КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест для самопроверки уровня усвоения знаний по дисциплине
Поведенческая норма – это образец действия, мера допустимого поведения людей, которая официально установлена и ли сложилась на том или ином этапе развития общества. Усвоение социальных (правовых, нравственных, культурных) норм составляет основу социализации человека. Соблюдение этих норм гражданами определяет культурный уровень общества. Однако в обществе всегда были и есть люди с отклоняющимся от социальных норм поведением. Отклоняющееся поведение – система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Любого рода отклонение от действующих в обществе норм носит название девиация. Тема 6. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
План: 1. Понятие об отклоняющемся поведении. 2. Типы отклоняющегося поведения, их характеристика. 3. Характеристика детей с девиантным поведением. 4. Причины отклоняющегося поведения детей и подростков. 5. Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков.
В рамках типологии отклоняющегося поведения все его проявления подразделяются на два основных типа: 1) девиантное поведение; 2) делинквентное поведение, а их носители соответственно на: 1) девианты – нарушители общественного порядка; 2) делинквенты – правонарушители. Девианты демонстрируют антиобщественное, антидисциплинарное поведение, не подлежащее суровым правовым санкциям или поведение, наносящее вред, прежде всего, самому себе. Действия делинквента вступают в конфликт с правовыми нормами, являются преступлениями и подлежат уголовной ответственности. Девиантная форма отклоняющегося поведения несовершеннолетних в ситуации невнимания к ней соответствующих институтов общества закрепляется, становится устойчивой и перерастает в делинквенцию, т.е. приобретает свою крайнюю форму – преступный характер. В социальной педагогике девиантное поведение определяется как один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Это ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции (демонстрация, агрессия, вызов, уклонение от учебы, бродяжничество, суицидальное поведение). Разновидностью девиантного поведения является аддиктивное поведение как вид отклоняющегося поведения, в основе которого лежит та или иная устойчивая зависимость: - химическая (курение, токсикомания, наркозависимость, алкоголизм); - игровая (гэмблинг) – компьютерная зависимость, азартные игры, игровые автоматы; - нарушение пищевого поведения (переедание, голодание); - религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту). Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки, которые сложились в устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, а также противоправные поступки, которые по достижению возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям Уголовного кодекса. Это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Виды делинквентного поведения: агрессивно-насильственное, корыстное и распространение наркотиков. При характеристике детей с девиантным поведением используются определенные понятия. Педагогическая запущенность представляет собой состояние ребенка, обусловленное недостатками в учебной, воспитательной работе с детьми, проводимой в семье и школе. Она включает: недостатки в общеобразовательных знаниях, умениях и навыках; отставание в общем развитии (физическом, психическом, личностном); искажения в отношениях к себе, к окружающим, к различным видам деятельности, ее результатам. Ее характеризуют стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общественного поведения. Трудновоспитуемость представляет собой состояние, связанное с затруднениями в воспитании личности ребенка, его неспособностью или нежеланием усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать. Трудновоспитуемый подросток оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает недоверие, неуважение к педагогу, проявляет негативизм в педагогическому процессу, провоцирует конфликтные ситуации. Социальная запущенность – более глубокая стадия запущенности ребенка, связанная с несформированностью (потерей) социальных качеств и навыков поведения, малой сферой социальных интересов. Наряду со школой подросток отчуждается и от семьи, становясь беспризорным. «Ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «дети группы риска» - дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, неадекватным нормам и требованиям ближайшего окружения (семьи, школы). Признаки проблемных детей или детей группы риска: уклонения от учебы; низкая общественно-трудовая активность; негативные проявления; негативизм в оценке действительности; повышенная недоброжелательность по отношению к педагогам и взрослым, другим детям; равнодушно-скептическое отношение к воспитательным мерам. Трактовка причин отклоняющегося поведения тесно связана с пониманием самой природы этого явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня – биологические, психологические и социальные. Психологический подход – особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к девиантному поведению (неуверенность в себе, низкая самооценка, дефицит эмоционального контакта с матерью в первые годы жизни). Социологическая теория исходит из того, что девиантное поведение является следствием усвоения человеком негативного социального опыта. Факторы, негативно влияющие на социальное развитие и поведение детей и подростков: - социальные; - семейное неблагополучие; - недостатки ва организации школьной жизни; - нарушения в сфере межличностных отношений; - психические новообразования подросткового возраста. Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков обусловлено социальными, семейными, внутришкольными неблагоприятными для их социального развития условиями, а также обстоятельствами развития и воспитания, личностными качествами и сферой общения. При этом ни один из факторов не является основополагающим. Более важную роль играет то, как преломляются данные факторы в психике ребенка, как воспринимаются им жизненные обстоятельства и события. Ведущим направлением в преодолении явления отклоняющегося поведения среди детей и подростков служит профилактика. Профилактика - совокупность мер, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении детей и подростков. Под профилактикой в девиантологии понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: - предотвращение возможных негативных воздействий физических, психологических или социокультурных обстоятельств на отдельного ребенка, входящего в группу риска; - сохранение и защита нормального уровня жизни, физического и нравственного здоровья ребенка; - закрепление положительного опыта социального поведения; - искоренение источников дискомфорта в самом ребенке; - формирование у подростков твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции, главного нравственного стержня, определяющего позицию человека в жизни. Направления деятельности по профилактике социально негативных отклонений в поведении детей и подростков: 1. Повышение ответственности семьи за воспитание детей, восстановление воспитательного влияния родителей на детей, повышение педагогической культуры родителей. 2. Ликвидация неуспеваемости, устранение пробелов в знаниях. 3. Включение педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков во внеурочную воспитательную работу. 4. Применение методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения. 5. Повышение воспитательной роли образовательного учреждения. 6. Развитие тесного сотрудничества школы и семьи
Основными показателями эффективной индивидуальной профилактической работы на уровне законодательства и педагогических целей принято считать: улучшение положения и качества жизни ребенка; устранение источников неблагополучия; защищенность прав несовершеннолетнего в сферах семейного воспитания и развития, образования и здоровья.
1. Отличие социально-педагогической виктимологии от дефектологии состоит в том, что: дефектология изучает проблемы людей, имеющих тяжелые недостатки в физическом и психическом развитии, лишенных речи, слуха они принадлежат к различным отраслям научного знания социально-педагогическая виктимология изучает влияние виктимогенных факторов на человека, а не сами жертвы неблагоприятных условий социализации
2. Основной социализирующей функцией общеобразовательной школы является: приобщение ребенка к культуре общества приобщение ребенка к социокультурным нормам и ценностям философско-мировоззренческая подготовка ребенка к жизни
3. Комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на предупреждение воздействия негативных факторов социальной среды на личность, носит название: профилактика коррекция реабилитация
4. Термин «дети группы риска» относится к детям: здоровье, нравственное или психическое развитие которых подвергается риску которые рискуют своей жизнью которые являются выходцами из семей группы риска
5. Ведущие требования к содержанию и организации социального воспитания трактуется как: принципы социального воспитания методы социального воспитания ценности социального воспитания
6. Рождение социальной педагогики как науки вызвано: общественной потребностью в повышении эффективности воспитания подрастающего поколения общественной потребностью в системе знаний об обществе и человеке общественной потребностью в теоретических и прикладных решениях проблем взаимодействия ребенка и социальной среды
7. Форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц носит название: патронаж опека попечительство
8. Школьная дезадаптация ребенка представляет собой: процесс или результат нарушения ребенком норм школьной жизни состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения уход ребенка в асоциальные компании с полной утратой интереса к учебе
9. Какой преобладающий стиль семейного воспитания лежит в основе отклоняющегося от нормы поведения детей: гиперопека безнадзорность жестко авторитарный
10. Виктимизация человека – это: превращение его в жертву социализации превращение его в жертву неблагоприятных условий социализации индивидуализация человека
11. Мезофакторы социализации включают в себя и такой фактор, как: подростковая субкультура государство группа сверстников
12. Отличие социальной педагогики от общей педагогики заключается: в различии методов исследования в различии методологических основ в различии предмета исследования
13. Активизация деятельности различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи выражает: образовательную функцию социально-педагогической деятельности психологическую функцию социально-педагогической деятельности посредническую функцию социально-педагогической деятельности
14. Педагогически ориентированная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь трактуется как: воспитание социальное воспитание социализация
15. Микросоциум как фактор социализации – это: семья, в которой живет ребенок часть общества, несущая его черты общность, включающая в себя семью, группу сверстников, различные учреждения
16. Социальная педагогика – это наука, изучающая: воспитательные силы общества и способы их актуализации социальную сферу общества и социальную политику государства образование как фактор развития личности ребенка
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |