Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6.1. Дифференциальная характеристика индивидуального и группового консультирования




Цель лекции: ознакомление студентов с особенностями групповой консультационной работы, формирование представлений о преимуществах и недостатках группового консультирования в сравнении с индивидуальным

План лекции:

1. Признаки, различающие групповое и индивидуальное консультирование. Концептуальные основы группового консультирования.

2. Особенности построения и проведения группового консультирования.

3. Подходы к формированию консультационной группы.

4. Принципы и правила, регулирующие поведение участников консультационной группы.

 

Наряду с индивидуальным консультированием широкое распространение получило и групповое. В связи с частотой его применения в профессиональной сфере, где особое внимание уделяется природы оформления межличностных отношений и групповых процессов, а особенно, - уяснению характера прохождения групповой динамики, в последнее время более употребимым стал термин "коллективное консультирование", хотя и обозначение "групповое консультирование" не исключается из использования. На наш взгляд, именно понятие "групповое консультирование" определяет и более широкие сферы его применения, и вместе с тем точнее отражает суть консультационного взаимодействия. Главное преимущество и одновременно отличие групповой консультационной работы от индивидуальной выступает возможность одномоментного оказания помощи как минимум десяти индивидам, а не ограничение направленности психокоррекционного воздействия только одним лицом. Естественно, что для объединения консультируемых в одну группу нужны веские основания. Такими условиями служат:

- общность темы;

- согласованность интересов клиентов;

- единство проблемной области, нуждающейся в коррекции.

Групповое консультирование не исключает применение методов индивидуального консультирования. Традиционно в групповой консультационной работе они используются также широко, как и коллективные, образуя при этом разные варианты сочетания. Специалист в области оказания групповой психологической помощи Булер (Buhler, 1958) выделяет 4 основные способа согласования индивидуальных и групповых методов в групповой психокоррекции:

1) преобладание индивидуальных методов, и использование групповых как дополнительных;

2) в большинстве случаев использование групповых методик, индивидуальные являются лишь вспомогательным инструментом;

3) основным техническим средством выступают групповые методы;

4) сбалансированное применение групповых и индивидуальных методов.

Тем не менее, каким бы техническим средствам не отдавалось предпочтение при организации групповой консультации, прежде всего её отличает от индивидуальной то, что основное внимание сосредоточивается на интраличностных факторах, которые и обеспечивают личностные изменения каждого участника группы. Хотя, с точки зрения отдельно взятого клиента, консультируемого в группе, групповая форма работы по сравнению с индивидуальной, конечно, не гарантирует выполнение таких условий, как: полное внимание консультанта, психологическая безопасность конфиденциальность и прочих, преимущества её очевидны. Групповое консультирование предоставляет членам группы следующие возможности:

а) исследовать процессы и характеристики собственного социального поведения и других людей;

б) осознавать и изучать симптомы результатов восприятия себя другими;

в) вырабатывать отдельные навыки социального и, в частности коммуникативного, поведения;

г) выявлять проявления своего бессознательного (психологических защит, переносов, сопротивлений);

д) учиться принимать помощь от непрофессионалов;

е) вырабатывать навыки оказания психологической помощи в повседневной жизни;

ж) сравнивать личный внутренний опыт с опытом других;

з) расширять средства и пути экспрессивного поведения;

и) переносит во внешнюю социальную жизнь и закреплять (или пересматривать) навыки, полученные до этого в индивидуальной работе над собой;

к) укреплять своё "Я" на основе идентификации с отдельными членами группы;

л) обучаться приемам обнаружения и принятию сходства и различия между людьми, собой и другими;

м) укреплять позиции своего "Я" посредством деидентификации с идеями, ситуациями, чертами характера других членов группы.

Помимо этого групповая работа не препятствует достижению целей, которые являются основным достижением индивидуальной консультационной работы:

1) исследование проявлений бессознательного;

2) самоусиление;

3) доверие к себе;

4) самопринятие;

5) принятие на себя ответственности за свои чувства;

6) изучение и развитие собственной идентичности;

7) переучивание;

8) расширение имеющихся навыков и обучение новым, переоценивание прошлого опыта;

9) получение новой информации (М. Гулина, 2001).

Вместе с тем групповое консультирование значительно облегчает работу по переводу неконструктивных и неэффективных запросов (типа "Хочу, чтобы он (она, они) изменился и тогда я стану чувствовать себя легче, и моя жизнь наладится") в действенные, на что не требует отдельного консультационного времени. Перевод непродуктивных запросов, касающихся изменения других в работающие запросы, формулируемые в отношении себя, своих ресурсов и ответственности, осуществляется проще в ходе непосредственного консультационного взаимодействия в группе. В процессе консультационных коммуникаций, где вполне обычен опыт обмена мнениями, взглядами, казалось бы, нереализуемые желания клиента-участника группы быстро и не требуя специальных усилий заменяются достижимыми:

* изменить ситуацию;

* изменить себя так, чтобы адаптироваться к ситуации;

* выйти из ситуации;

* найти новые способы существования в заданной ситуации.

Однако, проведение групповых консультаций создаёт только видимость простоты решения задач. В действительности коллективное консультирования достаточно сложный вид оказания психологической помощи, который предъявляет особые требования к подготовке специалиста, что обусловливает избегание некоторыми психологами использования групповых методов. М. Гулина приводит следующие специфические способности и навыки, которыми должен владеть психолог, консультирующий группу:

1) наблюдательность;

2) способность к анализу и направлению процессов:

- групповой динамики (распределение ролей, психологические "игры"),

- группового и парного общения,

- ведения переговоров,

- посредничества в разрешении конфликтов,

- принятия групповых решений.

3) владение групповыми методами обучения (ролевые игры и дискуссии);

4) оперирование методами групповой психокоррекции;

5) наличие арсенала знаний и умений по стресс-менеджменту;

6) способность вооружать членов группы методами работы в группе и с группой.

Отдельные специалисты игнорируют групповую форму консультирования из-за концептуальных соображений. Психоанализу она чужда по причине того, что этой теорией делается акцент на индивидуальной правде клиента. Кроме того трепетное отношение психоаналитиков к явлению переноса не допускает применения группового консультирования, поскольку в нём феномен переноса подвергается частичному искажению.

В целом групповое консультирование обеспечивает условия для прохождения клиентом тех же стадий, что и при индивидуальной работе, с той лишь разницей, что групповое взаимодействие ускоряет преодоление консультационных этапов.

Оформлению группового консультирования как формы коррекционной работы поспособствовали некоторые теории личности и терапевтическая теория межличностных отношений. Среди концепций, описывающих законы личностного развития, для становления группового консультирования сыграли определённую роль следующие:

1. Теория Г. Мюррея, в которой особой важностью для консультативной практики имеют положения:

а) признание доминантности мотивации;

б) движущей силой развития личности выступает разрешение противоречия между испытываемыми индивидом потребностями (собственными и навязанными) и давлением общества;

в) организация человеком своей жизни опосредуется кратко- или долговременными целями;

г) биологическое начало в человеке является определяющим;

д) не все действия человека проявляются вовне, и это опосредуется его индивидуальностью;

е) в каждый момент жизни человек играет какую-то роль, соответствующую этому моменту.

2. Социометрическая теория Дж. Морено, указывающая на то, что:

а) роль, проигрываемая индивидом, соответствует внешним обстоятельствам и ситуации, которая складывается в его жизни на данный момент;

б) выполнение роли отражает индивидуальные черты её исполнителя;

в) взаимоотношения людей построены по принципу "теле";

г) перемена роли способна решить множество задач: социализации, коррекции поведения, обучить и сформировать умения, облегчить процесс отделения ребёнка от родителей, обеспечить процесс взаимного познания людьми друг друга;

д) условием психического здоровья человека является следование им в поведении принципу спонтанности.

3. Теория Г. Оллпорта, признававшая, что результат развития личности есть оформленная индивидуальность. Это развитие - ничто иное, как изменение мотивации и способов саморегуляции, и оно определяется психофизиологической системой и обусловливается внутренними ресурсами, которые личность стремится приумножить и усовершенствовать, используя для этого разные приспособительные средства, которые она черпает из общения с окружающими. Поэтому диагностика личности должна охватывать все указанные аспекты и производиться с помощью инструментов, позволяющих разносторонне изучить индивидуальные характеристики.

4. Теория Г. Мерфи раскрывает каналы взаимосвязи личности и окружающего мира объясняя её через наличие и у них частей, вступающих во взаимодействие. Человеку эту бесценную возможность обеспечивает тройственный характер его сущности:

- биологическая (отражает силу и разнообразие человеческих потребностей);

- культурная (усваивая культурные ценности, человек становится фиксированным и стандартным);

- творческая (через творчество человек стремится понять себя, окружающий мир и определить своё будущее).

5. Теория поля Курта Левина, которая поспособствовала расширению использования групповых методов коррекции за счёт внедрения её положений в практику Ф. Пёрлзом. Согласно этой теории личностное развитие достигается за счёт использования ею разных методов в достижении поставленных целей. Среди возможных путей К. Левин выделяет:

- адекватное действие (локомоция);

- замещающее действие;

- воображаемое действие;

- передача напряжения одной системы (индивида, группы) другой системе (одному человеку, группе);

- переход к хаотичной активности;

- переструктурирование среды.

6. Теория мотивации достижений Дж. Аткинсона, провозглашающая, что стремление к успеху способствует личностному развитию, поскольку получение любого личностно и социально значимого продукта подкрепляется положительными эмоциями.

7. Теория открытого и закрытого сознания М. Рокича, позволяющая точно определить систему ценностей, которая опосредует личностную динамику.

8. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестигнера, признающая роль противоречия, проявляемого в процессе познания окружающего, как стимула личностного совершенствования и причины изменения социального поведения личности.

Терапевтическая теория межличностных отношений появилась как отклик на результаты наблюдений за группами, сообществами, чьё обобщение данных выявило, что группа или пара может отличаться психологическим "нездоровьем" наряду с отдельно взятой личностью. Нездоровье групп особо явно проявило себя в системе отношений, складываемых между их членами. По характеру отношения были дифференцированы на:

- зависимые и независимые;

- близкие и отчужденные;

- функциональные и дисфункциональные.

В связи с этим Х. Джекинс избрал направление своей практической деятельности - превратить зависимые, отчуждённые и дисфункциональные отношения в открытые, принимающие, способствующие решению задач взаимодействующих и достижению целей самого контакта. Предложенная им технология "переоценочного консультирования", суть которой более точно определяет термин "со-консультирование" (co-counseling) основана на том, что участники попеременно играют друг для друга роль консультанта. Её фундамент составляют принципы, исключающие возможность провокации у участника зависимого поведения используемым в консультационном процессе материалом или самим партнёром по взаимодействию. Преимущество технологии заключается в том, что обмен ролями позволяет:

- оградиться от ограничений и искажений в опыте взаимодействия посредством изменения установки в общении на проявление сознательного внимания к партнёру;

- избавиться от выученных стереотипов чувствования и поведения;

- переструктурировать отношения за счёт разрешения себе разрядку и переоценку;

- переориентироваться на разумное поведение, предполагающее опору на интеллект и возможность получения от процесса жизни удовольствия и наслаждения;

- избегать в процессе воспитания действий и установок ("Не бойся!", "Не плачь!", "Возьми себя в руки!"), пресекающих возможность эмоциональной разрядки для травмированного лица, как неэффективных;

- перейти к разумной оценке и новому пониманию ситуации после переживания эмоциональной разрядки, внешними признаками которой являются: плач, рыдания, дрожь, потоотделение, смех, гневные выкрики, непроизвольные жесты и другие, несвойственные в обычном поведении реакции;

- понять природу отказа индивида от самости, спонтанности, когда в результате неразряженности эмоционального напряжения, возникшего как реакция на травму, эмоции блокируются, чем препятствуют полноценному течению энергии в организме, которое уже не способно активизировать разум и обеспечить разумное поведение;

- объяснить конфликтную природу отношений с помощью "условных рефлексов", являющихся ничем иным как результатом воспитания;

- внушить любому члену группы, что можно выступить инициатором разумного поведения, не дожидаясь появления его со стороны других людей.

Таким образом, терапевтическая теория межличностных отношений изменила взгляд на межперсональные взаимодействия, определив в них важный аспект - обеспечение поддержки друг другу через создание условий к эмоциональной разрядке и получению возможности правильной оценки ситуации.

Особенности группового консультирования касаются 3-х основных моментов::

- поведения руководителя;

- поведения участников;

- самого консультационного процесса, оформления его пространства и времени, используемых техник и контент-анализа результатов консультационного взаимодействия.

Поведение руководителя строится в соответствии с выполняемыми им функциями:

1) организация группы (подбор участников, определение графика работы и временных рамок деятельности группы);

2) обслуживание группы связано с обеспечением групповой работы техническими средствами (раздача канцелярских товаров, ведение общегрупповых записей и прочее);

3) регуляция хода и протяжённости каждой консультационной встречи, всего процесса - в соответствии с этой целью руководитель выступает как катализатор обсуждения прорабатываемых вопросов.

Для реализации последней функции, помимо мониторинга (напоминания о пределах времени консультации, об административных предписаниях), руководителем используются средства:

а) инициатива - т.е. предложение новых идей, процедур, путей;

б) поправки - корректировка тех идей, способов, которые уже предложены;

в) поддержка позиций отдельных членов группы;

г) сопротивление - связано с выражением сомнения в отношении некоторых идей, с отвлечением внимания на членов группы в целях отказа от отдельных соображений;

д) обобщение высказанного в группе;

е) вопросы - установление мнения о каких-то явлениях, событиях;

ж) отвлечение членов группы от той или иной темы;

з) контроль за распределением активности, степенью и продолжительностью её проявления;

и) информация - включает от простого сообщения сведений в целях расширения представления участников группы с чем-либо до информирования, влияющего на мнение и поведение группы.

4) определение направления работы - осуществляется через постановку проблемы без указания ожидаемого результата;

5) управление активностью членов группы, которое достигается посредством методов:

* активизация - направлена на повышение мотивации участников группы;

* сдерживание - предполагает приглашению к высказыванию одних и просьбу воздержаться от комментариев других; призыв к порядку и проявление внимания к тому или иному феномену;

* разработка идей - основана на оперировании имеющимся материалом (все тезисы оформляются из наличных идей и фактов);

* проверка настроений участников групповой работы.

6) участие в работе группы на общих правах с другими её членами.

Указанные функции руководителя оказываются действенными при условиях - умелого их применения и готовности рядовых участников следовать в своём поведении предписаниям тренера. Предполагается, что члены группы могут использовать в своём поведении некоторые из функций, свойственных роли руководителя. Однако даже при этом их поведение все же будет отличатся от поведения организатора группы некоторыми чертами. Наибольшего внимания заслуживают следующие характеристики в поведении консультируемых членов группы:

Степень активности. Она может быть проанализирована с помощью её сравнения по продолжительности, проявленности в поведении и деятельности других участников.

Выразительность вербального участия. Этот параметр оценивается по критериям: громкость, эмоциональность речи, её высота и другие свойства.

Влияние на группу. Может быть двух видов: прямым и косвенным. Прямое влияние имеет непосредственное отношение к основной теме и различается по адресатам апелляции. Среди объектов, к которым апеллирует клиент, различают:

* рассудок и логика ("Разумнее было бы....");

* интерес ("Любопытно, а как...");

* благоразумие ("Прекратите дурачиться....");

* этикет и эстетический вкус ("Не при дамах....");

* удовольствие ("Было бы здорово...");

* потребности, в том числе зависимость ("Должно было бы сделать...").

Косвенное влияние не связано с основной темой, содержанием дискуссии. Оно оказывается посредством:

а) личных характеристик (противоположность пола, другой возраст, различие в росте);

б) социальных особенностей (профессиональная принадлежность, образование, социальный статус, опыт);

в) невербальных средств (другие громкость, высота, тембр голоса);

г) невербальных качеств (физическая привлекательность, одежда, взгляд, молчание, нетерпение и прочие).

Модель адресаций. Она определяется частотой обращения к члену группы других участников (есть лица, к мнению которых апеллирует постоянно, и это делает большинство участников, а существуют лица, не претендующие на монополию внимания, имеются и такие, которые способны за счёт привлечения внимания к себе обусловить изменение направленности группового мнения, деятельности).

Естественно, что и поведение руководителя, и тем более консультируемых членов группы, опосредуется:

1) техникой ведения группового консультирования;

2) используемыми процедурами;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.