Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.4. Стратегии и тактики по преодолению трудностей завершающего этапа




Цель лекции: знакомство студентов с особенностями проведения последнего этапа консультирования, со спецификой преодоления его сложностей.

План лекции:

1. Характеристика последнего этапа.

2. Перечень сложностей завершения процесса консультирования.

3. Тактики и технологии их преодоления.

 

Основные научные положения по теме

Завершающий этап психологического консультирования по протяжённости занимает 1/10 часть времени, отводимого на весь консультативный процесс, и предполагает решение задач:

1. Подведение итогов консультирования.

2. Определение перспективных задач для клиента.

3. Прекращение консультативного взаимодействия, - опосредуется степенью реализации целей консультирования, лицом, инициирующим завершение функционирования консультативного альянса, причинами, определяющими финал консультативного процесса.

Фиксация результата в психологическом консультировании характеризуется сложностью: трудно проверить действительность изменения поведенческой стратегии клиента и её внедрённость в жизненную практику; нельзя пронаблюдать, как трансформировалось отношение клиента и других, составляющих его ближайшее окружение по отношению к нему. Обычно в качестве критериев решённости задач психоконсультирования выступают:

- исчезновение симптома проблемы;

- позитивные изменения в жизни клиента за пределами пространства консультации;

- удовлетворённость клиента;

- мнение консультанта о состоянии клиента и решённости его проблемы

- показатели психологической диагностики.

Мнение психолога основывается на изучении изменений, достигнутых в результате функционирования психоконсультационного альянса. и основывается на ответах на вопросы:

1. Изменился ли клиент за время проведения консультирования?

2. Явились ли эти изменения результатом психологического консультирования?

3. Достаточно ли этих изменений для улучшения самочувствия клиента и его жизненной ситуации.

Именно ответ на последний вопрос позволяет консультанту принять решение о возможности прекращения психологического консультирования, исходя из оценки психосоциального благополучия клиента. Первых два вопроса предоставляют возможность психологу-консультанту аттестовать действенность, эффективность своей работы.

Решение второй задачи - определение перспективных направлений для проявления клиентом активности, - зависит от факторов:

- возможностей клиента;

- его способности планировать и особенностей в определении перспектив;

- своеобразия его личности.

Естественно, что каждый человек есть уникальная индивидуальность, имеющая определённую направленность, и, обладающая багажом потенций, свойственных только ей. Личностное планирование - это ничто иное, как определение направления хода своей жизни. Удачное планирование, проходя верификацию жизненной практикой, проявляет себя, как "субъективно оптимальный жизненный путь". При осуществлении планирования дальнейшей жизни должен соблюдаться принцип конкретности, который часто игнорируется обывателями. Он должен учитываться как в отношении событий, так и в отношении времени. Индивидуальное своеобразие в планировании проявляется в том, что один строит планы жизни, ориентируясь на отдалённую перспективу, другой - на ближнюю, не говоря уже о содержательных аспектах планирования. Завершая психологическое консультирование, важно определить для клиента и ту и другую перспективу. Однако упор должен быть сделан всё же на период, близкий к консультативному процессу. При этом необходимо учитывать условия:

а) план на ближайший период жизни должен быть конкретизирован по содержанию и по времени решения задач, обозначаемых им;

б) должны быть чётко определены критерии проверки его выполнения;

в) должны быть оговорены способы осведомления психолога об итогах его реализации, в том числе и на промежуточных этапах, связанных с решением отдельных задач. (На первых порах это имеет огромное значение для клиента, ибо поддерживает в нём мысль о проявлении интереса другим человеком к его личности, деятельности, отношениям; и для психолога, так как позволяет оценить действенность приложенных им усилий). Осведомление психолога-консультанта может производиться в формах:

- дистантного контактирования (открытка, телефонный звонок, передача информации через общих знакомых и прочее);

- близкого контакта (личная встреча в психологической консультации или за пределами её пространства).

Отдельным клиентам рекомендуется прийти именно в психологическую консультацию. Некоторым предлагаются эпизодические встречи для контроля за их психосоциальным самочувствием, для оказания необходимой поддержки в его стабилизации и решении поставленных задач.

Характер прекращения функционирования консультативного альянса может определяться разными причинами и производиться по инициативе психолога или клиента, будучи обусловленным мотивами и того и другого, что напрямую связывает его со степенью выполненности посталенных задач. Идеальный вариант - когда консультативный процесс завершается по обоюдному решению психолога и клиента. Только в этом случае правомочна формулировка: "завершение процесса оказания психологической помощи". Однако может быть принято и решение о прекращении психологического консультирования, причём инициировать его может любой из участников психологического консультирования.

