Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировка личности на настоящее, прошлое, будущее




Дошкольному возрасту, младшему школьному возрасту, отрочеству, юности свойственны:

а) отсутствие конкретных планов на будущее;

б) размытость планов на будущее (Они представлены мечтами, фантазиями, грёзами о будущем, несбыточными и оторванными от жизни, поскольку в детском сознании эти планы никак не связаны ни с настоящим, ни с прошлым.);

в) планы на будущее не находят опоры в настоящем, так у детей и юношей нет чёткого понимания, что настоящее - фундамент, задел будущего;

г) раздельное существование настоящего, прошлого и будущего.

У взрослых отмечается:

а) тесная связанность в сознании настоящего, прошлого и будущего, которая укрепляется с возрастом;

б) построение планов на будущее всегда опирается на прошлый опыт;

в) настоящее соизмеряется с прошлым и используется для улучшения подготовки к будущему.

2. Личностные характеристики, определяющие Я-концепцию и самооценку:

В соответствии с личностной направленностью формируется Я-концепция и предопределяются критерии самооценки.

Представителей детской группы:

а)интересуют их физические, волевые качества, а юношей ещё и моральные.

б) самооценка в детском возрасте определяется алгоритмом: "Каков я в сравнении с моим идеалом?"

Членов взрослой субкультуры:

а) заботят деловые качества, прежде всего, связанные со способностями, проявляемыми ими в личностном и деловом общении с людьми, и вызывающие с их стороны определенные реакции;

б) самооценочная проблема во взрослом возрасте описывается следующим образом: "Каков я на самом деле, и почему люди относятся ко мне именно так?"

3. Мотивация, сфера интересов:

У детей мотивация связана с удовлетворением сиюминутных потребностей, а у подростков и юношей - с авторитетом и общением со сверстниками.

Мотивация взрослых концентрируется вокруг двух интересов:

- обеспечение материального благополучия;

- достижение морального удовлетворения от жизни, - обеспечивается за счёт заботы о семье и близких людях или за счёт трудовой деятельности (Для лиц творческих профессий труд часто становится целью и смыслом жизни.).

4. Эмоции и чувства:

Периоду детства свойственны:

а) превалирование над другими эмоциями грусти и радости;

б) частая смена эмоций, настроения;

в) отсутствие сложных чувств и длительных переживаний, устойчивых и продолжительных состояний;

г) доминирование стенических эмоций.

Взрослым характерны:

а) устойчивый характер чувств и эмоций;

б) тяжёлые человеческие чувства: одиночество, фрустрация, разочарование в жизни и прочие;

в) устойчивость самочувствия и настроения;

г) преобладание астенических эмоций.

Кроме того, следует отметить, что общепринятой нормой для ребёнка считается постоянная улыбчивость, радость (что у взрослых рассматривается уже как отклонение при некотором постоянстве), а не нормой, требующей вмешательства извне, и считающимся тревожным симптомом для его близких, - проявление печали, грусти, подавленного настроения, или отсутствие на протяжении длительного времени стенических эмоций. У взрослого нормой выступает постоянно выражаемое относительное спокойствие, регулярные жалобы на плохое самочувствие, неудовлетворительное настроение.

Подобные характеристики должны учитываться не только непосредственно в консультировании, но и при диагностике, включённой в процесс оказания психологической помощи.

В отношении взрослых должны учитываться особенности:

1) следует применять методы личностной и социальной ориентировки. Интеллектуальные методы в этом возрасте неактуальны, ибо к началу взрослого возраста интеллектуальное развитие завершилось, а личностное и межличностное продолжается;

2) при диагностике способностей во взрослом возрасте уделяется внимание сохранности общих и развитию специальных способностей (наиболее значимо при профотборе).

3) необходимо учитывать уменьшенную готовность взрослых подвергать себя разнообразным экспериментам, которые, соответственно должны отнимать минимум времени, иначе взрослый очень скоро начинает терять интерес к их выполнению.

4) целесообразно ориентироваться на закомплексованность взрослых, влекущую за собой нежелание вскрывать "теневые"(терминология К. Юнга) стороны своей личности, и в соответствии с этим подбирать тестовые и задания коррекционной направленности, не требующие касания сторон, которые индивид хочет скрыть.

При работе с детьми, напротив, внимание сосредоточивается на:

1) общих способностях, обеспечивающих им гармоничную социализацию;

2) специальных способностях, в целях установления одарённости, и впоследствии, создания специальных условий, повышающих адаптивные возможности.

В литературе при обозначении проблемного поля возрастно-психологического консультирования наиболее часто встречаются три оплошности:

- первая связана с тем, что его, как правило, соотносят с трудностями, которые ограничиваются возрастом, имеющим непосредственное отношение к периоду массового обучения и воспитания (дошкольным, школьным, в лучшем случае, студенческим), то есть, по сути его отождествляют с психолого-педагогическим консультированием;

- вторая опосредуется тем, что спектр задач, предлагаемых для решения, характеризуется оторванностью от реальной жизни (Действенность подобных учебно-методических руководств по консультированию очень слаба.);

- третья сводится к недостаточности уделения внимания данному вопросу или с игнорированием в литературе по консультированию исследовательских данных или результатов практических достижений.

В теоретическом плане проблемам возраста посвящено огромное количество научных работ. Среди них труды - Г.С. Абрамовой, Ф. Берльера, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.В. Гамезо, Л.А. Головей, В.В. Давыдова, В.В.Зеньковского, Ю.Н. Карандышева, Г. Крайга, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Д. Лешли, А.Е. Личко, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, М.В. Осориной, Ж. Пиаже, Ф. Райса, А.А.Реана, Е.Ф. Рыбалко, А.В. Толстых Н.Ф. Шахматова, В. Штерна и многих других. Однако чаще всего авторы истоников ограничиваются раскрытием возрастных психических новообразований, кризисов возраста. В литературе, посвящённой психологическому консультированию, акцент делается на преодолении кризисных рубежей. Но практика показывает, что большое количество личностных конфликтов возникает не только на границе перехода из одного возрастного диапазона в другой, но и в рамках непосредственно любого из возрастных периодов. Для консультирования важен учёт не только переходных периодов, но и относительно стабильных стадий, что позволяет лучше понять внутренний мир клиента, характер его переживаний. Наиболее удачную характеристику возрастов в разрезе данной точки зрения дают специалисты-практики Г. Кваша и Ж. Аккуратова. Использование предлагаемых ими сведений, позволяет определить специфичные задачи каждого возраста, а, значит, обозначить основные направления, которых должен придерживаться в своей работе психолог-консультант.

В преддошкольный возраст ребёнка консультирование по его проблемам осуществляется только с родителями. Оно должно учитывать следующие особенности и задачи возраста. От 0 до 1 года ребёнок постигает трёхмерное пространство не имея возможности непосредственного соприкосновения с ним, без приложения динамических усилий. Тем не менее этот возраст чрезвычайно важен, поскольку в нём закладываются основы планирования всей жизни. Поэтому взрослым следует увеличить потенции ребёнка через использование похвалы, высказывание в отношении него восторга, ликования. Ребёнку необходимо уделять максимум внимания, организуя его зрительное восприятие, активизируя слух, и создавая условия для объективного постижения времени через усвоения ритмов сна, бодрствования, кормления, которые создают предпосылку планирования. Непринятие во внимание необходимости стимулирования сенсорного развития и соблюдения режимных моментов влекут за собой серьёзные последствия:

1) сбои в ритме сна и кормления нарушают временную ориентацию и негативно сказываются на способности планировать жизненные шаги;

2) нехватка зрительных (в этом возрасте необходимо предоставление возможностей обращения как минимум к трём основным цветам) и слуховых раздражителей приводит к сенсорному голоду и затормаживает психическое развитие;

3) недостаток общения провоцирует госпитализацию.

Период 1 - 3 года связан с серьёзной перестройкой организма, изменением привычек, режима. Ему свойственно множество кризисов, поэтому крайне необходимо следовать требованиям - минимизации активности ребёнка, увеличения осмотрительности и внимания. В этот возрастной период ребёнок кинетически осваивает начинку пространства, потенциально усвоенного им до года. Поскольку это возраст предмета и действия, то доступ ребёнку должен быть открыт ко всему без исключения, вплоть до "взрослых" вещей. Недопустимо ограничение зоны его активности миром игрушек. Родителям детей от года до трёх может быть рекомендовано:

а) обеспечение постоянной занятости ребёнку, и в особенности, его рукам;

б) учёт при создании условий для развития организма и силы ребёнка при организации его взаимодействия с предметным миром;

в) предоставление ребёнку возможности побыть одному в целях позволения осмыслить усвоенное, открытое им ранее в предметах;

г) снятие всяких ограничений и препятствий, мешающих свободному волеизъявлению ребёнка (даже, если оно неразумно);

д) обязательное потворствование проявлениям детской любви, ласки, которые закладывают основу любви на всю жизнь (если навыки выражения любви не будут сформированы в этом возрасте, они не появятся никогда);

е) содействие развитию детской силы (выступает как профилактика слабого здоровья);

ж) создание предпосылок к апробированию вариантов действий и операций и познанию сути объектов окружающего мира.

Дошкольный возраст (3 - 7 лет) - возраст обобщения предыдущего опыта и создания из его результатов разных моделей. Ввиду того, что это период одухотворения и ранимости, характер преодоления каверз возраста определяется мудростью родительского поведения. Фон данного жизненного отрезка составляют капризы, истерии, негативизм ребёнка. Главное приобретение возраста - овладение способностью управлять эмоциями, развитие ловкости, координации движений. С учётом указанных особенностей психологом может быть рекомендовано:

1) создание условий для полноценного физического развития в играх, что позволяет соблюсти принцип природосообразности: обеспечивать совершенствование моторной ловкости без принуждения и подавления воли и ущемления детских желаний;

2) способствование спонтанному проявлению всего спектра эмоций, что закладывает основу психического и соматического здоровья;

3) позволение ребёнку погружаться в свой внутренний мир, формирование условий для проявления им созерцательности и покоя;

4) содействие постижению окружающего мира и, прежде всего мира природы, в естественных природных условиях;

5) стимулирование познания мира речи через освоение его законов, активизация применения усвоенного в практике (как научится ребёнок разговаривать до семи лет, так будет говорить всю жизнь);

6) развитие детской фантазии и творческого мышления через привлечение внимания к результатам детской игры;

7) оказание ребёнку необходимой поддержки, проявление к нему ласки и нежности (их недополучение чревато впоследствии озлоблением);

8) учёт в воспитании гендерных различий: проявление внимания и уважения к принципам, которые складываются у девочек и составляют для них "правду жизни", выражение понимания мальчишеских шуток, их боевитости.

Среди рекомендаций есть ряд руководств, требующих особой строгости при их выполнении:

а) необходимость отказа от воспитательных мероприятий по закаливанию воли;

б) запрет на специальные воспитательные воздействия, содействующие наращиванию физической силы;

в) избегание действий, сдерживающих эмоциональные (в том числе и агрессивные) реакции ребёнка.

Промежуточный возраст между детством и подростничеством, длящийся с 7 лет до 12, отличается информационной наполненностью жизни ребёнка: столько информации, сколько он "проглатывает" в этом возрасте, он уже не впустит в себя никогда. Только в возрасте семи лет становится ясным, что за ребёнок воспитывается в семье. Своеобразие возраста заключается в том, что, с одной стороны, ребёнок ещё в семье, а, с другой, - уже приступает к активному освоению социума, и тогда (когда ребёнок подходит к границе 12 лет) родители теряют свою авторитетность и влияние. Период характеризуется многогранностью приобретаемых умений и навыков. Опыт формируется каждое мгновение, а потому важно создать для этого необходимые предпосылки: развивать интерес к самым разным деятельностям, учитывая их соответствие детским желаниям.

Воспитательно-образовательная деятельность родителей должна подчиняться требованиям:

1) любые проявления детской активности должны быть разумно организованы, но лишены постоянного руководства и контроля, что позволяет развить ответственность, самостоятельность, интерес к разным видам деятельности;

2) основные усилия по развитию навыков необходимо переместить в учебную сферу;

3) в воспитательных мероприятиях должно уделяться внимание повышению физической силы, ловкости, воли, но без оказания давления на ребёнка;

4) родителям целесообразно проявлять внимание к формированию морально-нравственных качеств личности ребёнка, используя в виде образца собственное поведение, соответствующее высоким нравственным принципам и моральным нормам (семейная атмосфера должна отвечать условиям честности, правдивости, уважительности и не допускать ложь, предательство, фальшь);

5) знания об окружающем мире должны подаваться масштабно, с избеганием детализации, нов систематизированном виде;

6) все детские действия и поступки должны подвергаться оцениванию, основанном на принципе справедливости, и недопускающему ложь и лесть;

7) при организации познания окружающего мира необходим учёт гендерных различий: девочки внешне более успешны в познавательной деятельности, но их достижения - перенятие родительских способов познания, мальчики хоть и производят впечатление не столь удачливых, но зато применяют собственные приёмы постижения мира, ибо до всего стремятся дойти самостоятельно;

8) в воспитательном аспекте большего внимания в данном возрасте требуют мальчики, остро нуждающиеся во внимании со стороны отца, который становится для них центральной фигурой, образцом для подражания;

9) при распределении активности ребёнка следует помнить о необходимости соблюдения охранительного режима и средствах защиты психики от перегрузок - в данном возрасте оптимальным считается сон.

Подростковый период (от 12 до 17 лет) выдвигает требование - проявление самостоятельности. Он подвергает проверке все достижения детства при апробации их в социуме, где подросток действует уже в отрыве от родителей. Наибольшие трудности здесь подстерегают мальчиков. Они мучительно переживают кризис, тогда как девочки спокойно продолжают учёбу. Переживание многочисленных критических моментов, испытывание затруднений по вхождению в социум, порождающие обилие отрицательных эмоций, способствуют активизации защитной функции, которая заключается в понижении чувствительности. Кроме того, данный возраст - источник создания молодёжной культуры, которая тут же внедряется подростками в социум, а результаты её внедрения незамедлительно оцениваются последним. Главные достижения - планы и мечтания, которые определят ход всей жизни, проявления способностей в соревновательной атмосфере. Однако завышенные амбиции часто сменяются комплексом неполноценности, а открытость - упрямством и догматизмом. Такие возрастные особенности диктуют необходимость введения некоторых ограничений в воспитании:

а) направление активности должно отвечать требованию разумности и адекватности;

б) в подростковых формированиях должна насаждаться дисциплина военизированного типа;

в) родителям следует отказаться от желания удерживать ребёнка в лоне семьи;

г) сексуальные импульсы должны сдерживаться, а энергия сексуального порядка должна быть перераспределена в другие сферы проявления активности (нежелательность сексуальной реализации связана с неизбежным снижением общего энергетического потенциала и с источниками, стимулирующими её выход наружу: стремление получить сексуальный опыт не продиктовано личным желанием, а является следствием влияния социальной группы.

При осуществлении руководства социальной активностью подростков надо учитывать такие социально-психологические аспекты:

1) резкое взросление мальчишек внешне проявляемое в отказе от детских игрушек, что отличает их от девочек, сохраняющих атрибуты детства;

2) закрытость девичьих групп и их ориентация на внешние авторитеты, и, напротив, открытость мальчишеских сообществ, руководствующихся авторитетами, выбранными внутри своей группы;

3) для девушек важно приобретение первого опыта любви, поскольку любовь составляет смысл жизни женщины;

4) любовь у подростков в большей мере романтическая (она распространяеся больше на недоступные, абстрактные объекты), но вместе с тем, неуправляемая;

5) волевые качества девочки-подростка - это сила, которую не может превозмочь ничто,

6) у представителей обоих полов сильно возрастает критичность, а вместе с ней и скрытность.

Период 17 - 24-х лет - отрезок жизни, когда индивид максимально приближается к познанию любви, считающейся по праву принадлежащей к области мистического. Порывы любви должны находить воплощение в сексе, что особенно важно для юношей, поскольку его сексуальность в этом возрасте будет выступать эталоном, на который он будет опираться всю дальнейшую жизнь. Однако пресыщение любовными похождениями тождественно потере квалификации. Его вред не меньший, чем от полового воздержания. Самый ценный опыт, который необходимо приобрести мужчине - это излияние своей любви, и не только на обожаемый объект, но и на весь мир. Ещё одним эффективным средством растраты энергии является спорт, ориентированный на силовую нагрузку. Девушки имеют несколько иную направленность в сфере межполовых отношений, их установка - вскружить голову как можно большему числу женихов в целях обеспечения богатства выбора. Причём целесообразности в этом не видят ни они, ни окружающие, видимо, это просто связано с животной сущностью человека (такая же тенденция отмечается у представителей большинства видов животных). Кроме того, стремление соблазнять мужчин никак не согласуется с центральной задачей, решаемой девушками в этом возрасте, - держать оборону. Для реализации своей тактики "введение в заблуждение" мужчин, они используют все доступные средства: красоту, истерики, капризы, слёзы, большой ум, бездну вкуса, прекрасный стиль, великолепную манеру двигаться и умение разговаривать.

Особые достоинства возраста - динамизм, накопление обилия информации и бесконечная практика. В соответствии с этим выдвигаются и основные задачи:

- в жизни должно происходить как можно больше перемен, которые могут касаться чего угодно: смены видов деятельности, выбора новых друзей, знакомых, перемены места жительства и прочего;

- овладению сведениями, позволяющими впоследствии решать жизненные и профессиональные задачи, расширяющими адаптивные возможности, способствует обычная институтская "зубрёжка";

- практические умения легко приобретаются в финансовой сфере, наибольшая благоприятность для этого данного периода связана со снятием внутренних запретов и ограничений;

- в целях реализации стремления к экспериментированию, необходимо включения в учебную программу максимальное число практических занятий;

- ощущение внутренней свободы активизирует волю, поэтому помещение в этом возрасте в закрытые условия недопустимо (армия также неблагоприятный вариант, в том числе и с точки зрения любви; её сублимация в армейских условиях выливается в дедовщину);

- связь с родителями должна быть минимизирована, особенно в отношении сыновей (лучшее место проживания - общежитие - кладовая опыта).

Самое важное, что необходимо учесть в работе с данным возрастом: упоительную динамику, потребность в апробации действий, исследовании своих возможностей, стремление к проявлению воли, любовную направленность. Оценка возраста, как сенситивного в развитии самостоятельности, и учет этой особенности позволят успешно решить его задачи и создать хорошую основу для благополучия в дальнейшей жизни.

Период, ограниченный 24 и 31 годами, характеризуется повышенным интересом ко всему культурному наследию, созданному человечеством. Его освоение оказывается возможным благодаря ослаблению целеполагания и снижению упорства, которое было свойственно в 17 - 24. Познание окружающего уже не поверхностное, а глубокое, детализированное. Поэтому в диапазоне 24 - 31 хорошо совершать путешествия куда угодно: в мир поэзии, музыки, точных наук... Отличительная черта возраста - безжалостность к себе и другим; её оборотная сторона проявляется в сентиментальности, чрезмерном романтизме. Однако предпочтительно избегать излишнего погружения в интеллектуальную жизнь, лишённую практической направленности, уходить от чрезмерного увлечения светской жизнью (игрой в аристократа) или, напротив, тенденции к аскетизму.

Представителям этого возрастного периода необходимо решить задачи:

а) выбрать увлечение, хобби, любимое дело;

б) определиться с профессией;

в) создать семью или подготовиться к такому шагу.

Перед женщиной, которая в этот период становится углубленной, ориентированной на интимность, проницательной, внимательной, и готовой распознать желания мужчины и приспособиться к ним, важно выбрать себе партнёра для жизни, а к 31 родить ребёнка, чтобы позже не испытывать неудовлетворённость и спокойно решать другие задачи. Следует отметить, что несмотря на предпочтительность родов в 24 -27 лет по физиологическим показателям, психологически оптимальным возрастом для них всё же является отметка около 31 года. Раннее рождение детей не даёт женщине ожидаемых ею преимуществ (Ей не удастся почувствовать себя освобождённой и наверстать упущенное в период ранней молодости: новый возраст диктует другие условия, ставит новые цели.). Решение задачи создания семьи для женщины сопряжено с трудностями и противоречиями: способность к глубокому пониманию мужчины согласуется с отсутствием потребности в нём (она обладает способностью и стремлением к абсолютной автономии). Поэтому отсутствие партнёра по жизни компенсируется карьерой, успехами по службе. Психологу необходимо принимать во внимание, что адаптационные возможности женщины выше, если до родов она успеет попробовать себя в профессиональной сфере. Требует учёта и тот факт, что 30 - летний рубеж для женщины является критическим периодом, ибо воспринимается как официальное завершение стадии "цветения" и приближение поры "увядания". Ввиду этого бытует мнение, что с 29 до 30 лет женщина проживает целое десятилетие, надеясь приостановить нежелательные физиологические изменения. В отношении мужчин подобная идея о "проживании 10 лет за год" затрагивает диапазон от 39 до 40 и касается внутреннего конфликта, связанного не столько с уменьшением физиологических потенций и старением, сколько с неудовлетворённостью оценкой собственных социальных достижений. В 30 лет мужчина представляет источник красоты, который милостиво позволяет собой любоваться. К этому возрасту ему необходимо жениться. Некоторые мужчины вступают в этот момент во второй брак, который значительно разумнее первого, что объясняется наступившей зрелостью и пересмотром ранее принятых установок, определяющих поступки и особенности жизнеустройства в целом. Считается, что по-настоящему мужчина являет собой то, что он есть на самом деле, только после 31 года, до этого момента в нём ещё нет должной серьёзности, ответственности.

С 31 до 42 - период, всецело посвящённый семье и дому. В нём овеществляются планы молодости. Поэтому в этом возрасте важно:

- создать семью;

- заиметь и благоустроить дом;

- поднять на ноги детей;

- сделать карьеру;

- совершить главное открытие жизни, обеспечивающее приращение в общечеловеческой культуре.

Для мужчины особенно значимо: сконцентрировать усилия на работе и карьере; уделить внимание обустройству хозяйства и рождению ребёнка, который принуждает его быть взрослым, смелым, сильным, самостоятельным и ответственным.

Актуальными задачами для женщины являются - построение здоровых отношений с мужем, внутри семьи, и рождение детей.

Поведение представителей обоих полов выстраивается исходя из следующих особенностей:

а) ослабление контактов с родительской семьёй и абсолютизация самостоятельности;

б) сосредоточенность интересов на семье и домашнем хозяйстве, детях;

в) уменьшение сексуального желания и смещение акцентов на сферу взаимоотношений;

г) уход от компаний, закадычных сотрапезников, весёлых посиделок;

д) усиление воли - веры в то, что получило внутреннее неопровержимое доказательство.

Решение указанных задач с учётом приведенной специфики позволят в одинаковой мере и мужчинам и женщинам чувствовать себя психологически комфортно, в противном случае, душевное равновесие нарушается. Проблемы в реализации задач возраста принуждают индивида задерживаться в развитии в пределах указанного возрастного диапазона, а непринятие во внимание условий, в которых это развитие должно происходить, указывает на уже имеющуюся фиксацию и застревание клиента на предыдущих возрастных стадиях, где основные задачи остались нерешёнными или выполненными частично, некачественно.

Период 42 - 55 - этап индивидуализации и сосредоточения на душе. Он требует переоценки пройденного пути, что провоцирует дестабилизацию самооценки, нарушение её адекватности, появление бесконечных сомнений. Поскольку оценивание связано с оглядкой на социум, становится актуальным избавление от общественной опеки.

У мужчин в 42 года происходит самый сложный в жизни кризис, который способен вылиться в депрессии, привести к неожиданным кончинам, самоубийствам и серьёзным нарушениям здоровья. Его причины разноплановы:

- наступление взрослости у детей, снимающей массу проблем, которыми мужчина жил до этого, их уход из родительской семьи;

- утрата женой былой привлекательности, в которой мужчина, вступая в фазу повышенной чувствительности и сексуальности, особенно нуждается;

- появление первых признаков старения;

- застой в работе или достижение установленного планами предела;

- потеря привлекательности обыденных социальных достижений и необходимость поиска успокоения и удовлетворения во внутреннем мире при отсутствии навыков получения того, к чему появляется стремление - мужчину начинает завораживать социум и общественные достижения других масштабов, более глобальных, однако у него нет для этого ресурсов;

- многочисленные внутренние сомнения и противоречия.

Мужчина может минимизировать последствия кризиса только лишь сфокусировав все свои усилия вокруг решения задач:

1. Сохранение приоритетов на семье и единой работе - если уход от них, прежних, неизбежен, то он должен быть внутренним, существенным.

2. Реализация планов, которые открылись в предыдущем возрастном периоде, в целях создания зримого и ощутимого, то есть отказ от грандиозных проектов и переориентация на реализацию минимального.

3. Повышение внимания к своему здоровью и приобщение к медицинскому знанию.

4. Оживление чувствительности и достижение расслабления через сексуальные игры, к которым должно относиться с осторожностью, дабы они не явились дополнительными источниками стресса.

5. Преодоление внутренней закрытости и зажатости в лоне семьи.

6. Тяжесть входа в диапазон 42 - 55 должна предупреждаться адекватной поведенческой стратегией - избеганием существенных изменений в жизни.

Для женщины, входящей в период 42 - 55, актуальным становится:

1. Взятие на себя ответственности за семью, решение общественных проблем.

2. Разумное управление обратной стороной своей железной воли (проснувшейся необузданной романтической любовью, которая при разочаровании мужем способна вспыхнуть по отношению к другому объекту).

3. Оказание помощи тем, кто находится в начале жизненного и профессионального пути посредством наставничества, организаторских возможностей, поклонения и выражения одобрения.

4. Преодоление кризиса конца возрастного периода, который обусловливается физиологией - вступлением в менопаузу, и связан с выходом на пенсию, являющимся преградой к свободному самовыражению в области общественной деятельности по оказанию поддержки молодым, нуждающимся в адекватном направлении их энергии. Сам стресс, опосредованный выходом на пенсию, острее переживается женщинами, ибо в этом возрасте они обладают большим энергетическим потенциалом для выполнения профессиональной деятельности, а их интересы к социальной жизни многогранны, глубоки и устойчивы. Поэтому резкое пресечение активности чревато для женщины серьёзными последствиями: резким ухудшением здоровья на фоне появившейся хандры, депрессиями, потерей интереса к жизни, семье, ближайшему социальному окружению, возрастанием конфликтности и прочими неприятностями. Профилактическими мерами и средством преодоления возрастных изменений и затруднений может служить установка на обращение женщины к делам в своей семье и социуме, интерес к его молодой части.

Таким образом, как для мужчины, так и для женщины возраст 42 - 55 является критическим. Только для мужчины сложным испытанием оказывается вхождение в возрастную полосу 42 - 55, а для женщины - выход из неё. Представители обоих полов нуждаются в особом внимании к ним и выражения понимания их со стороны других людей, независимо от их степени близости к находящимся в возрасте 42 - 55 лет.

Начиная с периода 55 - 70 лет коренным образом меняются возможности людей: способность превращать материальное в духовное трансформируется в умения материализировать духовную энергию. Индивид становится степенным, кажется, что он несколько отстранён от того, что происходит вокруг него, и окружающие начинают думать, будто жизнь в нём постепенно угасает. Однако это не так: человек, напротив, входит в фазу максимального творческого расцвета (на поверхность выходит всё, чему раньше не давал выхода разум). В этом факте есть и отрицательная сторона - наружу всплывают и все особенности физиологии, полученные в наследство (дефекты, предрасположенность к заболеваниям), и приобретённые в ходе жизни (являющиеся результатом неправильного образа жизни, травм, стрессов и другого). Чрезмерная склонность к мистификации, философствованию, фатализм, возникающих как результат заглядывания в будущее, пугают и направляют человека к эмпирическому опыту, к собственному телу, как к последней защите души. Поэтому здоровый образ жизни становится востребованным как никогда, он и определяет интерес к дачам, походам в лес, новым способам организации досуга - без перегрузок и напряжения.

Освобождение от социального страха даёт много преимуществ человеку, а особенно мужчине, этого возрастного периода:

- невозможную до этого способность к лидерству - человек может возглавить любые дела, повести за собой молодых и неопытных, обеспечивая им надёжное прикрытие, выйти на самые передовые позиции;

- постижение законов рыночной стихии, благодаря освобождению разума от догм (это в большей мере касается взаимодействия с финансами, а не производственной сферы, сил для занятия которой уже не осталось);

- новый всплеск любви, любви духовной, которая направляется либо на создание новой семьи, либо, что встречается чаще, на воспитание внуков (испытывающих в ней явный недостаток ввиду строгости родителей);

- повышение духовности, вследствие обращения к религии, Богу, накопление интеллектуального потенциала, увеличение осведомлённости о мире, и передача эстафеты и всего собранного запаса молодому поколению, покровительство молодёжи.

Но этот возраст даёт мужчине не только преимущества, но и таит опасности:

- не все с достоинством выдерживают напряжение, вызванное новым погружением в сферу любви, для них отношения могут закончиться душевным "надломом";

- некоторые не ориентированы на духовное возрождение, их освобождение от внутренней цензуры и неспособность противостоять давлению социума, его жёстким требованиям, приводят к моральному оскудению, убогости.

Для женщин социальное падение не свойственно, они не опускаются до низкого уровня. Поэтому их удел - оказывать поддержку мужчинам, которые находятся рядом с ними, смягчать их муки. Теперь ей приходится стать ещё сильнее для своего мужчины, сильно переживающего увеличивающуюся самостоятельность своих детей, для которых теперь сфера интересов сосредоточивается в собственных семьях и устройстве в жизни своих детей, тяжело переносящего потерю родителей, и нуждающегося по сути в материнской опеке. С выходом на пенсию страдания мужчины увеличиваются из-за появления чувства брошенности, ненужности социуму, на обеспечение благополучия которого им было потрачено столько сил и энергии. Отсутствие возможности хандрить: необходимо "держать дом", выражать участие мужу, являясь для него одновременно и матерью, и женой, и другом, и партнёром в его делах, не позволяют женщине расслабляться и "опускаться". Напротив, адаптация организма к новой физиологии делает её ещё более привлекательной. Красота внутреннего мира и сила духа придают обворожительность её внешности, способствуют продлению периода "расцвета". Если для мужчины - это период детства с многочисленными капризами, то для женщины - это фаза душевной молодости (основной кризис ею уже пережит).

Благополучное прохождение возрастного периода представителями обоих полов возможен при взятии ими курса на духовное возрождение, на проявление внимания и терпимости к своему партнёру.

В более поздних возрастных периодах (с 70 до 8585 и позднее) склонность к философствованию, оценке своей жизни, меланхолии увеличивается. Всё чаще приходится задумываться о смерти (она теперь всегда "бродит" где-то рядом - умирают знакомые, друзья, близкие). Поначалу это вызывает внутренний протест, тяжёлые душевные переживания, после - наступает смирение. Действенным средством смягчения стрессогенных внешних и внутренних воздействий является внимание со стороны детей, их чуткость, терпимость к нередким "чудным" поступкам престарелых родителей, чьи реакции, здоровье, действия оставляют желать лучшего. Психологическая поддержка на этом этапе оказывается, как правило, только в условиях учреждений социального обеспечения.

При работе с проблематикой возрастного характера психолог волен выбирать те теоретические позиции, которые для него наиболее привлекательны, однако лучше, если он будет действовать как специалист-эклектик. Именно исходя из этих позиций предложены выше приведенные сведения, ценность которых подтверждает руководство по психотерапии и психоконсультированию Э. Шострома и Л. Браммера. Использованный им эклектический подход позволил им выделить следующие стадии, имеющие значение для осуществления психоконсультационной практики:

1. Стадия независимости (от 2 до 3 лет) или "стадия автономии" (М. Эриксон).

2. Стадия усвоения ролей (от 4 до 6 лет).

3. Стадия конформизма (от 6 до 10 лет).

4. Переходная стадия (предподростковый возраст - от 10 до 13 лет).

5. Синтетическая стадия (подростковый возраст - от 13 до 20 лет).

6. Стадия экспериментирования (от 20 до 35 лет).

7. Стадия консолидации (от 35 до 50 лет).

8. Стадия инволюции (от 45 до 60 лет).

9. Стадия оценивания (от 60 лет до конца жизни).

Задачи каждой из выделенных ими стадий или их специфические особенности определяются самим названием. Психологическая помощь при этом сводится к оказанию содействия индивиду в их разрешении.

Таким образом, возрастно-психологическое консультирование предполагает работу непосредственно с личностью клиента, и она направлена прежде всего на формирование у него опыта, адекватного задачам его возрастного периода. Опору для осуществления возрастно-психологического консультирования составляют позиции и принципы:

1. Психическое развитие индивида происходит благодаря тесному контакту с

близкими людьми. В соответствии с этим положением, как указывают Эверест Шостром и Лоренс Браммер, все методы психологического консультирования основаны на взаимоотношении психолога с клиентом, причём консультант должен обеспечить атмосферу тепла и доброжелательности в общении, которая создаст благоприятную обстановку для психологического развития клиента. При этом определяющим условием выступает выражение любви и безусловное принятие индивида. Их отсутствие, особенно в раннем детстве, и снижает способность индивида справляться с возрастными задачами, порождает появление трудностей и переживаний, связанных с ними.

2. Разновидности проблем, обременяющих индивидуума, могут соответствовать его реальному возрастному уровню или более раннему периоду развития в случае, если он не был пройден должным образом. Человек при этом пасует перед задачами возраста, воспринимая их как чересчур трудные и, либо застревает в своём развитии, либо наращивает комплекс защитных механизмов, который ослабляет и искажает его продуктивный потенциал. Психолог, консультирующий клиента, чьи проблемы имеют прямое отношение к возрасту, должен распознавать, являются презентируемые клиентом проблемы типичными для его возраста, или они представляют перенесенные из прошлого нерешённые фундаментальные задачи.

3. Психологическое развитие индивидуума совершается прогрессивно и кумулятивно (характеризуется поэтапным наращиванием); интегративно и дезинтегративно (наряду с созиданием и сборкой происходит разрушение - взрослению предшествует отказ от детских поведенческих паттернов), подчиняясь принципам созревания и научения.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Продемонстрировать, как новообразования каждого возраста позволяют решать задачи последующих возрастных этапов.

2. Предъявление в виде таблицы возрастных периодов, выделяемых представителями разных психологических школ, с отражением задач и опасностей, таящихся в каждом из них.

Темы рефератов: 1. Современные требования культуры, препятствующие полноценному психологическому развитию индивидуума, и затрудняющие процесс свободной самореализации.

2. Современный взгляд на перечень возрастных задач, решаемых мужчинами и женщинами. Сравнительный анализ взглядов представителей разных эпох на возрастные задачи обоих полов.

Литература:

1. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 656с.

2. Психотерапия женщин / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. - СПб.: Питер, 2003с.: ил.

3. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. - М.: Независимая фирма "Класс", 2005. - С. 16 - 26.

4. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирвания и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 104 - 142.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.