации. 3. Виды и составляющие социализации. 4. Механизмы социализации. 5. Этапы социализации, характеристика раннего этапа социализации. 6. Факторы социализации, их типология.
Социализация представляет собой процесс овладения человеком социальными нормами и социальными ролями. Это процесс превращения человека из биологического существа в существо социальное. Социальные нормы – правила, эталоны или стандарты поведения и отношений, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества и регулируют жизнедеятельность людей. Социальная роль – шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному социальному статусу человека. Социальный статус – определенная позиция человека в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Понятие социализации имеет полидисциплинарный характер и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является однозначным и трактуется с позиций различных научных подходов. Так, одним из распространенных подходов к определению понятия «социализация» является его трактовка как процесса адаптации человека к условиям социальной среды. В данном случае социализация определена как процесс вхождения человека в социальную среду и приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам. С позиций гуманистической психологии социализация трактуется как процесс активного вхождения человека в новую социальную среду, овладения социальными нормами и ролями, преодоления возникающих трудностей и сохранения своей индивидуальности. Это процесс самоактуализации, самореализации, преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению. Эти два подхода не противоречат друг другу, определяя двусторонний характер социализации. Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этапы овладения социальными нормами: - освоение норм; - усвоение норм; - присвоение норм; - соблюдение норм в процессе жизнедеятельности.
Виды социализации: а) полоролевая – овладение нормами и ролями полоролевого поведения; б) семейная – овладение нормами, ролями и ценностями семьянина; в) профессиональная – овладение профессиональными нормами, ролями и ценностями; г) гражданская – овладение гражданскими нормами, ролями и ценностями. Составляющие социализации: а) стихийная социализация; б) относительно направляемая социализация; в) относительно контролируемая социализация; г) более или менее сознательное самоизменение человека.
Механизмы социализации – это внутренние двигатели данного процесса, определяющие его характер и направленность. Различают психологические и социально-педагогические механизмы социализации. К первой группе относятся: а) импринтинг – запечатление в сознании, памяти ребенка определенных событий, явлений в его жизни, которые в будущем могут определять характер его мироощущений и поступков; б) подражание – копирование модели поведения кого-либо; в) идентификация – уподобление образу мыслей, жизни кого-либо; г) экзистенциальный нажим – формирование определенной модели поведения под социализирующим влиянием окружающей микросреды. Ко второй группе механизмов отнесены: а) традиционный – овладение социальными нормами через традиции (национальные, религиозные, профессиональные, семейные); б) институциональный – овладение социальными нормами в процессе взаимодействия человека с социальным институтом; в) стилизованный – овладение ценностями, моделями поведения в определенной культуре или субкультуре; г) межличностный – овладение нравственными или культурными нормами в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него людьми.
Социализация представляет собой процесс, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости. Подходы к выделению этапов социализации: - начальная (ранняя) социализация – дети; - продолженная (поздняя) социализация – взрослые. Это качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап – самый важный и самый трудный, так как в детстве закладывается фундамент социализации, все базовые характеристики личности. Вместе с тем это самый незащищенный ее этап. Обретение вначале гражданской (получение паспорта и права голосовать), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителей) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социалимзации. А.В.Мудрик определяет следующие этапы социализации: Младенчество (от рождения до 1 года); Раннее детство (1 – 3 года); Дошкольное детство (3 – 7 лет); Младший школьный возраст 9 7 – 10 лет); Младший подростковый возраст (10 – 12 лет); Старший подростковый возраст (12 – 14); Ранний юношеский (15 – 17 лет); Юношеский (18 – 23 года); Молодость (23 – 30 лет); Ранняя зрелость (30 – 40); Поздняя зрелость (40 – 55); Пожилой возраст (55 – 65 лет); Старость (65 – 70 лет). Социальная педагогика изучает процесс социализации человека до этапа молодости, т.е. социализацию подрастающих поколений.
Институты социализации – учреждения и организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение социальным нормам и освоение социальных ролей. Они выполняют функции: - обучают ребенка нравственным, культурным нормам и образцам поведения; - контролируют то, насколько глубоко, прочно и правильно усвоены эти нормы. Первичные агенты – представители ближайшего окружения ребенка, оказывающие значительное на него влияние. Вторичные агенты – второй эшелон влияния, они оказывают менее важное влияние на ребенка. Социальная педагогика исследует процессы социального воспитания и социальной поддержки человека (ребенка) в контексте его социализации. Характер социализации человека напрямую обусловлен характером окружающей человека социальный мир, включающий в себя общественные условия (материальные и духовные) существования, развития и деятельности людей. Социальная среда – сложная, многогранная система, включающая в себя как стихийно, так и сознательно действующие факторы, влияющие на формирование личности человека. Социальная среда в широком смысле выступает как макросреда, охватывающая экономическую, социальную, политическую и духовную систему отношений. Из этого следует, что на социализацию человека оказывают влияние определенные макрофакторы (страна, общество, этнос, государство). Выделяется мезосреда, охватывающая региональные, территориальные, поселенческие и небольшие социокультурные общности. Соответственно, на социализацию человека влияют такие мезофакторы, как регион, тип поселения, субкультура, СМИ. Так как социальная педагогика представляет собой теорию и практику решения социальных проблем человека (ребенка), то для нас особо важно изучение микросреды – непосредственного социального окружения человека (ребенка) и влияние микрофакторов его социализации (семья, группа сверстников, микросоциум, воспитательные организации).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |