Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результатами контент-анализа, проводимого в отношении функционирования группы

Относительно техники ведения консультационной группы следует заметить, что этапы групповой работы в целом соответствуют стадиям и решаемым в ходе их прохождения задачам, известным в классической индивидуальной форме консультационной деятельности. Что касается применяемых процедур, то среди них выделяют:

1. Структурирование задач. Она предполагает фазу знакомства, обозначение причин формирования группы, выявление конфликтных установок и чувств членов группы, планирование достижений, ознакомление группы с действующими в групповой консультационной практике принципами.

Бах (1954) рекомендует производить знакомство группы с принципами и процедурой работы посредством предварительной заготовки и раздачи участникам специальных листков, где всё это указано.

2. Техника "по кругу" - направлена на "разогрев" эмоций с тем, чтобы вывести общение на эмоциональный уровень, предполагающий снижение интеллектуального контроля за эмоциями, и связана с осуществлением обмена участниками чувствами и мнениями, отражающими их актуальное состояние.

3. Техника тренинга общения заключается в том, чтобы добиться от участников коммуникационного взаимодействия, в котором им предлагается следовать принципам:

а) принцип прямой коммуникации: "Мы никогда не скрываем чувства, которые испытываем по отношению к другому человеку из группы. Выражая эти чувства, мы смотрим прямо в глаза тому, с кем говорим и употребляем его имя или местоимение ты".

б) принцип анализа вопросов: "Когда мы задаём вопрос, мы должны упомянуть предположение, лежащее в основе этого вопроса".

в) принцип анализа советов: "Когда мы даём совет, мы должны привести рассуждение на тему о том, что в нашем собственном опыте заставляет нас так решительно придерживаться этой рекомендации".

4. Техника психодрамы или техника разыгрывания ролей - позволяет клиенту через игровое выражение проблем понять свои внутренние конфликты, что особенно ценно, не испытывая излишнюю стыдливость и напряжение. Она предусматривает решение этих задач следующими средствами:

а) обмен ролями;

б) техника дублирования (техника "внутреннего голоса");

в) монолог спрятанных мыслей;

г) техника зеркала - позволяет увидеть себя со стороны;

д) техника периодических стимулов по выявлению диапазона возможностей в исполнении ролей;

е) техника скрытой темы - развивает способность действовать в скрытой ситуации;

ж) техника общения без слов - раскрывает невербальные ресурсы коммуникации и выразительности.

5. Техника обобщающей интерпретации - помогает составить полную картину того, что произошло в группе за консультативную встречу, заостряя внимание на:

- теме;

- индивидуальных проблемах;

- межличностной динамике.

6. Техника общения после сеанса преследует цели подготовки к дальнейшей работе при проведении обсуждения некоторых вопросов по окончанию групповой консультации. Она ориентирована на решение задач:

а) подкрепление инсайтов, достигнутых при работе группы;

б) подготовка к работе с трудным, вызывающим сопротивление материалом, путём образования социальных коалиций;

в) разрядка сдерживаемого напряжения, которое появилось, но не нашло выражения в работе группы;

г) получение эмпирических данных о невротических характеристиках поведения (проявления переноса) для дальнейшей проработки.

Условием для применения техники выступают правила:

1. Сохранение исследовательского состава группы.

2. Отсутствие встреч после сеансов, за исключением этого времени.

3. Материалы послесеансного общения должны обязательно появиться на регулярных консультационных встречах.

Контент-анализ обычно касается темы, обсуждаемой в ходе консультации и того, что с ней происходит:

1. Развитие темы. Интерес представляет изучение истории развития темы по схеме:

- как и при каких обстоятельствах тема была предложена;

- как шла работа над темой (интеллектуальная, эмоциональная вовлечённость, включение примеров-иллюстраций, реакция на мнение членов группы);

- какие изменения произошли с темой в ходе работы (что изучено досконально, что опущено);

- окончательная участь темы.

2. Тематическая согласованность - отражает глубину понимания темы последующим участником и степень его согласия с предыдущим участником обсуждения. Согласованность оценивается по критериям:

а) совпадение темы;

б) расширение темы;

в) модификация темы;

г) смена темы.

Главное отличие группового консультирования от индивидуального заключается в том, что такая его составляющая, как адресат консультационной помощи, представлена не одним лицом, а группой. Правильное формирование консультационной группы и её пространства - залог успеха коррекционной работы. Прежде всего групповая консультационная работа должна отвечать двум основным требованиям:

1) способствовать удовлетворению потребностей клиентов;

2) содействовать реализации нужд группы.

Чаще всего групповая консультационная работа сочетается с индивидуальной, объём которой, равно как и частота консультативных встреч, может постепенно снижаться.

При формировании состава группы отправным пунктом является определение необходимости её гетерогенности или гомогенности, что осуществляется при опоре на критерии:

1. Демографический (пол, возраст, образование).

2. Клинический (симптомы, синдромы, диагноз).

3. Личностный (характер, интеллект, интересы, исполнение роли).

Приверженцы гетерогенных групп (Bennis, Shepard, 1974) аргументируют свой выбор стремлением создать общество в миниатюре. Гетерогенность имеет некоторые преимущества (ускоряется динамика групповых процессов) и отдельные недостатки (отдельные члены могут оказаться в позиции изолированных). Особое внимание в последнее время уделяется такому критерию, как распределение "ролевых вакансий". Оно предусматривает соблюдение баланса ролей. Считается оптимальным, когда члены группы представлены всеми возможными ролями, имеющими отношение к решению поставленной проблемы.

Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, и их члены лучше оказывают друг другу эмоциональную поддержку, что позволяет использовать эти группы при необходимости преодоления проблемы в ограниченные сроки. Таким группам отдаётся предпочтение при консультировании зависимых и созависимых лиц, а также страдающих неврозами и испытывающих соматические недомогания и сексуальные проблемы.

Противопоказанием для включения индивида в любую группу является пониженный интеллект, психозы и склонность к бредовым идеям отношения, преследования, физического воздействия. Осторожность следует проявлять при включении в состав консультационной группы лиц с выраженными физическими недостатками (уродства, слепота, глухота). Недопустимо образование группы из индивидов, которые за пределами консультативных встреч связаны служебными и другими отношениями.

Относительно постоянства состава группы различают два основных её типа: закрытая - с постоянным составом;

открытая - с обновляющимся составом.

Открытый тип группы используется чаще, ибо всегда есть лица, которые покидают группу по собственной инициативе или исключаются из числа её членов общим решением консультанта и других участников группового консультирования. Обычно основанием к исключению служит их поведение, которое способствует прерыванию или затормаживанию продвижения группы к цели. Практик Хоббс причисляет к этой категории таких людей:

1) психологически изощрённые личности, жестоко использующие по отношению к другим своё знание психодинамики;

2) чрезвычайно агрессивные, враждебные люди, разрушающие атмосферу приязни и свободы, необходимую для успеха консультирования;

3) люди, находящиеся в постоянном контакте друг с другом.

Бах при исключении из членства группы руководствуется личностными критериями людей:

а) недостаточный контакт с реальностью;

б) культурно-табуированные или противозаконные крайности поведения;

в) доминантность характера, делающая его носителя хроническим монополистом в беседе;

г) люди с психопатической защитой и импульсивностью.

Для того, чтобы количество членов группы из-за покидания её состава некоторыми участниками не доходило до критического, необходимо её пополнение новыми людьми. Включение нового лица в группу даже полезно: оно способствует терапевтическому продвижению группы благодаря консолидации группового чувства. При появлении новичка ЭГО-система участников-старожилов усиливается, что и обеспечивает продуктивность, кроме того, "старики" приобретают опыт выражение соучастия и поддержки адаптирующимся.

В общем количественный состав группы, по мнению Лойзера, 1957; Хоббса, 1951 и Джоэла, 1950 - основателей групповой коррекции, должен быть невелик - от 8 до 12 человек. Тогда обсуждение, управляемое изнутри самой группой, способно развиваться более эффективно.

При организации группового консультирования существуют требования и относительно помещения, распределения в нём участников. Помещение должно отвечать условиям:

1) быть просторным для обеспечения свободы передвижения любому участнику;

2) отсутствие загромождённости предметами, отвлекающими внимание;

3) создавать благоприятную психологическую атмосферу;

4) не разделять участников столами, которые способны сыграть роль психологического барьера для свободного общения;

5) позволять размещение членов группы в форме круга в целях облегчения стимулирования их активности.

Каждый участник группы должен иметь возможность самостоятельного выбора для себя места, в котором он чувствует себя максимально комфортно. Выполняющему роль помощника консультанта лучше расположиться через несколько мест от руководителя консультации.

Продолжительность групповых консультаций обычно составляет 1-1,5 часа, а частота - раз в неделю. При таком режиме эмоциональная вовлечённость членов группы может контролироваться. Увеличивают возможность управления эмоциональной включенностью клиента в процесс психопомощи индивидуальные консультации, проводимые параллельно с групповыми.

Работа в групповом консультировании также обеспечивается посредством адекватного группового регулирования отношений между участниками группы. Принципиальные позиции, которым должны следовать все члены консультационного процесса в целях обеспечения психологической безопасности себе и другому, тождественны тем, что определяют саму деятельность психолога (честность, открытость, эмпатийность, ограниченность контактов консультационным процессом и прочие).

Естественно, что в консультационной группе, как и в любой другой, действуют свои нормы, выработанные её членами. Их нарушение влечёт за собой применение к нарушителям санкций. В каждой группе устанавливаются свои санкционные меры, исходя из специфики группы, решаемых ею задач. Однако существуют и общие правила, которым должен следовать каждый участник. По мнению Д.Б. Карвасарского, в традиционными обязанностями членов группы являются:

1. Выполнение распорядка групповых занятий.

2. Открытое искреннее высказывание своего мнения, чувств.

3. Сохранение в тайне того, что происходит в ходе групповой работы, за пределами занятий.

4. Оказание помощи товарищам по группе в осознавании и изменении ими способа поведения, если он противоречит общепринятым нормам.

5. Отказ от общих формулировок, определяющих суть и характер проблемы безучастно, отстранённо, все нормы активности должны отвечать принципу "здесь и сейчас".

6. Выслушивать взгляды, мнения, советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

Как показывает практика, следование установленным нормам зависит от информированности и сплочённости группы. По Левину (1951), сплочённость - это "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Данные наблюдения указывают, что подчинение нормам всегда более выражено в гомогенных группах, в сравнении с гетерогенными.

Таким образом, групповое консультирование как форма помощи иногда обеспечивает больший терапевтический эффект, чем индивидуальная работа. Особенно очевидна польза консультирования в условиях группы, когда клиент нуждается в поддержке, осваивая новое социальное пространство, в ситуациях, когда востребованы его социальные навыки, способность принимать роль и следовать ей. Не менее успешно групповое консультирование при преодолении обычных жизненных трудностей, критических периодов жизни.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Указать поле проблем, решаемых групповым консультированием.

2. Определить законы распределения "ролевых вакансий" в группе и привести список возможных ролей, которые могут быть представлены в консультационной группе.

3. Выявить психологические парадигмы, позиции и технические средства которых допускают и ограничивают их применение в групповом консультировании.

Письменное творческое задание: Создание сценария цикла групповых консультаций по проблеме (интересной исполнителю).

 

Литература:

1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультационная психология. - СПб.: Изд-во "Речь", 2001. - С. 252-269.

2. Кондрашенко В.Г., Донской Д.И. Общая психотерапия: - 3-е изд, испр., доп. - Мн.: Выш. школа, 1998. - С. 312-387.

3. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтичесая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 427-451.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6.1. Дифференциальная характеристика индивидуального и группового консультирования | Основные научные положения по теме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.