Психолог выносит решение о завершении процесса оказания психологической помощи в случае:

а) если клиент достиг независимости;

б) если он принимает ответственность за свои проблемы и их разрешение;

в) если клиент сам обнаруживает проблемы и готов их решать без помощи психолога.

Помимо этого психолог может принять решение о прекращении психоконсультационного процесса, если обнаруживает:

!) что клиент не соответствует критериям психологического консультирования ("летун", больше подходит для психотерапии и другие случаи подобного характера);

2) что клиент имеет проблему, сходную по своей сути с непроработанностью ЭГО-состояния психолога;

3) что он сам (психолог) имеет недостаточно личностных и профессиональных ресурсов для решения проблемы клиента;

4) что сам (консультант) не готов к безоценочному принятию клиента и последний вызывает у него явную антипатию.

Клиент может принять решение о завершении психоконсультационного процесса или отказаться от помощи данного психолога и прервать процесс психологического консультирования. Решение о завершении процесса консультирования принимается клиентом:

- в случае успешной реализации задач, которые он преследовал;

- при удовлетворении им потребности в изменении психосоциального самочувствия;

- при преодолении трудностей, испытываемых им в деятельности и общении;

- при улучшении его физического самочувствия и прочих составляющих, определяющих его полноценное функционирование (то есть при удовлетворении запроса).

Прервать психоконсультативные отношения клиент может вследствие причин:

1) антипатии к психологу;

2) отсутствия видимых изменений, несмотря на длительность психоконсультационного процесса;

3) по настоянию лиц, составляющих ближайшее окружение клиента;

4) по объективным причинам (неспособности выполнять условия, определённые договором);

5) из-за последствий переноса и контрпереноса;

6) ввиду сопротивления.

Последние три причины имеют непосредственное отношение к личностным особенностям клиента, которые носят неосознанный характер и требуют основательного исследования истоков их появления. Особое внимание в ряду этих причин требует сопротивление. Первыми признаками появления сопротивления выступают:

а) утрата содержательности консультативных встреч;

б) быстрое наступление усталости у клиента, потеря внимания к происходящему на консультации;

в) забывчивость клиента о необходимости выполнять домашнее задание;

г) оречевление желания о прекращении психоконсультирования.

Успешное разрешение всех задач последнего этапа консультирования и достижение продуктивности функционирования психоконсультационного альянса обеспечивает выполнения ряда условий:

1. Организационного порядка.

2. Условий взаимного соответствия ожиданий клиента и возможностей психолога.

3. Условий личностного характера, - касаются как психолога, так и клиента.

Чтобы процесс консультирования был удачно организован, необходимо уже на первых его этапах определить и согласовать две характеристики:

1. Пределы психоконсультативного процесса относительно его содержательной стороны. Временные и пространственные границы также имеют большое значение, оно они детерминируются именно сутью психоконсультационных отношений, тех целей, задач и возможностей, которые её опосредуют. Естественно, что целевая направленность психологического консультирования не может быть обозначена чётко и полно изначально, но вполне возможно определение момента, где будет реализован запрос. Уточнение его формальных и содержательных характеристик осуществляется постоянно, по ходу процесса консультирования. Вносимые дополнения могут даже обусловить продление процесса оказания психологической помощи, но рабочее взаимодействие психолога и клиента будет уже касаться решения других задач. Предел (граница) реализации запроса, который был заявлен клиентом на первой встрече, должен быть всё равно точно очерчен, а момент его удовлетворения - зафиксирован.

2. Основания и критерии для принятия осознанного решения о завершении психоконсультативного процесса. Поиск оснований и определение критериев для завершения психологического консультирования осуществляется в совместном обсуждении психолога и клиента. Это обсуждение затрагивает ряд вопросов, требующих объяснения психолога:

1) о сложности и отсроченности во времени динамики психологического консультирования;

2) о возможных причинах рецидива в прибегании к использованию непродуктивных поведенческих стратегий;

3) о характере трудностей (проблем), с которыми столкнулся клиент.

Принятие во внимание данных условий есть ни что иное, как предупреждение снижения вероятности досрочного прекращения консультирования, и профилактика подобного финала работы.

Успех завершающего этапа зависит и от результатов анализа, направленного на выявление достижения взаимного соответствия между различными факторами:

1) потребностью клиента в изменении и личными и профессиональными возможностями психолога к оказанию первой помощи в достижении этих изменений;

2) мотивацией клиента к изменению и мотивированностью консультанта к оказанию помощи данному клиенту;

3) фрустрацией, вызываемой психконсультационным процессом у клиента и психолога, и способностью управлять ею;

4) явлениями переноса и контрпереноса и их своевременным распознаванием, учётом и искоренением;

5) возможным сопротивлением клиента и способностью психолога к упреждению его появления и преодолению;

6) стоимостью услуг психоконсультирования и возможностями клиента их оплачивать, способностью обоих участников к урегулированию вопросов оплаты;

7) способностью психолога-консультанта оказывать помощь и клиента принимать её и прочие.

Важно учитывать, что необходимо достижение согласованности как внутри факторов, так и между ними.

Учёт всех выше обозначенных условий и факторов, касающихся личности участников психоконсультационного процесса и непосредственно их взаимодействия, позволит получить исчерпывающие ответы на вопросы:

1) что изменилось в ходе консультирования?

2) в чём проявляются эти изменения?

3) насколько успешно осуществляется перенос приобретений, полученных клиентом в психологическом консультировании, в реальную жизнь?

При отсутствии ощутимых ожидаемых перемен в поведении, деятельности или жизни клиента, обязательно проводится работа по прояснению их причин.

Последний этап чрезвычайно важен во всех отношениях и для обоих сторон, представляющих участников психологического консультирования. Его трудность связана с тем, что клиент включает наработанный за время консультирования опыт в обычную жизнь, и вместе с тем, понимает, что в скором времени будет лишён эмоционально насыщенных отношений и поддержки со стороны психолога. В реальной жизни он и так в одиночку решает задачу внедрения в обыденную жизнедеятельность ЗУН, выработанных в психоконсультационном пространстве, но в его сознании всё же присутствует понимание того, что у него есть защита, своеобразный кордон, в виде психолога. То есть, несмотря на сложность обстановки действительности, где нельзя как в консультации поставить эксперимент, и проверить как работает та или иная поведенческая стратегия, определённая страховка у клиента есть. И, если что-либо не получится, то всегда можно получить объяснение, включающее ответы на вопросы: "почему?", "как ещё?", а также рассчитывать на некоторые рекомендации. Клиент понимает: вскоре у него не будет подобной подстраховки. Поэтому ему на завершающем этапе свойственна целая гамма неудовлетворительных эмоций. Он ощущает приближение большой потери - утраты отношений, которые сами по себе - "настоящая роскошь человеческого общения", и демонстрирует тревожность, вступает в первые фазы горевания. В этих отношениях он чувствовал, что его принимают со всеми его особенностями, которые до этого другие и он сам отвергал; понимают все его устремления, желания, действия и поступки; здесь ему доверяют; к нему относятся с уважением; и рассматривают как вполне способного решать любые жизненные задачи; видят в нём необходимые ресурсы и ждут от него самостоятельность и ответственность. В связи с этим клиент остро нуждается в понимании его опасений, в укреплении его веры в себя, в формировании у него психологической готовности самостоятельно справляться с жизненными неурядицами.

Психологу также нелегко проживать последний этап консультирования, действовать в его условиях. Затруднения, испытываемые консультантом, носят деятельностный и личный характер. В профессиональном плане сложности определяются:

1) прежде всего расхождением между первоначальными ожиданиями относительно результатов психоконсультативного процесса и реальными достижениями. Практика показывает, что все клиенты не стремятся к изменениям до тех пор, пока жизненная ситуация не принудит их к этому. Поэтому, как правило, они обращаются за помощью когда их проблема имеет уже немалый стаж и требует серьёзной длительной проработки. Между тем, каждый из них желает, чтоб она была преодолена в минимальный срок, без существенных энергетических затрат, и при этом не затрагивала никаких личностных образований, не изменяла коренным образом их образ и стиль жизни. Ригидность к изменениям проявляется в том, что они происходят очень болезненно и вяло.

2) необходимостью проявлять особое внимание к личности клиента, брать на себя максимум ответственности за результаты своего труда и адекватно направлять клиента в распределении им ресурсов в те области жизненного пространства, где внедрение полученных им в консультировании ЗУН наиболее актуально и вместе с тем доступно клиенту.

3) потребностью своевременной фиксации промежуточных результатов, качественно выполненным сравнением их конечным итогом для демонстрации клиенту его возможностей в самостоятельном преодолении жизненных неурядиц.

Личностные трудности по поводу расставания с клиентом опосредуются:

а) формированной личной привязанностью психолога к клиенту за время совместной работы;

б) уровнем самооценки и самоуважения, характером их изменения за период консультирования (самооценка и самоуважение находятся в тесной взаимосвязи с удовлетворённостью от результатов деятельности);

в) переживанием тревоги, возникающей в ответ на необходимость передать всю ответственность за результаты консультирования клиенту, который отправляется "примерять" их на ситуациях реальной действительности;

г) освобождением профессионального пространства, что принуждает к поиску нового участника для психоконсультационного процесса (клиента), который его займёт.

Вполне естественно, что инициативу и максимальную долю ответственности по преодолению трудностей завершающего этапа берёт на себя психолог-консультант. Главная задача, стоящая перед ним, - вовремя освободить жизненное пространство клиента. Другие задачи определяются этой и полностью подчинены её разрешению. А.Ф. Бондаренко к ним относит:

- подбадривание клиента и подчёркивание временных границ травмировавшей проблематики и консультативного процесса;

- анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении максимально возможной самостоятельности и самодостаточности;

- переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку глубже понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

- нахождение "золотой середины" между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоционального отстранения от клиента.

Благополучие прохождения этого этапа опосредуется успешность решения задач предыдущих этапов и напрямую связано с личностными и профессиональными качествами консультанта. Иногда неудачи объясняются игнорированием психолога ограничений, свойственных ему самому, как профессионалу и как личности. К первой группе относят уровень подготовки, ко второй, - соответствие типологии клиента и характера его проблемы ЭГО-состоянию психолога. Не менее значимыми показателями выступают:

- высокий уровень общей и профессиональной культуры психолога;

- сенситивность и способность рефлексии в отношении процессов, происходящих в консультанте и клиенте;

- личностная ёмкость, жизнелюбие и способность к партнёрству с данным клиентом;

- сбалансированность и удовлетворённость собственных базисных ценностей (финансовых и сексуальных в том числе);

-способность и умение выдерживать превратности работы с данным личностным типом клиента (удары по самолюбию, интенсивность переноса или сопротивления, притворства и другие);

- физическое, психическое и личностное здоровье психолога (от чувства юмора и знания собственных ограничений до адекватной энергетики и отсутствия или компенсированности невротических потребностей и черт).

Учитывая, что психологическое консультирование предполагает разделение активности между его участниками в определённой пропорции, следует постоянно помнить обоим (психологу и клиенту) о роли обоснованной веры в успех.

Завершение процесса психологического консультирования - одна из сложных стадий, задачи которой очерчиваются тремя основными: подведение итогов консультативной деятельности, определение перспективного плана и освобождение жизненного пространства клиента от влияния психолога. Необходимость решения этих задач, требует осознавания степени их трудности обоими участниками психоконсультативного процесса; а также оформления некоторого задела для успешного прохождения последнего этапа консультирования уже в начале совместной работы. Создаваемая основа должна включать определение пределов консультативной помощи и критериев, указывающих на удовлетворение запроса клиента. Арсенал, которым психолог должен вооружить клиента, завершая отношения с ним, - это: вселение уверенности, стимулирование самостоятельности, активизация ответственности, воспитание интереса к жизни, себе и другим людям, умение сохранять позитивное, оптимистическое отношение к жизни, формирование умения отстаивать свою жизненную позицию. Для этого используются такие основные методы: наблюдение (и его разновидность - самонаблюдение), анализ продуктов деятельности, биографический метод и методики по оценке эффективности практического выполнения клиентом полученных в консультации рекомендаций, отдельно выделяется процедура упрочения веры в себя у клиента по воплощению намечаемых на завершающем этапе планов в жизненную практику, а также приёмы убеждения, внушения, эмоционально положительного стимулирования и другие. Максимальное влияние на продуктивность работы оказывают личностные особенности участников консультирования и их потенциальные возможности выполнять некоторую работу. Поэтому пространство психологической консультации открывает неограниченные возможности для самопознания, самосовершенствования и психологу, и клиенту.

 

Задания для самостоятельного изучения

1. Определение возможных пределов психоконсультирования, устанавливаемых в рамках ведущих психологических концепций.

2. Очерчивание критериев, по которым психолог может определить, что клиент достиг предела консультирования.

3. Обозначение критериев, которыми может руководствоваться клиент для понимания необходимости завершения процесса консультирования.

4. Подбор речевых формул для решения задачи подведения итогов консультирования.

Письменное практическое задание: Разработка сценария завершающего этапа консультирования.

Литература:

1. Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. - СПб.: "Речь", 2002. - С. 189 - 203.

2. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - С. 43 - 47, 52 - 54.

3. Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. - СПб.: Сова, М.: Изд-во Эксмо, 2002. - С. 162 - 164, 179 - 181, 300 - 313.

 

РАЗДЕЛ 5. Проблемное поле, охватываемое консультированием, и специфика консультационного процесса в соответствии с типологией клиента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.